Кто есть кто

Иосиф Милькин
Как я уже говорил, в Чите жили мы на центральной Калининской улице, на втором этаже здания Читинского гарнизона. Там были жилые комнаты, где мы размещались, и комнаты с аппаратурой, на которой мы работали.
Здание штаба дивизиона находилось недалеко от нас, на той же улице. В штаб мы ходили только когда нас назначали на караул.
В здании штаба был длинный внутренний коридор. В конце этого коридора была комната, у дверей которой всегда стоял часовой. В эту комнату никого не пускали, даже командира нашего радиодивизиона.
В этой комнате работали два человека, муж и жена Мыльниковы. Мыльников ходил в военной форме, только без знаков различия. Мыльникова одевалась так, как будто только что приехала из Парижа с дипломатического раута. Это была изящная, очень красивая женщина.
Однажды я видел, как на крыльце штаба стоял Мыльников, покуривая папиросу. А перед ним навытяжку, как солдат на императорском смотру, стоял командир дивизиона, который для нас, одногодичников, был и царь, и бог, и воинский начальник. Кто они такие, эти Мыльниковы, никто из нас не знал.
Однажды, уже вернувшись после службы в Москву, я прочёл в газете указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами Ленина Мыльникова и Мыльниковой. Но тогда эти фамилии я никак не связывал с теми Мыльниковами, которые работали в секретной комнате нашего штаба. Узнал я это года через два, уже перед самой войной. Ко мне заехал старший лейтенант Леокай, работавший в нашем штабе. Я стал расспрашивать о наших общих знакомых, кто где и кто кем работает. Он сказал мне, что все на месте, кроме Мыльниковых, которые как уехали получать ордена, так больше и не вернулись. Так я узнал, насколько высоко была оценена работа Мыльниковых в Чите. Я вспомнил, что в помещении, где производился приём радиодонесений, было два приёмника, настроенных на определённую волну, и у этих приёмников круглосуточно сидели дежурные радисты. Раз в три – четыре месяца они записывали какие-то сообщения и тут же бегом относили их в секретную комнату. Потом я узнал, что в то время в Манчьжурии работали наши разведчики – брат и сестра, а в Японии, как стало известно много лет спустя, работал знаменитый Зорге. Так что вполне возможно, что Мыльниковы напрямую работали с ними.
Леокай сказал мне, что у Мыльниковой это уже второй орден Ленина. Первый она получила якобы за то, что не то сама выкрала из Парижа генерала Кутепова, не то организовала его похищение.
А ещё Леокай сообщил, что Мыльников являлся заместителем начальника разведывательного управления Генштаба. Тогда мне стало понятно, почему командир дивизиона стоял перед ним навытяжку.
Конечно, эту информацию теперь никак не проверишь, но тут уже такой принцип: «продаю за что купил».
Кстати о фамилии Мыльниковы: я не уверен, что это была их настоящая фамилия. Ведь разведчики такого калибра всегда имеют в запасе паспорта на разные имена и фамилии.