Обновление

Александр Туляков
ОБНОВЛЕНИЕ

Однажды к Аргентусу пришёл его друг, доктор Шинт.
-Здравствуйте, доктор,- приветствовал друга Аргентус. - Хорошо, что заглянули. Давайте выпьем чаю. Лима! - крикнул он жене. - поставь самовар. - Дальше он опять обращался к Шинту: - Пойдёмте, пока самовар греется, погуляем по моему поместью.
Во время прогулки по скотным дворам, где валялись довольные свиньи с двумя дюжинами поросят у каждой и коровы лениво обмахивались хвостами, лёжа в тени деревьев, Аргентус вдруг сказал:
-Знаете, доктор, я вам открою тайну. Я самый счастливый человек.
-Да? - удивился Шинт. - И почему же?
-Потому что у меня всё есть. Посмотрите вокруг,- он обвёл рукой своё поместье. - Ведь я живу в раю. Наверняка именно таким создал рай Господь Бог.
-А знаете, Аргентус,- сказал Шинт,- я недавно побывал в Новой Зеландии.
-И что вы там делали? Отдыхали?
-Ничего подобного. Я изучал кости древних животных, найденных там, а также и сам искал. Я ведь по призванию археолог.
-Что же вас вынудило туда поехать?
-Ничто. Только собственное желание. А вы когда-нибудь путешествовали?
-Нет, никогда. Да мне это и незачем, мне и тут хорошо.
Когда Шинт уезжал от Аргентуса, он сказал:
-Вы знаете, в Новой Зеландии я подружился с одним очень оригинальным человеком. Его зовут Годельт Марк. Я думаю, вам не помешало бы познакомиться.
-Но я не пущу своего мужа в эту… Зеландию Новую! - закричала Лима. - Говорят, она находится на острове и там живут большие хищники, которые едят людей!
-Господин Марк живёт в Сме-Шини, а это в двадцати километрах отсюда. Я напишу ему о вас, а вам оставлю адрес. Если захотите - поезжайте.
Через какое-то время Аргентус сказал жене:
-Надо всё-таки с`ездить к этому… Годельту Марку. Ведь доктор Шинт сказал ему обо мне.
-Господи, Жиль, куда тебя понесёт?! Разве тебе не хорошо тут, среди этого спокойствия и уюта, разве ты променяешь всё это на какие-то поездки, как доктор Шинт или как этот полоумный Марк?
-Нет, с`ездить надо. Шинт сказал, что он оригинальный человек.

Годельт Марк жил в небольшой хижине на берегу реки. В этом месте, в отличие от других частей города, река не была одета в гранит, и поэтому в половодье вода подходила почти к крыльцу хижины. Сам хозяин жил тем, что торговал рыбой, а также писал стихи, рассказы и статьи. Хотя хижина находилась и в отдалении от других домов, Годельта очень хорошо знала добрая половина Сме-Шини.
Когда Жиль Аргентус приехал к Годельту, его дома не было. Дверь открыла жена.
-Здравствуйте,- сказала она. - Вы кто?
-Я Аргентус,- сказал Жиль,- где я мог бы повидать господина Годельта Марка?
-А его сейчас нет, он на рыбалке, я его жена. А про вас я знаю, мы получили письмо от доктора Клауса Шинта, нашего нового друга: Годельт с ним познакомился в путешествии. Он называет это экспедицией, но я считаю, что для экспедиции это слишком далеко.
-А правда, госпожа Марк, что ваш муж - очень оригинальный человек?
-Лисси. Называйте меня просто Лисси. А насчёт оригинальности - да что вы! Обычный человек, заядлый путешественник и вообще романтик дальних странствий.
В это время вошёл Годельт.
-Ну и дела, Лисси. Всю реку изгадили,- сказал он, входя. - Пришлось до моря идти, а море - километров пять по реке. Туда-то ещё ничего, а оттуда, против течения, да ещё с рыбой… Здравствуйте, вы кто? - спросил он у Аргентуса.
-Жиль Аргентус,- представился тот. - Вам писали обо мне.
-Доктор Шинт? Да, писал. Что ж ты,- обратился он к жене,- соловья баснями-то кормишь?
-А нечем больше. Твой отчёт о Новой Зеландии вернули. Говорят, написал как приключенческий роман. А им надо по-другому.
-Ну и ладно. Сейчас рыбу сварим, и будет ужин,- сказал Годельт.
-А вы не боитесь в море выплывать? - спросил Аргентус у Годельта.
-Выходить,- поправил тот. - А чего мне бояться?
-А шторма? Они же засасывают.
-Кто засасывает?
-Ну кто… Шторма.
-Шторма, говорите? А как вы считаете, шакалы на Кавказе не ядовитые?
Вряд ли Аргентус уловил цитату из «Двенадцати стульев», поэтому промолчал.
За едой Годельт рассказывал Аргентусу о своих приключениях во всех путешествиях, в которых он побывал. Наконец, он сказал:
-Скажите, Аргентус, а не хотели бы вы попутешествовать со мной? Я скоро отправляюсь в Бразилию.
-В Бразилию? Нет, не знаю, вряд ли. Что мне там делать?
-Ну ладно, вы подумайте. А пока - ложитесь спать, уже поздно.
-Вы меня простите, Годельт, но я привык перед сном и иногда между сном что-нибудь читать. Вы не могли бы дать мне что-нибудь?
Годельт, не раздумывая, подошёл к полке и достал белую книгу.
-Вот, возьмите. Грин.
-Англичанин, что ли?
-Нет, русский. Советую.
-Ладно, спасибо.

Наутро Годельт Марк, войдя туда, где он поселил Аргентуса, не обнаружил своего гостя. На столе лежала книга - та, которую он ему дал. Она была открыта на словах: «Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны. Часть экипажа как уснула, так и осталась лежать на палубе, поборотая вином Грэя; держались на ногах лишь рулевой да вахтенный, да сидевший на корме с грифом виолончели у подбородка задумчивый и хмельной Циммер. Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…»
Годельт взял книгу и вдруг увидел на столе записку, в которой было написано: «Уехал в Бразилию. Спасибо вам, Годельт, за то, что меня обновили. Жиль Аргентус».

* * *
Лима Аргентус открыла дверь дома. На пороге стоял худой, оборванный, но, судя по лицу, очень счастливый человек. Лима не сразу узнала в нём своего мужа, которого не видела два года.
-Здравствуй, Лима, - сказал Аргентус. - Ты знаешь, я понял: мы жили раньше совсем не в раю. Может, это и был рай небесный, но рай земной совсем не такой.
-Жиль! - вскричала Лима. - Что же с тобой стало?
-Да, я изменился,- ответил он. - Мои руки огрубели, они стали сильными, как у моряков, мои ноги могут идти хоть несколько дней без остановки, но самое главное - я понял, что так, как мы живём, в своём отдельном логове - так жить нельзя.
Через какое-то время они распродали своё имущество, поселились в городке Калессе, что у устья той же реки, и стали там жить в небольшом домике, построенном Жилем Аргентусом, в дружбе друг с другом и со всем населением Калесса. Оба стали работать и вскоре приобрели известность как добрые, гостеприимные и отзывчивые хозяева, а также как мастера на все руки. Иногда они видят проходящего на лодке из реки в море Годельта Марка, и тогда Лима выходит на порог, а Жиль машет шапкой и кричит:
-Спасибо тебе, Годельт, за то, что обновил меня!
По вечерам, на обратном пути, Годельт часто причаливает к берегу Аргентусов и они ужинают, подолгу разговаривая о разном, в основном, о путешествиях, в которых они - и вместе, и по отдельности - не раз с тех пор побывали.

26 - 27 августа 1998 г., 0-20.