Молодые побеги - из книги Мелочи церковной жизни

Тина Гай
Круглолицая, рыжая девчонка с неприбранной рыжей толстой косой, выбивающимися во все стороны волосами, озорными зелеными глазами, светящимися как изумруды. Ей всего 17. Значит, родилась в 1990, в разруху, в самом начале войны и возрождения России. Значит, вот оно, народившееся племя, молодое, незнакомое. Уже впитавшее православие, наши традиции, укорененная в Церкви и вновь – в России. Русская красавица, Василиса из русской народной сказки.

Сильно заикается. Но вот что удивительно - никакого комплекса неполноценности. Жизнерадостная, веселая, смешливая, озорная, открытая, непосредственная. Пеппи-длинный чулок, только повзрослевшая и округлившаяся от доброты и счастья. Поражена, удивлена, откровенно любуюсь ею, хочу общаться еще и еще, набираюсь энергии, силы, молодости, счастья от того, что она рядом, что Россия ожила, засверкала, заулыбалась. Скучаю, когда не вижу ее. Она светится, не стесняясь своего дефекта, как будто все люди с таким же выговором. Читает в храме перед ночной Пасхальной службой Апостол. Сильно заикается, но идет вперед, читая и получая наслаждение от того, что делает. Когда впервые увидела и услышала заикающийся, ломающийся и срывающийся на петуха голос, порадовалась, что она решилась на это. Но потом оказалось, что для нее это не подвиг. Она не боится своего дефекта. Господь даровал ей это, пометив и отличив от других. В этом - радость и наслаждение. Я же, нормальная и здоровая, не инвалид, не увечная, но так не похожа на нее. Зажатая, напуганная жизнью и революцией, с немыслимыми комплексами, желанием понравиться другим, тщеславием, гордыней, человекоугодием, всеми мыслимыми и немыслимыми грехами, нажитыми за долгую жизнь, искалеченная образованием. И потому никогда не решилась бы на это. А если бы и решилась, то только и думала бы, как выгляжу, правильно ли читаю, так ли ставлю ударение, как меня слушают. А она! Просто чудо! Обыкновенное чудо!

Позднее увидела ее на службе. Она стояла на свечах так же естественно, как и читала Апостол. В простом одеянии, без всяких излишеств и прикрас, косметики и модных богатых юбок. Потом увидела ее здесь, в школе. И снова поразилась. Еще больше. Общается так, как будто мы не впервые встретились, а знакомы давным-давно. Легко отвечает на вопросы преподавателей, спорит, несмотря на дефект речи, мечтает петь в Церковном хоре. Потому и пришла сюда, чтобы научиться и быть в храме всегда. Легко рассказывает о себе, своей маме, работе. Ничего не боится. Как будто живет в совершенном мире добрых людей, которые никогда, даже в мыслях, не пожелают ей зла, не говоря уже о том, чтобы сделать что-нибудь с ней недоброе. Она отдает. Ей не жалко. И получает обратно с лихвой. Это удивительно, потому что для меня и мира, в котором живу, это так непривычно и противоестественно. Радость, возможная только если живешь в любви, ласке, уверенности, что с тобой ничего не может произойти дурного, потому что Он всегда с тобой. Вера, любовь, счастье, молодость, открытость, непосредственность и добро! Дитя храма, новое русское чудо! Новая веточка на вечной Лозе.