О теткиных устных сказках

Ольга Борисова
 В этом рассказе я не буду эти сказки описывать. Да я их и не помню. Остались только впечатления о них, да краткое содержание в памяти. А еще, с точки зрения моего сегодняшнего мировоззрения, предположение, откуда она их брала.
 Есть идея, попытаться тетю мою «разбудить» и попросить ее те сказки вспомнить и записать. Если она в состоянии будет сделать это? Боюсь, что неординарного человека жизнь сломила. Или силы духа не хватило противостоять всем ударам судьбы? Или недопонимание и равнодушие среды? Шутка ли: второй раз потерять одних и тех же своих детей. Понять ее можно, но душа не хочет принимать ее такой в конце жизни.
 Все-таки, родная тетя, одна из младших сестер моего отца. Их родители, мои бабушка и дедушка, приехали с Украины в Приморье в 1940-м году. Собственно, не приехали, а бежали с малолетними детьми. Пятеро их тогда было. Но двое, самых маленьких, по дороге заболели и здесь уже умерли. Помню те могилки в саду возле их дома, в деревне, которая когда-то называлась Большой-Силан. Сторожили рассказывали, что в честь основателя, которого звали Силантий. Потом уже, после советско-китайского конфликта на Даманском, село переименовали в Нагорное. Кто-то из властей, видимо, скопом отнес его к китайскому названию?
 Всего детей у них было 12, по сей день живы восемь. Между старшим братом, моим отцом, и самым младшим ребенком, 24 года. У меня разница с теткой самой младшей четыре года. А со сказочницей Тамарой – 7 лет.
 Старшие дочки замуж по выходили и разъехались, кто на Сахалин, кто во Владивосток. Остались две младшие дочери с ними. А на летние каникулы приезжали с детьми все в гости в деревню. Собиралось детей мал мала меньше.
 А вечером все дружно за Тамарой ходили и теребили ее: «Ну скоро ты с делами управишься? Ты же обещала сказку дальше рассказать. Хитрая, остановилась на самом интересном месте.» Нас, детей, под ее ответственность разместили спать на сеновале, на чердаке дома. Она нас и усыпляла сказками. Разные то были сказки. И страшилки тоже рассказывала: про оборотней, про вампиров. И были в ее сказках известные нам персонажи по тем сказкам, что доводилось читать. Но в основном, я ни тогда, ни позже, когда дочке своей читала сказки, не встречала в печати ее сказки. Да и она их не могла нигде прочесть. Родилась она в той деревне и никуда не выезжала. Библиотека была скудной. Да и, с точки зрения того времени, вряд ли, эти сказки кто бы опубликовать решился. Конец 50-х – начло 60-х годов. И сюжеты выбирала интересные, необычные, и интриговать умела. Так рассказывала, что мы слушали, затаив дыханье, про красивую сказочную любовь ее героев, про врагов русских, со страхом, ожидая развязки: победит ли добро зло или нет? Особенно, мне запомнились ее Змей Горыныч и Баба-Ежка. Он у нее тоже был зеленым, чешуйчатым, многоголовым и огнедышащим, но не страшным. Не ел он девушек-красавиц. В той сказке люди жили в селеньях, но еще крепости не строили для защиты. И этот добрый Змей Горыныч облетал селенье и охранял его от врагов рода. Такое у него предназначение было в ее сказках. И бабушка Ежка у нее не была людоедкой. Называла она ее бабушкой Ведуньей. Эта бабуля была старенькой. Присматривала за детками маленькими, в лес их водила, по грибы, по ягоды. Научит их, что можно брать в лесу и есть, а что нельзя. Они лакомятся ягодкой, а она травы лечебные собирает. И рассказывала сказки и былины детям, да так, что они их запоминали и дальше потом своим детям передавали, из поколения в поколение.
 Это в поздних наших сказках Ведунья уже превратилась в ведьму-колдунью, косматую, со спиной горбатой, носом кочергой, в страшную Бабу-ягу людоедку, живущую отшельницей в лесу в избушке на курьих ножках. Но остались отголоски от ее доброты. Ведь, даже в этих сказках, Баба-яга помогала тем, кто к ней по-доброму обращался, не боялся ее. На добро отвечала добром.
 Такое впечатление, что Тамара доставала те сказки из информационного пространства нашего рода. Да сама она еще девочкой была. Если мне было 6 лет, когда мы вернулись с Украины сюда, то ей было всего 13. Возможно, часть сказок она успела услышать от своей бабушки, моей про бабушки, которая была знахаркой в этой деревне? Краевые центры далеко, а в селе даже участкового фельдшера не было. Вот люди к ней и шли, кто с какой хворобой за помощью. Хотя их и не жгли уже в прошлом веке на кострах, но не разрешали лечить. Но тайно помогала: кому настоями трав, кому заговорами и молитвами какими-то.
 Но, в основном, тетушка импровизировала по ходу рассказа. Иногда, особо нетерпеливые из нас, ее пытали: «Ну скажи, чем хоть все закончится?» А она отвечала на полном серьезе: «Да я еще и сама не знаю». Такое воображение у нее было, я бы даже сказала, талант, а вот…..
 Сикась накось свою жизнь повернула. Наверное, в каждой семье у русских, украинцев, ну, в общем, у потомков славян, есть в роду такое горе: кто-то сильно подвержен «зеленому змию»? А, если женщина, - то это уже безвозвратно. Почти нет случаев возврата. На сколько известно, все в их роду были украинцы. Но в этой семье, только трое из детей голубоглазые и светловолосые. А остальные дети кареглазые и темноволосые, худощавые все. Наверное, где-то и цыганская кровь примешалась когда-то? Впрочем, если верить исследованиям генетиков, то у прославян, цыган и индийцев общий родовой корень. Наша Тамара очень была похожа на цыганку. Огромные карие глаза, густой темно-каштановый волос. Не красавица. Но такая веселушка-хохотушка, что привлекала и располагала к себе людей. Легко и хорошо училась в школе. Хотела бы дальше учиться. Но в их семье все доучивались до 8-го класса, а потом шли в техникумы или работать. Не было возможности у дедушки и бабушки им материально помогать учиться долго. Только четверо потом закончили институты заочно.
 Закончив вечернюю среднюю школу, поехала Тамара поступать в университет. Очень она историю любила и еще хотела выучиться на следователя. Но на первом же экзамене ее сразу срезали. Нашли в парте шпаргалку чужую. Но и слушать не захотели, что это не ее, что можно сверить почерк. Выгнали. Так она плакала от обиды и несправедливости. Но, погоревав, пошла учиться дальше: в техникум строительный. Вот там первая «проба» и была. Но не всегда первая «проба» приводит к паденью.
 А вначале была любовь, большая, страстная, красивая, которая закончилась свадьбой. Впрочем, закончилась она потом, - предательством. Жених был ее моложе на пару лет. Поженились они перед его армией. Пару раз успела к нему туда съездить, где-то в Сибирь его направили. А потом, то ли проспал, то ли прошляпил солдат на посту: вскрыл кто-то склад с оружием. Трибунал, тюрьма и несколько лет, то ли ссылки, то ли «химии». Тамара заканчивала учебу в техникуме. Моталась к нему в Иркутскую область. В очередной раз приезжает без предупреждения: телеграмма где-то затерялась. Ну и, банально: застает в пастели мужа постороннюю бабу. Очередной удар. Вернулась домой. И жизнь для нее потеряла краски. Стала серой и обыденной. По инерции в 25 лет выходит еще раз замуж, за холостяка офицера лет на 5-7 старше. Направляют его в Эстонию. Там у них родились дети погодки: девочка и мальчик. Что уже и как там получилось, но через несколько лет доходит до того, что муж подает на развод, ее лишают материнства и отдают детей по суду отцу. Конечно, было за что, наверное. Бабушка едет к ним, забирает дочку и привозит сюда. Здесь она уже дошла до ручки, что была привлечена к суду, как нигде не работающая, пьющая, как тунеядка. Был у нас при советской власти такой закон. Не знаю, что повлияло (я уже жила на Украине тогда), но ее определяют принудительно на работу по хозяйственной части в больницу в город Уссурийск. Там она бросает пить и начинает борьбу сама с собой и за возврат детей. Через несколько лет, пройдя многие инстанции, возвращает право на материнство. Но….девочка не смогла мать простить и осталась с отцом. А сын, 12-ти лет, уехал с матерью. Тамара и сама стихи писала, рисовала неплохо. И сын тоже, видимо, от матери способности достались, стихи сочинял. Тетка гордилась сыном. Вырос, выучился, армию отслужил, женился. Только женился на какой-то сектантке. Вроде, говорили, молились они богу, но с какими-то извращениями и оргиями. Развелся. Дочку забрал. Стали жить большим семейством: он, мать, отчим, дочка отчима и его дочка.
 А у тетки новое горе: сын подрядился в качестве водителя машины японские перегонять на запад, а его где-то в Сибири убили.
 И вернула она свой взгляд, говорят ее сестры, в стакан.
 Вот такая она ужасная получилась «сказка». В ее сказках, которыми мы заслушивались в детстве, всегда побеждало добро. Неужели в реальности зло ее победило?