Media sapiens 2

Мальхан
Сергей МИНАЕВ «MEDIA SAPIENS 2». Дневник информационного террориста. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 312 стр. Тираж 50 000 экз.

Продолжение нашумевшего романа. Что на этот раз проходить красной нитью через весь авантюрный сюжет? Автор предлагает свое видение окружающего мира.
Неверно полагать, что древний человек осознал себя человеком, когда изготовил первое орудие труда или орудие убийства. Человек стал разумным не после того, как загнал на охоте первого зверя, принес его тушу домой и зажарил ее на костре. Самое главное в истории человека произошло после ужина, когда он нарисовал углем на стене пещеры сцену своей первой охоты. Неуклюжий рисунок: маленький человек кидает копье в скачущего оленя. Именно после того, как он наивно решил, что его жизнь может быть интересна другим и кто-то из потомков воспользуется его опытом – человек стал homo sapiens. Человеком разумным. Потому что парой росчерков угля на стене, сам того не ведая, он сотворил Великое Информационное Поле и наполнил его первым контеном. Так началось глобальное распространение информации. Так родилась медиа.
После смерти этого первого безвестного художника прошли десятилетия, прежде чем медиа стала тем, чем она является сегодня. И помогла ей в этом единственная, по-настоящему сильная, человеческая страсть – страсть к власти. Люди всегда стремились господствовать друг над другом. В детской песочнице, постели, на службе, и главное – в обществе. Но власть, добытая силой, непрочна и может быть отнята более мощным противником. Истинная ценность власти в ее легитимности. Поэтому властные полномочия нужно было легендировать.
Рисунок на пещерной стене долгое время оставался объектом бескорыстного интереса тысяч человеческих глаз. Он был кристально чистым, не извращенным пока источником информации. Первичным объектом. Пока кто-то, нуждавшийся в легендировании своей власти, не догадался подрисовать оленю еще десяток ног и огромную голову с бивнями, а человеку, кидающему копье, - причудливый шлем. И тогда обычный пещерный придурок превратился в Героя, убившего Большого Зверя. А человек, переделавший рисунок, заявил о себе, как о вожде, ведущем свой род от того самого Героя. Так появилось великое искусство манипуляции. Человек использовал первичный объект в собственных целях. И толкнула его на это сама медиа. Так медиа стала разумной. Media Sapiens…
И все, что человек сотворил после своего первого послания миру, - произведения искусства, дома, храмы, крепости, автомобили, нефтяные вышки, атомные реакторы, космические корабли, компьютеры – все это являлось, по сути своей, средствами передачи информации. И вся история человечества стала подчинена производству контента. Человек рождался и умирал, любил и ненавидел, создавал и разрушал цивилизации, а медиа информировала об этом общество.
Что такое тщеславие, которое Церковь считает смертным грехом? Всего лишь стремление человека к тому, чтобы как можно больше других людей узнали о нем. Вся человеческая деятельность – это производство информационных поводов. Каждый из нас хочет стать главным ньюсмейкером. Для того, чтобы все прочие, узнав о нем, вскрикнули – ВАУ! И единственная среда, способная помочь ему в этом – медиа.
Как вышло, что весь Древний мир узнал об Афинах и Спарте, Александре Македонском и египетских пирамидах, Великой Китайской стене и Александрийской библиотеке? Каким образом современникам Римской империи стало известно о ее существовании? Благодаря кому она стала именоваться Великой империей, а не обычным государством? Купцы, странники, путешествующие историки, солдаты, рабы, крестьяне – все они несли с собой в другие страны рассказы о Колизее и роскоши римских домов. Эти истории обрастали подробностями и сплетнями, порождаемыми каждым новым рассказчиком. Так появилась молва – первое бессознательное средство массовой информации. То есть все та же медиа.
Потом появились новые носители информации – летописи и книги. Куски реальности вперемешку с домыслами и откровенным враньем, сшитые умелым пером летописца в угоду времени или своему господину. Большая часть описанных в них событий не имеет ничего общего с тем, какими они были на самом деле. Но теперь все это стало называться историей – фантомные короли и государства, живущие лишь на страницах книг и монастырских свитков. Другими словами, история есть лишь один из продуктов медиа.
Потренировавшись с прошлым, медиа стала манипулировать настоящим. Все началось с появления газет. Каких-то пару столетий назад обыватели дружно удивлялись, прочитав в столичных «Ведомостях»: «Из Парижу пишут. Небывалая саранча, величиной с мышь, роем осаждает юг Франции. Вред урожаю несет огромный. Очевидцы рассказывают о нападении громадной саранчи на людей. Вероятно приближение гигантской саранчи к пределам государства Российского». Стоит ли говорить, что среди читателей сразу нашлись и такие, кто сам видел подобную саранчу. То были еще цветочки. Из саранчи, летающей исключительно в информационных полях, медиа породила «всемирный масонский заговор», «всемирный еврейский сговор» и «всемирный призрак коммунизма» наравне с «империалистической угрозой». Мир наводнился медиапризраками, которые стали для людей реальней, чем они сами. Из простого источника информации медиа стала ее манипулятором и на вершине своего роста превратилась в модератора действительности. Не так уж и важно – случилось ли событие на самом деле. Главное – существует ли оно в медиа, а значит – в умах людей. Искусственно сгенерированные события стали кусками протухшего мяса, которые медиа подкидывает обществу, для того чтобы последнее ежесекундно плодило контент в виде своей реакции на увиденное. «Точка зрения», «аналитическое исследование», «прогноз», «дискуссия»: миллионы людей обсуждают событие, сотни тысяч журналистов и экспертов делают выводы. На самом деле – все это человеческие эмоции. Страх, ненависть, любовь, преклонение, отвращение – теперь сублимируются в ответные информационные потоки. Море контента есть то, что питает медиа. То, чем она существует.
Для медиа нет принципиальной разницы – как именно человек произведет ответный информационный поток. Сделает это работник СМИ в своей статье, либо простой смертный напишет что-то в своем Live Journal. Все это – контент. Каждый хочет быть известным, знаменитым. Любая старшеклассница может переплюнуть Чиччолину. Для этого нужно всего-навсего пару раз тряхнуть голой грудью перед веб-камерой на форуме preved.ru. Теперь каждый имеет свою трибуну. Человек человеку – медиа.
«Информация управляет миром» - девиз, который движет человечеством в новом веке. Будущее человечества – соответствовать трендам, рожденным медиа.
История Останкинской башни в изложении Сергея Минаева выглядит так:
Старожилы всегда называли Останкино местом гиблым и проклятым. В истории Останкино впервые упоминается в 1558 году. Тогда владельцем села Останкинское был боярин Алексей Сатин. Однажды явилась к нему некая сгорбленная старуха и заявила: «Не распахивай землицу, не тревожь. На костях, на останках она древнего люда, потому и Останкино зовется. Коль ослушаешься, прокляну это место и твой род в придачу». Не послушал ее боярин, прогнал старуху, а через несколько дней был схвачен и казнен по приказу Ивана Грозного.
Все последующие владельцы этой земли либо умирали безвременно, либо исчезали бесследно вплоть до графа Шереметева, выстроившего знаменитый Останкинский дворец. Да и освятить этот дворец не удалось: дорогу приглашенному митрополиту Филарету преградила слепая старуха. Шереметев создал знаменитый театр, который посещал император Павел I. В одно из таких посещений явилась горбатая вещунья, что-то шепнула ему и исчезла. Вскоре Павел был задушен. Сейчас здесь стоят многоэтажки, знаменитые печальной статистикой самоубийств. Эти дома иногда называют «раем для самоубийц». Так что не удивительно, что в день тридцатилетия Останкинской башни 5 ноября 1997 года горбатую бабку видели в отдалении от пышного торжества. Она появлялась то в одном месте, то в другом, тыча костлявым пальцем в небо, туда, где рассыпались разноцветными искрами огни праздничного фейерверка.
Мы стали жертвами средств массовой информации. Ведь получается, что ты владеешь миром, но при этом медиа владеет тобой.