Тайна матрикула

Иосиф Милькин
До революции в России девушек в университеты не принимали. Единственное учебное заведение, где девушки могли получать образование, равное университетскому, были Бестужевские курсы в городе Казани.
Моя тёща, Августа Германовна Павлова, до замужества Берсенева, любила хвастаться тем, что два года проучилась на казанских Бестужевских курсах. В подтверждение своих слов она показывала свой матрикул. Матрикулом называлась книжечка форматом с обычную школьную тетрадь, в которой был напечатан перечень предметов, которые преподавались на курсах и куда проставлялись отметки, полученные хозяйкой матрикула по этим предметам.
Августа Германовна показывала этот документ, но подержать в руках свой матрикул она никому не давала, говоря, что очень ценит и бережёт этот документ и боится, как бы его не испачкали.
Как-то раз я, подглядев, куда тёща прячет матрикул, в её отсутствие достал матрикул и внимательно прочёл всё, что в нём написано. Прочёл и понял, почему она никогда никому не давала в руки свой бесценный документ.
В матрикуле я прочёл, что курсистка Берсенева за два года учёбы на курсах умудрилась получить зачёт, не сдать экзамен, а получить только один зачёт и только по одному предмету. Предмет этот - Закон Божий. А по Закону Божьему плохих отметок вообще никогда никому не ставили.
А ещё тёща рассказывала, что в казанских кондитерских были очень вкусные пирожные. Из этих двух фактов я сделал вывод, что вместо того, чтобы скучать за столом в аудиториях, она предпочитала проводить время за столиками в кондитерских.