Кое-что о квартирном вопросе

Иосиф Милькин
На углу улицы Сретенки и Бульварного кольца стоял красивый пятиэтажный дом. Квартиры в нём были просторные и очень благоустроенные: в каждой квартире имелись душ и ванна, что в те времена было большой редкостью. Кроме парадного входа с красивой лестницей был и чёрный ход, по которому из квартир выносили мусор в сборный бак, стоявший во дворе. Жили в этом доме ответственные работники НКВД. Так тогда называлось самое могущественное ведомство в стране.
Но было одно исключение из этого правила. Одну квартиру занимал гражданин Зайонц, работавший скромным директором картины на киностудии «Мосфильм».
Естественно, что среди руководящих сотрудников вышепоименованной организации были желающие поселиться в этом доме. Но для этого надо было выселить Зайонца, как не имеющего никакого отношения к этой высокой организации. Поэтому Зайонцу неоднократно присылались письма с предложением освободить жилплощадь. Зайонц внимательно прочитывал эти повестки и, аккуратно сложив, выбрасывал в мусорный ящик.
Как-то к Зайонцу явился сотрудник хозяйственного управления НКВД и осведомился, когда, в конце концов, гражданин Зайонц выполнит предписания управления и освободит квартиру. Зайонц сказал, что он это сделает, но прежде хочет получить указание от заместителя руководителя НКВД, ведающего хозяйственными вопросами. Таким образом, Зайонц очутился на приёме у заместителя наркома НКВД.
Зам. наркома в вежливой форме объяснил Зайонцу, что у него нет никаких прав на проживание в доме, предназначенном для ответственных работников НКВД, и спросил у Зайонца, сколько ему нужно времени, чтобы подыскать себе другое жильё. Зайонц всё это внимательно выслушал и сказал, что он выедет, как только получит от руководства НКВД приказ, отменяющий его право на проживание в этом доме.
- Ну что ж, - сказал зам. наркома, - если только в этом дело, то такой приказ Вы сейчас получите.
Сказав это, он вызвал секретаршу и продиктовал ей просимый Зайонцем приказ. Секретарша отпечатала приказ и принесла его на подпись. Зам наркома взял ручку, чтобы подписать приказ, но не стал сразу подписывать, а спросил Зайонца:- А, собственно, зачем Вам, товарищ Зайонц, этот приказ?
- Видите ли, - сказал Зайонц, - я получил эту квартиру по приказу товарища Дзержинского, как награду за разоблачение заговора левых эсеров в Москве. Естественно, что раз я получил квартиру по приказу, то и освободить её должен тоже по приказу. Вот Вы и отмените своим приказом приказ тов. Дзержинского и у Вас появится свободная квартира. С этими словами Зайонц достал из кармана бумажник, а из бумажника вынул листок с приказом Дзержинского. Показав этот листок открывшему рот от удивления зам. наркома НКВД, Зайонц вежливо осведомился:
- Вам всё понятно или нужны ещё какие-нибудь документы?
 Зам наркома быстро сообразил, что дело о выселении Зайонца может «пахнуть керосином», поэтому встал и, извинившись за беспокойство, сказал:
-Товарищ Зайонц, живите себе на здоровье, больше Вас никто беспокоить не будет.
И не беспокоили.