Лидерские качества руководителя

Маришенька
Пользуясь такой прекрасной возможностью, передаю привет всем студентам, так или иначе заглядывающих на мою страничку, именно на это произведение! Студентам, будущим управленцам, в первую очередь, экономистам, юристам и пр. А также преподавателям, которые читают рефераты студентов!




«Если хочешь стать настоящим руководителем,
 вглядись сначала в самого себя!»

Так и хочется задать вопрос: быть или не быть?.. Тема довольно-таки интересная. Лидер и руководитель, руководитель и лидер…

Как совместить эти качества друг в друге? И стоит ли совмещать? Руководители бывают разные, а лидер – он лидер, он первый. И все же есть ли у руководителя лидерские качества? Если есть, то какие?

Штудируя работы многих именитых авторов возникает бОльшЕе доверие к их богатому опыту. Мой не такой богатый опыт работы в коллективах руководителем, и лидером, и неформальным лидером тоже, подсказывает, что он «ЖелАет Знать»!

Я не могу выделить какое-то одно качество, да его и не существует или существует в головах у ограниченных, самовлюбленных людей, представляющих себя в роли всевышних (в худшем случае). Как не существует таблетки от всех болезней, так не существует какого-то одного качества у руководителя, лидера. Так и хочется писать через запятую.

По поводу разных руководителей есть и еще один аспект: руководитель-мужчина, руководитель-женщина. Принцип, хорошо один, а методы руководства - разные. Если одинаковые, то мужчина с женским укладом лидерства (назову это так), женщина с мужским укладом лидерства.

А цели лидерства все равно разные.

Могут ли у лидерства быть цели? Какие?

Лидерство или есть или его нет. Так.

Лидерство можно в себе развить? Можно, но не сильно, с помощью внешнего вмешательства (семьи, например, в лучшем случае), внутреннего (если кажется что не получается как-то, ну никак).

Возраст важен при идентификации себя как руководителя-лидера. Важен.

Преемственность в какой-то степени. В какой-то степени. В какой-то.

Кто он: высший руководитель, средний, низший? Любые изменения высший руководитель (почти всегда лидер) должен начинать с себя. Средний, осознав это, может стать высшим.

Итак, лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для группы цели. ОБЩЕЙ ЦЕЛИ!

Люди существуют в группах и именно через группу могут осуществлять свои замыслы. Лидерство охватывает и экономическую и политическую деятельность, и сферу досуга и развлечения, религии, образования, спорта, уличных банд…

Политическое лидерство особая тема, которой посвящена большая часть не моих исследований, а вот организационный лидер действует в организации и воздействует на членов организации.

Ключевой фигурой формальной организации является руководитель.

В какой же мере руководитель должен обладать лидерскими качествами? В какой – то степени, я согласна с Р. Стогдиллом, который выделил 11 ключевых позиций + 3 новых позиции:

1. Лидерство - центр групповых интересов. Лидер – духовно-эмоциональный центр группы.
2. Человек успешно добивается и удерживает лидерские позиции.
3. Лидер умеет добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведомых, умения улаживать конфликты. Группа подчиняется воле лидера.
4. Лидерское поведение.
5. Лидерство – достижение цели, результат, удовлетворение потребностей группы.
6. Лидерство – межличностные отношения, когда члены группы выполняют задание потому, что они хотят это делать.
7. Лидер умеет убеждать, поощрять, побуждать к действию силой СОБСТВЕННОГО ПРИМЕРА (политические, общественные, неформальные организации).
8. Анализ межличностных отношений. АнализиРУет. Влияние лидера на группу. ВлиЯет.
9. Лидер доминирует над другими, преодолевает сопротивление последователей.
10. Ролевая дифференциация. Один индивид влияет на других, а другие реагируют на это влияние.
11. Лидер стремится узаконить (легитимизировать) свой лидерский статус.
                +
        12. Эмоциональная зрелость.
        13. Видение перспективы.
        14. Следование особым ценностям.

Интересна идея лидерства у Г. Вайриха и Г. Контца «влияние, т.е. искусство или процесс влияния на людей таким образом, чтобы они добровольно прилагали усилия и энтузиазм для достижения групповых целей».

1. Лидер имеет последователей. Лидер без людей – не лидер.
2. БОльшее влияние на людей, чем у них на него.
3. Влияние на групповое или индивидуальное поведение других людей для достижения желаемых целей.

Лидерство – это группа, цель, власть, авторитет.
Лидерство – искусство, основанное на интуиции, и в отличие от менеджмента не предполагает возможности разработки правил и методик для осуществления эффективного лидерства.
В литературе доминируют понятия планирования, организации, мотивации, контроля. Кто необходим организации: хороший менеджер или хороший лидер? Успешный лидер редко достигает статуса в своей организации без того, чтобы вникать в детали, с головой погружаясь в процесс бюджетирования, заниматься оценкой работы подчиненных и самооценкой, активно включаться в организационную политику по принципу «ты мне, я тебе».

Д. Кемпбелл описывает поведение харизматических лидеров вне менеджерской ориентации. Он приходит к выводу, что лидерство признается большинством людей только тогда, когда налицо серьезный кризис… Я с этим полностью согласна.

Организация эффективна тогда, когда оправдывает ожидания и надежды людей, которые ее улучшают, укрепляют, преображают (если необходимо) для достижения поставленной цели. Сверхцели. Эффективные работники. Сверхцель и эффективные работники.

Лидер-руководитель поддерживает имидж, определяет судьбу организации.

Таким образом, руководитель как лидер быстро реагирует на повседневно возникающие рутинные ситуации и краткосрочные задачи (проекты); лидер как руководитель «характеризуется личной и активной позицией относительно целей организации, влияет на изменение настроений, представлений, идей подчиненных и нацелен на установление определенных потребностей и целей, определяемых направлением деятельности бизнеса. Результат – изменение представлений людей относительно их собственных целей, желаний и возможностей". Добавлю, не всегда, а ради завершения какого-либо значимого проекта. Но, это какой должен быть лидер-руководитель (!!!!), и, какие (!!!!!) подчиненные!!!

Интересен подход Э. Гроува к работе руководителей, лидеров. Этот подход мне близок, понятен. Смысл в том, что не надзирай, а показывай, как надо делать, являйся источником знаний, мастерства и искусства. Это, конечно, дано далеко не всем.

Д. Торрингтон и Дж. Вайтман добавляют, что не надо обладать только технической квалификацией, обучайтесь дополнительным знаниям. Но это относится к среднему звену руководства. Хотя как знать!?

Лидер - это настоящий капитан своего корабля – предприятия. Он четко определяет свои требования, свои цели и приоритеты и соответствующие им задачи персоналу предприятия. Способен объединить усилия персонала и поощрять инициативу, преодолевать издержки бюрократических механизмов и гибко реагировать на изменение внешних условий.

Лидер лично руководит отбором сотрудников своего аппарата управления и назначениями на посты управления. Активно использует личные контакты. Умеет делать выбор из альтернативных вариантов решений и принимать на себя ответственность.

Лидерство – это не только провозглашение больших намерений и высоких целей. Это и мобилизация широкой поддержки данной стратегии среди работников предприятия, мобилизация всех своих профессиональных, интеллектуальных, моральных, культурных ресурсов для претворения своих намерений в реальные действия и результаты.

Лидер – носитель новой философии управления. Он стремится не приказывать, а выслушивать коллег; психологически настроен на одобрение их предложений; сам энтузиаст и с готовностью поддерживает энтузиастов; активно пропагандирует опыт работников, добившихся успехов, и щедро их вознаграждает; стремится как можно больше общаться с работниками; предпочитает нестандартные решения рутинным; высокопрофессионален и ценит профессионализм у работников.

Вывод: Лидерские качества руководителя представляют:
• Способность управлять собой.(2)
• Разумные личные ценности.
• Четкие личные цели.(1)
• Постоянный личный рост.
• Решение проблем.
• Изобретательность, способность к инновациям.
• Высокая способность влиять на окружающих.
• Знание современных управленческих подходов.
• Способность руководить.(3)
        (Да, и такое бывает, что не способен, а хочется)
• Умение обучать и развивать подчиненных (не обязательно самостоятельно).
• Формирование и развитие эффективных рабочих групп.

Быть руководителем-личностью-лидером – высокое искусство. Не говоря «за» и «против» мужского и женского начал, все-таки считаю, что необходима целостность мужского поведения: «Чтобы уметь руководить людьми, достаточно профессиональных знаний, мужского строения тела и мужских гормонов».

Мнение.

Стиль ситуативного руководства актуален: приспособление к ситуации, решение, свой авторитет наяву, полагаюсь на сотрудников; делегирую задачи со всеми обязанностями и правами, достигаю поставленной цели.
 
Дома у меня висел одно время мини-плакат, выполненный собственноручно: «Мышление. Логика. Выводы. Движение». Откуда выписала не помню - наверняка, этот "слоган" вынашивался n-кол-во времени мною лично и корректировался с возрастом, опытом),т.е. выписала из головы, но это явно интуитивный женский подход к управлению своего Я, проявление лидерских качеств ДОМА и вне его. Это все говорит о том, что женщине начинать свою карьеру стОит дома, вынашивая, родив и воспитав детей, одного, двух и т.д. Начать с собственного домашнего очага.
Сама для себя я выбрала бы такой путь, как хранительница домашнего очага. Очень серьезная и нелегкая работа, кстати. Но если все правильно организовать, возрадуетесь плодам своего труда через дни, месяцы, годы, когда рядом совершенно любимый и любящий, состоявшийся муж, благодарные дети, внуки. Да, и Вы прекрасно все совместили, да, и Вы ничего себе, и мать, и жена, и любимым делом занимаетесь. Когда все успеваете?

Работа на производстве -  мужчина руководитель-реактор (хорошо видит ситуацию, эмоционально зрелый, разумно-критический подход).
2003 г.

II.

Вы думаете о себе, что вы - лидер?
Почему? И так ли это?
Или Вы всю свою энергию направляете в первую очередь на борьбу за лидерство? Силитесь выглядеть важным? Стремитесь достичь высокого положения и сделать карьеру? Страдаете самомнением? Ваша поза излишне расслаблена...превосходство.
 
Вы - интуитивен?
Вы хорошо разбираетесь в психологии руководства и в психологии вообще? По моим наблюдениям, некоторые руководители старой формации подвержены шаблонам, "вскормленные" прошлыми книгами, фильмами, льстивым окружением.

Вы - уникален в современном глобальном мире?

При беседе на ту или иную тему, Вы разграничиваете понятие "позиция" и "мнение"? Ведь Ваши высказывания не всегда могут совпадать с Вашей личной позицией в повседневной жизни.

Запоминаете и не путаете имена людей? "Равнодушие или презрение к чьему-либо имени демонстрируют последнюю стадию развращенности".

Подумайте о глубоко личных вопросах развития внутреннего мира. Наедине. Наедине. Сам^а с собою. Полезно!

Разберите подоплеку своих побед и поражений. Сам^а, сам^а. Ну, чтоб никто не видел,не слышал. Отдышишься - и дальше можно идти.

А как дела обстоят с удовлетворением собственных амбиций? Вместе с тем и социального интереса?.. А может Вы стараетесь выглядеть социально одобряемым в определенной группе?

И напоследок...
"Мы должны сохранять память
не об одних только деяниях людей,
но и об их словах".
Ф. Бэкон

Успехов! И всего самого наилучшего! )