Точки на карте. Story 5

Денис Богомолов
А знаете ли вы, что практически все крупные международные научные форумы в последнее время проходят исключительно в двух странах? В каких? Китай и Южноафриканская республика. Такова их национальная политика - мол, мы не только экономически развиваемся, мы еще и оплот мировой научной мысли.
Итак, Пекин. Крупный биологический конгресс. Полторы тысячи делегатов из семидесяти с лишним стран мира. Организация конгресса – на самом высоком уровне, а это значит лишь то, что все гости накормлены, познакомлены со всеми основными достопримечательностями столицы Поднебесной, одарены сувенирами и приглашены на заключительный банкет. На третий день работы конгресса, после сытного обеда, участники лениво разбредались по своим секциям, обсуждали в кулуарах с коллегами - приятелями какие-то насущные биологические проблемы или делились своим бесценным опытом с многочисленными китайскими студентами. Я, как и многие другие «young colleagues» - молодые коллеги, то есть те, кому в районе тридцати, общался преимущественно со студентками Пекинского университета, коих было в изобилии в конгресс - центре. Все они очень неплохо говорили по-английски, поэтому особых проблем с общением у нас не возникало. Я живописал свои алтайские приключения, студентки в нужных, особо захватывающих местах рассказа взвизгивали и прикладывали ладошки к щекам.
И вот тут я вспомнил, что до сих пор еще не осуществил намеченное на сегодня важнейшее для всех загранпоездок мероприятие – обмен свободно конвертируемых долларов на ярко раскрашенную местную валюту. Курс в обменном пункте отеля был просто грабительским, и я поинтересовался у своих благодарных слушательниц, есть ли где поблизости обменный пункт. Оказалось есть, причем в самом же конгресс- холле...
Пункт встретил меня кондиционированной прохладой и весьма умеренным курсом. Похоже, именно поэтому у окошек собралось несколько делегатов нашего конгресса: кто-то с видимым удовольствием пересчитывал только что полученные юани, кто-то только намеревался совершить желанную процедуру.
Став обладателем заветного количества национальных денежных знаков я уже собрался было вернуться к своим студенткам, но тут передо мной возникла госпожа Бхогват...
Госпожа Бхогват – не только ведущий специалист и признанный мировой авторитет в области двустворчатых моллюсков. Она еще и чрезвычайно привлекательная особа, что на мой взгляд, гораздо существеннее, чем все ее научные титулы и регалии.
- Прошу прощения, - говорит госпожа Бхогват – Денис, вы ведь из России? –
 - Совершенно верно, - отвечаю я, польщенный такой осведомленностью признанного авторитета.
- Скажите, пожалуйста, - продолжает госпожа Бхогват – а сколько долларов дадут мне за это? –
Она протягивает три купюры: две - по сто рублей и одну – пятидесятирублевую.
 - А где Вы их взяли? - моему удивлению нет предела: рубли у индианки, приехавшей в Пекин!
- Понимаете, дело в том... – госпожа Бхогват явно ощущает некоторый психологический дискомфорт – мне их дали в качестве сдачи... –
- В качестве чего? –
- В качестве сдачи, в Старом городе. –
Тут я должен сделать лирико – краеведческое отступление. Всем известно, что во многих мировых столицах есть так называемые «Чайнатауны» - настоящие китайские кварталы. Так вот, вы не поверите, но китайский квартал есть и в Пекине! Он расположен практически в центре, неподалеку от площади Тянанмынь. Это лабиринт узеньких улочек, чехарда лавчонок с сувенирной продукцией, мельтешение бумажных змеев над головой, это постоянный гомон торговцев и жуткий смрад прогорклого масла, несущийся из окон и дверей бесчисленных забегаловок... А вот чего я не увидел, гуляя по старому городу – так это представителей закона, которых в других районах китайской столицы – с явным перебором...
Первый шок от увиденного и услышанного прошел, и я продолжаю расспросы.
- Вам эти деньги дали как сдачу в старом городе? Вы там что-то покупали? –
- Да, я купила там сувениры... –
- Китаец, у которого Вы купили сувениры, дал Вам сдачу этими деньгами? –
- Ну, в общем так, правда... это был не совсем китаец... –
- Не совсем китаец??? –
- Вернее, совсем не китаец, скорее европеец, наверно из восточной Европы или России... –
- Итак, Вы купили сувенир в Старом городе у человека европейской внешности. Он дал Вам сдачу рублями. А заплатили Вы ему какими деньгами? –
 - Ну конечно юанями! Я дала ему пятьсот юаней. А сувенир стоил двести пятьдесят! –
- Госпожа Бхогват, а Вы, когда забирали сдачу, на купюры смотрели? –
- Смотрела, конечно, но они тут все такие яркие и такие разные! Я увидела цифры на банкнотах – все было правильно. А потом я захотела купить кое - что еще, но у меня эти деньги не взяли, потому что это валюта другого государства. Ну, так сколько мне дадут при обмене русских рублей на доллары? –
- Мадам, у меня есть для Вас две новости, причем обе плохие! –
Госпожа Бхагват напряглась – они что, фальшивые? –
- Да нет. Насколько я могу судить, деньги настоящие, но дадут Вам за них не больше доллара, а обменять их Вы сможете только в Беларуси. Это – белорусские рубли! –
Блестящий пленарный доклад госпожи Бхагват несколько раз прерывался аплодисментами, что само по себе, весьма нетипично для сдержанного на проявление эмоций научного сообщества. Я сидел в зале, глядел на эту уверенную в своих силах и знаниях, высокообразованную молодую даму, выпускницу Кембриджа... Вот что значит полная отрешенность от мира ради науки! Ведь любая прогулка может обернуться настоящим приключением для того, кто ни на минуту не сомневаясь в правильности своего поступка, покупает КИТАЙСКИЙ сувенир у ЕВРОПЕЙЦА, находясь при этом в ЦЕНТРЕ китайской столицы!