История семьи, история народа. О. Юрков

Алексей Филимонов
«ИСТОРИЯ СЕМЬИ, ИСТОРИЯ НАРОДА»

 Олег Юрков. Обыкновенная история. Стихи. Рог Борея, СПб., 2007

Порой кажется, что сегодняшняя поэзия переживает кризис индивидуализма. Некое болезненное состояние души, возведенное в абсолют, приправленное почти выветрившимися духами блоковской «Незнакомки» и спёртым болотным духом, проникающим в дома и поэтические мирки.
Как выйти из этого состояния? Новая книга стихотворений Олега Юркова если и не даёт прямого ответа, то вносит новую неожиданную музыкальную стихию, светлую и легкую, в преодолении косноязычия мира и его разодранности. Эта книга диалогична – как советская поэзия в ее лучших проявлениях, которая питает во многом творчество поэта.

Сурова петербургская погода.
На небе – ни гармонии, ни лада.
Как будто незаконченная ода,
Герою неврученная награда.

И только тепло человеческих душ согревает это небо, неожиданно откликаясь на строки, в которых нет чужих и посторонних. Когда-то булат Окуджава благосклонно пригласил поэта в гости: «Будто к Блоку – молодой бунтарь… Попрощались, я стихи оставил, Дня через четыре позвонил. «Это были Вы? Так заходите! Переговорим. Я все прочёл». Ах, Булат, бурбоном не сочтите – Постеснялся я и не пришёл».
Деликатность свойственна поэзии О.Юркова, кажется, давно забытая в наш век писательской вседозволенности. Эти лучшие качества советская поэзия переняла у русской культуры, с которой были в непрестанном диалоге те, с кем и сегодня – явно или подспудно – беседует поэт: Ярослав Смеляков, Александр Межиров, Борис Слуцкий, Борис Пастернак: «…цени сейчас заветы Пастернака, Дающего урок пространственной любви». Гоголевская, шолоховская, набоковская тяга к большим, распахнутым пространствам – то, что во многом определяет русский дух и лежит в основах нашей поэзии, для которой едины в точке поэтического времени потерянный, но вечно близкий нам Крым, бухта Тикси, провинциальные и многим неизвестные города, к которым «Так грустно сквозь туман кремнистый путь блестит».

Язык поэта – это не в меньшей степени речь народа, который его окружает, не зря в русском языке это слова-омонимы. Вслушивание в разговоры, жалобы, бормотания, вглядывание в лица дает возможность разглядеть просверки слова вечного и прозреть лики. Какая огромная работа пройдена на этом пути! Труд литератора – чаша гнева и сострадания, претворяемая в волшебство музыкальных строф, где сами сизифовы муки творца вызывают зависть другого поэта:

Скажут мне: странен твой вкус!
А я позавидую крупно
Делающим искусство…

Обыкновенные истории – не только прямая аллюзия на роман Гончарова, но и своя трактовка человеческой жизни как противостояния косности и душевному увяданию. Роден, Айболит, Гомер, Бетховен, Дедал и Икар, Королёв, Брюллов, Гессе, актер Черкасов, старшие петербургские поэты Олег Тарутин и Леонид Агеев – собеседники дум. Как и те, кого поэт никогда не числит толпой: люди в грибном поезде, словно это блоковский символ России, – да, бедно и голодно живет народ, и только природа словно помнит о нем в годы инфляций и обещаний: «На проводах ворона присмирела. Ей непонятен наш грибной улов. А здесь толпа от качки одурела, ей от свободы не хватает слов». И правда – подлинная свобода – не капкан западного псевдолиберализма, а то, что завоёвано, и что невозможно отнять.
Как нельзя отнять у России Пушкина и оклеветать его – «Никто сегодня не пришёл случайно. Поэт народной памятью храним… Какие сны сейчас поэту снятся? Какая глубина и высота?» («Пушкинская годовщина»).

Там, в небесной России, поэт-современник запечатлевает свое поэтическое слово, «мужественно и скупо» говорит о главном – том, что почти невыразимо, и существует в единстве судьбы, музыки, образа и «странностей любви», которые суть подобия чего-то вечного:

Впередсмотрящих стынут клики.
Им там, на мачтах, каково?..
Ступай, не бойся. Только книги.
Графин и книги. Никого.