Охотник

Александр Туляков
ОХОТНИК

Прошло полтора месяца после того, как Лин Мессиан приехал в Сме-Шини. По всему было видно, что он приехал с какой-то задачей, целью или поручением. Сразу же он начал сводить знакомства со многими людьми и не только своего квартала, как делали многие, но и разных концов города. Слух о странном человеке дошёл даже до жившего на самой окраине Годельта Марка и до нелюдимого торговца Марса Одена, известного почти во всём городе, но нигде не бывавшего.
Несмотря на знакомства, которые Мессиан свёл с большей частью Сме-Шини, настоящим другом ему стал только некий Меттер Листран, его сосед. Листран был обыкновенным горожанином, не очень богатым и не бедным, жил с женой - очень хозяйственной женщиной, детей у него не было. Соседи почему-то считали Листрана чудаковатым, этот титул получил и Мессиан после того как его немного узнали в городе. Мессиан и Листран часто ходили друг к другу и подолгу разговаривали, увлечённые интересной темой пополам с чаем Анны Листран или с холостяцкой едой Мессиана.
Иногда друзья заходили в трактир «Старого рома» на берегу реки Вехтемёнг. В один из таких дней в трактир вошёл странный человек с подносом на шее. На подносе лежали разные товары, а на боку у него болталась сумка. Человек был слегка пьян. Он подошёл к стойке и потребовал себе рома. Выпив, пришедший закричал:
-Люди, налетайте - товар от Марса Одена! Свежее мясо, ткани новые, лично женой господина Одена тканые! А вот специально для посетителей этого заведения - водка, специально из России привезённая!..
-Дай-ка сюда свою ткань, - сказал подошедший к нему Мессиан. Он взял за конец одного из полотен и потянул на себя. Раздался треск, и ткань разорвалась. Вытащив остаток полотна, Мессиан закричал:
-Эй, господа, смотрите, какую ткань предлагают вам Одены! Она рвётся не сразу, а только если за неё потянуть. О, торговец, скажи мне, в каком году до нашей эры сделана эта ткань?
-Зря шутите,- сказал торговец,- вы разорвали лучшую ткань господина Одена.
-Лучшую? - переспросил Мессиан. - Если эта - лучшая, то я не представляю, как выглядят худшие. Наверное, они рассыпаются при первом прикосновении.
Торговец уже хотел-было уходить, но тут его подозвал к себе какой-то человек и что-то шепнул ему на ухо. Торговец кивнул и сказал несколько непонятных слов:
-Да, сегодня полетим на охоту в двенадцать. Шеф сказал, что скоро придёт главное дело.
После этой фразы торговец выпил поданный барменом стакан и крякнул так, что звук был очень похож на воронье карканье. Он оглядел весь трактир и ушёл, напевая что-то невнятное.

* * *
Этой ночью Мессиан решил выйти на улицу, чтобы привести в порядок мысли, которые пришли ему в голову в этот день. Улицы Сме-Шини были пусты, и только в некоторых окнах горел свет. Вдруг он услышал шелест крыльев и карканье. Приглядевшись, он увидел стаю серых ворон, летящих над улицей с какими-то предметами в клювах. Его поразили размеры ворон - каждая из них была больше обычной раза в три. А в их клювах Мессиан заметил предметы, весьма не свойственные воронам - у одной был телевизор, другая еле тащила на себе шкаф, третья надела на спину ковёр… Мессиан вжался в стену дома, чтобы они его не заметили, и увидел, что вороны всей стаей сели на мостовую, положив свои вещи туда же. И вдруг самая крупная из них, видимо, вожак, заговорила по-человечески:
-Ну что, братья мои, мы славно сегодня полетали. И крови напились, и много всего принесли. Молодцы.
Мессиан обмер - вожак говорил голосом Марса Одена. Он решил послушать, что они говорят.
-Давайте-ка полетим в наше место,- сказал вожак,- А то я чувствую здесь опасность.
Вороны подхватили свою добычу и полетели. Осторожно, чтобы не обнаружить себя, Мессиан пошёл вслед за ними. Ему пришлось бежать, так как вороны, несмотря на тяжесть вещей, летели довольно быстро. Наконец, он увидел, как они влетели в чердачное окно одного из домов. Мессиан дёрнул дверь дома, она открылась. Он прошёл по скрипучим ступенькам вверх, стараясь ступать как можно тише. Дом был тёмен, но в глубине одного из этажей был виден свет. Мессиан прошёл к этому свету и увидел большую комнату, наполненную всякими вещами - коврами, шкафами, посудой. На богатых диванах сидели люди. Мессиан присел, чтобы лучше видеть, и стал наблюдать за бывшими там. Люди курили, читали газеты, видимо, чего-то ожидая. Вдруг в комнату вошёл Марс Оден с самоваром. Разлив всем чай, он сел в отдельное кресло…
-Надо будет зайти к Одену,- подумал Мессиан. - Поговорить. Что-то тут нечисто.

* * *
-«…Увеличенный пустой канцелярский бланк выглядит странно» (Умберто Эко, «Отсутствующая структура») - я сначала прочитал не «странно», а «страшно». И понял,что это так. Увеличенный пустой канцелярский бланк действительно выглядит страшно. Страшно, что в этот бланк будут пытаться всунуть Человека в полном смысле этого слова; не келовайкаса (от праславянского «кел» - «род» и литовского «vaikas» - «младший»; младший член рода, отсюда слово «человек»), а именно Человека. И страшно, что это будет писаться одним келовайкасом для множества других, и множество келовайкасов будут есть одного Человека, будут властвовать над ним, - так говорил Мессиан Одену.
-Но если их много на одного Человека, то они слабее, точнее, каждый из них?
-Каждый из них слабее, но когда они вместе, они с`едят кого угодно. Помните: «бойтесь баобабов» (Экзюпери), «вы окружены крысами» (Грин), или как у меня…
-У тебя? Ты ещё и прозу пишешь? Ну… не удивлюсь, что и стихи.
-И стихи. А что тут такого?
-И где печатаешься? Сколько зарабатываешь? Ты торгуешь сказкой. Почём же твоя сказка? Скажи, я куплю.
-Я не торгую сказкой, я отдаю её тебе.
-Мне?
-Тебе, ему,- он указал на стоявшего рядом торговца - того самого, что был в трактире «Старого рома на днях,- тебе, ему, им, всем. Всем, кому это нужно. Я несу мечту в массы.
-Мечту? - переспросил его Оден. - И о чём же твоя мечта? Вот я мечтаю о том, чтобы заработать побольше денег, построить дом снаружи и изнутри, я прагматик. А ты кто?
-А я романтик,- ответил Мессиан,- разве не видно? Вот случись пожар, всё у тебя сгорит - дом, вещи все эти прибамбахи. И что останется? Душа? А она пустая. А у меня душа с мечтой.
-А у тебя и дома-то нет.
-Дома нет и начхать. Я живу в гостинице, ты знаешь. И мне хорошо. Для меня это не главное.
-А в каком номере и куда у тебя окна?
-В самом дешёвом, тринадцатом, окна на кабак.
-Да… - проговорил Оден, и было в этом «да» что-то воронье - то, что так удивило Мессиана в ту ночь. Мессиан пошёл к себе в гостиницу, раздумывая.

* * *
Вечером Мессиан сидел с Листраном в трактире «Старого рома» и рассказывал о своих приключениях последних дней. В этот момент заиграл оркестр и трактирный певец запел песню из репертуара Петра Лещенко:

Всё, что было,
Всё, что ныло,
Всё давным давно уплыло,
Утомились лаской губы
И натешилась душа.
Всё, что пело,
Всё, что млело,
Всё давным-давно истлело…

Мессиан сказал Листрану:
-Вот так всегда и бывает. Сначала человек молод, он стремится к высшему, к чему-то далёкому, он там, где кипит и бурлит весь Мир, где Жизнь. А потом он взрослеет, у него появляются года, и ему уже становится ненужным этот Мир. Ему хватает своего маленького квартирного мирка. Вокруг всё по-прежнему кипит и бурлит, а он сидит в своём углу, и ему ничего другого не надо. Вот так люди становятся мещанами. Знаешь, Оден мне сказал: «Ты торгуешь сказкой», а я ответил: «Нет, я не торгую сказкой, я отдаю то, что считаю нужным и буду это делать всегда, пока будет жив хоть один, кому это нужно».
-Оден - мещанин,- сказал Листран,- ты это знаешь. Он спекулирует гнильём, выдавая его за первосортный продукт, чтобы побольше нажиться. Он готов на любое предательство ради наживы. Он… да что я говорю, ты его сам прекрасно знаешь…

* * *
…Ночью Мессиан проснулся от звона. Открыв глаза, он увидел, что к нему, разбив стекло, влетела ворона. И опять его поразила величина этой птицы. «Оден»,- мелькнула в голове у Мессиана мысль. Он изловчился и схватил ворону за ноги.
-Кто ты? - спросил он ворону, которая в этот момент пыталась его клюнуть. - Ты Оден?
-Узнал! - каркнула ворона, и Мессиан узнал голос Одена. - Я пришёл к тебе. Я знаю, ты хочешь истребить нас. Ты за этим сюда приехал.
-Да,- ответил Мессиан. - Я истребляю паразитов общества. Ты не ворона, я знаю - ты Оден. Ты Марс Оден. Ты делаешь всё, чтобы добыть больше денег и вещей, ты идёшь на всё ради этого и пьёшь кровь у тех, кто не такой, как ты.
Но тут в комнату влетели другие вороны и набросились на Мессиана. Мессиан активно от них отбивался и выпустил из рук ноги Одена. Вороны наседали всё больше, сил у Мессиана оставалось всё меньше.
-Надо добраться до его сердца,- кричали вороны, - только пока он живой!
И тут произошло нечто странное. Сначала загремел гром, а потом вдруг вся комната осветилась, и что-то светлое вылетело через окно на улицу. Вороны пришли в ужас.
-Это его сердце! - закричали они. - Мы опоздали! Теперь всё!
-Глаза, закройте глаза! - крикнул Оден.
Но было поздно. Сердце Мессиана вылетело из дома и рассыпалось на множество частей, которые рассеялись по свету.
Из своего дома вышел Меттер Листран и сказал сам себе, увидев это:
-Вот. Мессиана больше нет, но теперь каждый, к кому попадёт кусочек его сердца, станет таким, как он, и будет бороться против всех, подобных Одену и его банде. Я обращаюсь к вам, люди. Ловите этих ворон.

Осень 1998 - 30 апреля 1999 г.