Альбом Рады и Терновника заговоры

Игорь Менщиков
Он вошёл в тёмную комнату, держа в руке тяжёлый подсвечник. Пространство сразу озарилось ослепляющим светом. Он поставил подсвечник на металлический стол и посмотрел на Её глаза.
– Здравствуй. Сегодня я, наконец, добрался до вещей из бабушкиного сундука. Она завещала их нам с тобой. Я нашёл старую шкатулку, а в ней – вот это. И письмо.
Он положил узкую картонную коробочку рядом со свечой. Искорка упала на картинку – новорождённый в центре космического лабиринта.
– Это письмо от брата. Он подарил ей этот диск. И бабушка держала его отдельно от всех своих записей. Я прочитаю Тебе это письмо. Хорошо?
Пламя свечи слегка колыхнулось.

Здравствуй, Леночка!
Сегодня 21 декабря 2005 года – день твоего рождения. Ровно в 21 час тебе исполнится 21 год и начнётся концерт Рады в клубе «Вереск». Жаль, что ты не смогла прийти вместе со мной. С другой стороны – это было правильное решение, потому что сейчас я пишу тебе это письмо. И прилагаю к нему новый диск «Рады и Терновника», который называется «Заговоры». Когда я послушал его… у меня не осталось слов. Я не знаю, как такое могло случиться, но этот диск, эти песни – они о тебе. Я не буду говорить тебе, почему – ты просто послушай их. Я немного расскажу о своём впечатлении. Расскажу, как смогу – что услышал, что увидел, что почувствовал. Наверно, этот диск – волшебный. Наверно, он знает о тебе больше, чем я.

«Заговоры» начинаются с Зимы. И пусть это условно, но очень символично. Условно, ибо новый год и зима не начинаются одновременно, к тому же, разбивка времени на календарь – дело рук человека. Но у Рады символично всё. Как ей удаётся с помощью набора знаков передавать запредельные ощущения? Да, помимо текста есть изумительные музыкальные средства и чудесный голос… Это – инструменты, и суть в том, как она их использует. Я честно скажу – я не знаю, как. Мне всё больше кажется этот вопрос бессмысленным.
Зима начинается с пронзительной декабрьской песни «А не быть ветрам». Это заговор на Возвращение. Это дикие трубы, которые призывают обратно. Это возвращение, которое, кажется, уже случилось, просто в него едва ли верится. Когда уходит боль – приходит её источник. И наоборот. Поэтому в первой песне делается первый шаг навстречу.
Песня «Чуяла птица» – продолжение, вторая часть этого шага. Мы с тобой ещё раз узнаём, что долгожданное возвращение нам кажется, поэтому плачем и говорим «до свидания». Это заговор на Прощание. Через которое необходимо пройти, чтобы случилось свидание.
«Змеи», третья песня, – символ боли. Боли спокойной и тихой, и заговор на Боль произносится неслышным шёпотом. И вносит сомнение. Которое быстро преодолевается, потому что по твоим следам идёт Весна.
Второй шаг – всегда ожидание. Мистическое. Переливающееся. Одинокое. Такова «Княгиня» – заговор на Ожидание. Весна приносит надежду, ведь мы знаем, что именно весной случаются чудеса.
И пока мы это знаем, они не случаются. «На озёрах лёд» – отказ от ожиданий и полноценный шаг в глубину. Тающая на глаза арфа звучит рассветом. Происходит заговор на Теплоту. Случается что-то необычное. Воспоминания о зиме и путешествии по тонкому льду постепенно отпускаются и улетают.
Вместе с шестой, майской песней «Ветрено». Это песня души ветра, заговор на Полёт. Мы ещё не знаем, что будет дальше, но мы это чувствуем. Потому что наступает Осень. Она наступает нежданно-негаданно после того, как мы понимаем, что нужно научиться приземляться.
Вместо Лета – песня «Холодно». Третий шаг – пройти через иррациональность. Она не поддаётся нашей логике, которая ушла вместе с ветром. «Холодно» – это снова слёзы и боль – слёзы, переходящие в дождь, и боль, становящаяся огнём. Огонь надрывно воет, а дождь смывает ощущение бессмысленности. Это заговор на Путь, в котором впервые сталкиваешься с потрясающим ощущением вечности.
В которой возможно пробуждение ото сна времени. «Горем запорошена» – заговор на пробуждение. Мягкий, нежный и снова пронзительный в своей тишине.
Ноябрь – «Липкие пальцы». Именно эта песня навела меня на мысль написать тебе письмо. Письмо, которое самовоспламенится после того, как будет дописано до конца. «Липкие пальцы» – заговор на Огонь, послание к огню, самый нужный дар для него.
Пламя приносит с собой Лето. Оно наступает, поменявшись местами с Осенью, оно звенит, журчит, звучит и призывает радость. «Трава» – заговор на Радость. Источник боли больше не вызывает её. Они хотят разделиться.
И это происходит – в песне «Улетая». Это происходит тяжело и вне наших человеческих снов. Трубы вновь играют набат. Мы последний раз вспоминаем об осени и говорим со временем. «Улетая» – заговор на Время.
Но что происходит? Лето завершается, как завершается любая фантазия нашего ума. Завершается его иллюзорный круг. «Солнце ясно», предпоследняя песня, – заговор на Свет, который одновременно и солнце, и человек. Между строк мы с тобой видим замыкание круга:

1 – «А не быть ветрам»
А не быть ветрам – да повеяли
А не быть огню – да порушен дом
А не быть зиме – да белым-бело за окном

12 – «Солнце ясно»
А куда не глянет – там война
А куда не ступит – там стена
А на небо глянет – там укор
А на землю ступит – там позор

Но и это ещё не всё, потому что есть 13-я песня. Рада назвала её «Сероглазка». Эта песня отдельна, она вне круга, она – исключение, подтверждающее правило. Снова ты услышишь магическое звучание арфы, и, может быть, узнаешь в «Сероглазке» себя – главную лирическую героиню этой сказки под названием «Заговоры». Может быть, ты услышишь негромкое, неторопливое, плавное обращение Автора к тебе в этой песне:

Сероглазка, куда идёшь?
Два глазика спят, а третий не спит
Жёлтая луна тебя зовёт
Куда идти говорит.

По круглой земле идти не свернуть
Горы-косогоры, реки, моря
Идти всю жизнь, петлями путь
Идти не свернуть – круглая земля.

Сегодня 21 декабря 2005 года – день твоего рождения. Сегодня Рада подарила нам свою сказку – и мне хотелось бы, чтобы она стала частичкой тебя.
Твой брат Пётр

Он аккуратно положил пожелтевший лист бумаги на металлический стол и подошёл к старому ветхому музыкальному центру, который уже 21 год берёг как реликвию.
– Вот такое письмо. Спасибо, что услышала его, сестрица…
Пламя свечи взволнованно затрепетало, отбросив тень на стоящий рядом с подсвечником портрет девушки в блестящей рамке.
Он вставил диск в проигрывающее устройство и нажал на «Play».