Туман

Катерина Зарева
 Моросил мелкий дождь. На ровной глади пруда расплывались тихие круги. Лежали, как на стекле, редкие, легкие, прозрачные, уже блеклые листья. Стоял туман.
--Материя для художника должна стать прозрачной. Это то, через что он видит сущность вещей.
--Что вы такое говорите? Ересь какая-то. Материя – прозрачна! Прозрачная материя – прозрачна. Непрозрачная -- непрозрачна.
--Для художника вся должна стать прозрачна, но в другом смысле.
--По-моему, вы говорите что-то, что лишено всякого смысла – и того, и другого.
--Однако, вы рассуждаете крайне жестко.
--А вы – слишком странно. Пойдемте лучше обедать. Уже полчаса как идет дождь, а вы сидите у этого болота и мокнете. Схватите насморк.

Из тумана появилась женщина в коричневой куртке и в берете.
--Туман, -- сказала она, -- а, это вы… И даже вы здесь. Странно. Что это вы тут делаете?
--Спорим о материи, -- сказал человекпод зонтиком и в плаще . – Художник уверяет, что она прозрачна. В каком-то его личном, умонепостигаемом, малореальном смысле.
--А-а-а… -- сказала женщина, -- материя… Замечательно, что вы не можете в это поверить даже здесь, в тумане. Вы, собственно, чем занимаетесь? Поведением? Соотношением организма со средой. Со средой! А вы совершенно не чувствуете состояния среды. Ат-мо-сфе-ру…
--В таком случае непонятно, почему вы соглашаетесь выйти за меня замуж.
--Это отдельный вопрос, не связанный с материей. Еще более сложный – почему вы сделали мне предложение? Вы сами этого никогда до конца не поймете.
--Вообще, собственно, -- сказал художник задумчиво, -- откуда вы взяли материю? Что такое материя? Материя вообще… Материя как первопричина… Материя как абсолют…Материя вне конкретного предмета… И чем, собственно, она принципиально отличается от абсолютного духа? Абсолютная материя… Абсолютный дух… Два конца одной прямой.
--Какой сумбур у вас в мыслях! Что за абсурд ваша абсолютная материя? Разве она может существовать вне конкретного предмета?
--Я об этом не говорю. Я только хочу сказать, что материализм в своем абсолюте – это тот же идеализм, -- сказал Художник. – Надо же о чем-то с вами говорить, если вы не чувствуете осени, тумана и дождя.
--Я, извините, не материалист, не идеалист, а реалист, -- сказал человек с зонтиком. – И никто вас не заставляет со мной говорить.
--Нет, вы сами на меня набежали, -- сказал Художник, -- а я просто стоял в тумане.
--Насчет реализма вы преувеличиваете, -- сказала женщина в куртке. – Многие стремятся быть реалистами, но мало кто этого достигает. Реализм – это объективность в познании мира. Неужели вы так самонадеянны?
--Здесь вы правы… -- задумчиво сказал человек с зонтиком, -- однако, прозрачность материи, возведенная в абсолют, может дать только один
эффект – замыкание в своей субъективности.
--Странно, -- сказал Художник, -- как может стремление постичь сущность вещей привести к замыканию в своей субъективности?
--По всей видимости, -- сказал человек с зонтиком, пытаясь одновременно удержать зонт и одеть перчатки на свои замерзшие тонкие руки,-- ваше стремление к постижению сущности вещей есть абсолютный критерий объективности?
--А что есть критерий?
--А кто его знает…Ваш критерий крайне сомнителен. Пойдемте обедать.
--В конце концов, -- сказал Художник, -- я просто стоял в тумане. Я имею право стоять под дождем. Я вообще лучше понимаю туман, чем вас. А вы набежали… (22.10.03.)