20. Развод, или как я выкупала свободу

Наталия Сидо
 19. http://www.proza.ru/2007/12/01/396

В начале 90-х годов  все изменилось в нашей стране. Да и той страны, в которой родились и успели стать взрослыми людьми, уже не было. Мы были как будто в гостях, в каком-то другом мире.
 
Зима 93-го года. Иду по длинному переходу в метро. Кто-то играет на гитаре, кто-то что-то продает, нищие просят милостыню. Группа женщин стоит рядом с дамой совсем не цыганского вида и слушает предсказания. Захотела узнать, что мне предскажут. Подошла моя очередь.
- Почему Вы ничего не говорите? Все очень плохо?
- Да и не знаю, с чего начать. Все будет: и взлеты, и падения. И развод с мужем. Да такой!
- Я не собираюсь разводиться.
- Ты, может, и не собираешься, но по линии на руке – точно будет. Ты только не отчаивайся. У тебя все потом будет. Но сначала он все до нитки отберет. Иди. Больше ничего не скажу.

Линии на руке не соврали. Развод был необычным.Нитки не забрал. А вот гвоздики и совочек взял...

Муж не хотел разводиться. Вдруг заговорил о том, что очень любит, что без меня жить не сможет, что он все делал для того, чтобы я стала лучше.

- Даже тогда, когда сахар учил размешивать? – спросила я.

Про размешивание сахара – отдельная история. Всегда,  угощая людей чаем или кофе,  спрашивала, сколько положить сахара и, только размешав его, подавала гостю чашку. Всех это удивляло, на это всегда обращали  внимание. А меня удивляло, почему людей это удивляет.

Однажды на отдыхе один приятель спросил:
- А почему ты так делаешь?
- Муж приучил. У нас в семье так принято.
- Слушай. Познакомь меня со своим мужем. Хочу ему руку пожать. Ты такая самостоятельная и деловая женщина, а как он тебя выдрессировал. Просто укротитель тигров и львиц.

Научил муж очень просто. Буквально в первые дни нашей совместной. Сказал, что  должна подавать уже сладкий чай. Поняла. Но забыла. И когда  подала кружку с налитым чаем, в который  забыла положить сахар, муж кинул эту кружку в меня. Она пролетела совсем рядом. Второй раз кружка попала в меня, когда сахар положила, но забыла размешать. После этого случая размешивала всем. Инстинкт срабатывал. И многому он так учил меня. И ведь научил!

Муж был уверен, что форма взаимодействия объекта и субъекта не столь существенна, так как главное, что после их взаимодействия образуется предмет, который потом становится в следующем взаимодействии объектом и… Философ, одним словом.

Он мог в три ночи меня разбудить и зачитать цитату из Маркса, обожаемого и почитаемого им ученого, труды которого читал и днем, и ночью. Сначала учился в адъюнктуре, потом работал преподавателем в академии, но никогда не работал в режиме от и до. Мог, когда хотел, читать, писать, спать. А я жила совершенно в другом ритме. И постоянно хотела спать. Но его это не волновало. Он будил меня среди ночи и часа два рассказывал, что он понял из Маркса. Действительно, иногда говорил очень интересные вещи. Потом ложился спать, а мне надо было уже вставать. Вот так мы жили лет десять. Однажды, когда он в очередной раз захотел мне что-то процитировать из Маркса,  сказала, что больше не буду его слушать и просто убью самым тяжелым томом из собрания сочинений великого классика марксизма-ленинизма. Он очень обиделся. Но больше не будил. Просто до двух-трех ночи не давал спать, рассказывая что-то про субъект и объект.

Прошло двадцать два года далеко не мирного сосуществования двух противоположных систем. Прислушавшись к совету сына, а главное к своему желанию сделать не так, как надо, а так, как хочу,  объявила о разрыве отношений с мужем. Начались долгие и трудные переговоры. Выяснение морально-нравственных причин нашего расхождения заняло не так много времени. Основной проблемой стал раздел имущества: двухкомнатная квартира площадью 52 кв.м, участок площадью шесть соток с возведенным на них сараем площадью 12 кв.м, «жигуленок» шестой модели, мебель, книги, всякая другая ерунда. Муж взял с меня расписку, что ему передаются дача, машина, книги, а также 15 тыс. долларов за оставленное имущество, обязательство купить для него однокомнатную квартиру и ежемесячно выплачивать 300 долларов до момента покупки квартиры. Эти требования  восприняла спокойно. Без обсуждения. Потому что понимала, что все бессмысленно. Удивило, что муж записывал, сколько стоили покупки, сделанные за нашу совместную жизнь. Поэтому счет за украшения, шубу и дубленку был обоснован до копеечки.

Муж уехал от нас осенью 95-го года: переехал в загородный дом к своему другу. У нас с сыном началась новая жизнь. Мы были счастливы тем, что нас никто больше не унижает, не оскорбляет, не избивает. В доме стало спокойно, чисто, а главное тихо.

В сентябре 98-го  года происходит дефолт. Мы все опять за несколько месяцев стали нищими. Позвонила бывшему мужу и сказала, что не смогу платить ему алименты в долларах. Мне нужно дать возможность адаптироваться к ситуации. «Нет, - услышала  в ответ.- Доллары. Завтра. Иначе размен квартиры».
 
Я была в отчаянии. Но господь меня не оставил. В одной крупной фирме  предложили работу по оказанию  помощи в решении некоторых вопросов. С зарплатой 300 долларов в месяц. Это была пятая моя работа в тот период. Но она дала возможность выплачивать мужу деньги регулярно и в срок.

Тем не менее перспектив по покупке однокомнатной квартиры для него я не видела. Иногда отчаивалась. Но чаще говорила себе: «Господь мне поможет. Он увидит, что это не каприз. Он поймет, что это надо».

"По вере вашей да будет вам". И поистине. У меня не было другого пути, кроме веры. И мне помогли. В начале уже нового века у сына удачно сложилась работа в одной компании. Он стал очень хорошо зарабатывать. И практически сразу, как только  удалось собрать необходимую сумму, купил двухкомнатную квартиру на Преображенке. Для папы и  своей любимой  бабушки Кати, которую невестка, точнее вдова ее младшего сына, выгнала из дома. Сын очень хотел, чтобы бабушке Кате было хорошо.

 Эта милая простая женщина была удивительно доброй, мудрой и сердечной. Она очень сильно любила своих сыновей, посвятив им свою жизнь, подарив им свою любовь -  слепую материнскую любовь. Младший сын умер в тридцать девять от передозировки наркотиков. Старший, ставший агрессивным и злобным алкоголиком-неудачником, так и не перевез бабушку Катю в новую квартиру. Она умерла в мае от воспаления легких в отделении по уходу за беспомощными стариками через два дня, как мы ее туда положили, когда узнали, что она заболела. Мне сказали, что на ее руках и ногах были следы от веревок. Теперь никто из нас не узнает, что и как было.  Несомненно одно. Мой бывший муж более полугода не переезжал в новую квартиру. Переехал через неделю после похорон своей матери.

В эти дни он достаточно часто приезжал к нам домой. Вывозил имущество: книги, посуду, ковры и другую ерунду. Я с ним не встречалась - поздно возвращалась с работы.
Муж снял картину, и на обоях остались  пятно и дырка от гвоздя. Захотелось чем-то закрыть. Нашла календарь. Пошла в коридор, чтобы взять молоток и гвозди в шкафу для инструментов. Открыла и увидела, что не только молотка, ни одного гвоздика наш папа не оставил. И почему-то сильно расплакалась. Сын вышел из своей комнаты, стал меня успокаивать. А я рыдала так, как будто потеряла что-то самое ценное для себя.

Дня через два  произошел другой эпизод. Пришла с работы. В квартире было очень грязно после очередного выноса вещей. Решила пропылесосить, чтобы убрать пыль, которая осталась на паркете от вывезенного ковра. Пылесос не нашла. Значит и его забрал Шурик. Открыла шкаф, чтобы взять веник и красненький пластмассовый совочек. Но их тоже не оказалось. Я спросила сына: «А совочек где?». Он обнял меня и сказал: «Мама! Пожалуйста, не расстраивайся. Папа забрал и пылесос, и веник, и этот чертов совок. Но он больше не приедет. Он уже все, что ему нужно было, взял. Только не плакать».

В этот  вечер плакать уже не хотелось.   Мне стало очень жалко своего  бывшего мужа. Этот самый совочек помог посмотреть на все другими глазами. Мои накопившиеся за годы замужества и последующие шесть лет выплаты ежемесячных алиментов ненависть, злоба, обида, раздражение превратились в жалость. Именно в тот момент поняла, что Саша глубоко несчастный человек, который не вертит в себя, в свои силы. Даже в то, что купит себе новый совочек.  Мы с сыном живем полноценной жизнью, работаем, зарабатываем, строим планы, мечтаем. А мой бывший муж и отец моего ребенка раздавлен жизнью, алкоголизмом, он потерял практически все и всех. Он очень несчастный человек. Да поможет ему этот красненький совочек.

Через месяц мы поехали в загс, подали заявление о разводе. В суд по вопросу раздела имущества обращаться было не надо. Мы все уже поделили. Еще через месяц  опять встретились в загсе. Нам вручили документ о расторжении нашего брака. Саша сказал, что и эту бумажку он возьмет себе. Конечно. Мне она была не нужна.

Когда вышли из загса,  пригласила уже по закону бывшего мужа в ресторан. Сели за стол. Он  опять начал что-то говорить, выяснять, объяснять. А я слушала и понимала главное: мне уже все равно, что он говорит, в чем обвиняет, что еще хочет. Когда наступила пауза,  успела сделать главное –  попросила у него прощения. За все. И сказала, что его тоже прощаю. Встала, оставила деньги для оплаты счета и вышла из ресторана. Села в машину и уехала от своей прежней жизни, полной обид, унижения, страданий. Меня ждала другая жизнь. Полная надежд, любви, успехов и радости. Все долги были отданы. Больше никому ничего не должна. Я была свободна. И формально, и фактически.

И еще. Тогда   впервые  ощутила, какое облегчение приносит прощение. Когда  искренне прощаешь и просишь прощения, действительно прощаешься с ситуацией, которая  мучит, угнетает и подавляет. Научиться прощать нелегко. Но, когда это получается,  понимаешь, что твоя жизнь становится другой. Я очень благодарна своему мужу за этот опыт прощения. Мне казалось, что его  не смогу простить никогда. Но получилось. Победила гордость и обиды. Не испытала унижения. Ощутила себя свободной от тяжелых воспоминаний. Постепенно на их место пришли хорошие и добрые воспоминания о нашей с ним жизни.

Единственная проблема, с которой не могу справиться до сих пор, - это недоверие к подаркам, которые мне дарят мужчины. До сих пор сидит  ощущение унижения, которое  испытала, когда бывший муж потребовал возмещения денег за украшения, подаренные им за годы совместной жизни. Деньги ему вернула, а все украшения отдала невестке и подругам. Кроме одного, которое бывший муж подарил за рождение сына. Его тоже потом подарила невестке. Как талисман сына.


21. http://www.proza.ru/2007/12/13/490