Колье Ланэ

Любовь Казазьянц
1.
 В зеркале отражалась горящая свеча. По ней медленно стекали слезинки воска. И они оплакивали лежащую на кровати, умирающую женщину. От порывистого дыхания больной и сидящей рядом родственницы пламя свечи то колыхалось, то дрожало, едва теплилось. Так и жизнь старой графини медленно угасала. Душа собиралась покинуть немощное тело, готовое погрузиться в безмолвную тьму тесной могилы и совершить тот неведомый путь в мир иной.
-Позовите внучку! Где моя девочка? Не могу уйти не простившись, - еле слышно шептала ослабевшая старуха.
Её лицо напоминало высохший, сморщенный плод. Остекленевшие глаза уставились куда-то вверх. Седые волосы разметались по подушке.
-Приведите Мариэль! Шевелитесь! – шёпотом зашипела сиделка в дверной проём из мрачной комнаты умирающей.
Служанка поспешила на второй этаж.
Со стен длинного коридора, с висящих рядами старинных портретов, за ней наблюдали разряженные молчаливые предки.
Мариэль молилась в библиотеке, стоя на коленях, склонив голову. Её губы беззвучно шевелились. Длинные светло-каштановые волосы плавно струились по спине и, скрывая лицо, ниспадали на плечи. В свете лампадки, волнистые пряди отливали золотом. Девушка взволнованно взглянула на вошедшую служанку.
-Что, надо идти? – тихо спросила она.
-Да, бабушка зовёт вас.
Спустившись на первый этаж, Мариэль бесшумно вошла в комнату умирающей. Графиня взглядом дала понять, что хочет остаться наедине со своей наследницей. Сиделка послушно вышла из комнаты.
-Возьми под подушкой свёрток, - шёпотом произнесла графиня, закрыв тяжёлые веки.
Внучка достала из-под подушки умирающей бабушки свёрнутый шёлковый платок.
-Разверни, - указала бабушка, не открывая глаз.
Девушка развернула скользящую ткань. В её руках оказалось изящное бриллиантовое колье в виде цветка хризантемы, с прозрачным синим камнем посередине цветка. Мариэль не могла оторвать глаз от искарящихся камней.
-Дорогая, тебе нравится мой подарок?
-Бабушка, ты хочешь мне подарить такую роскошь? – удивилась Мариэль.
-Да. Кроме завещания на дом, я оставляю тебе семейную реликвию нашего рода. Это золотое колье с бриллиантами и сапфиром, моя единственная ценность. Хризантема стоит целое состояние. Обещай беречь его как зеницу ока!
-Бабушка, но тебя не заменят и горы бриллиантов! Не умирай! Я хочу чтобы ты всегда оставалась рядом...
Она заплакала, изо всех сил сжав руку умирающей.
-Не плачь, деточка, так и будет! Посади на моей могилке плакучую иву. И... если я понадоблюсь, приходи ко мне в полнолуние, излей душу. А я помогу, совет дам.- Бабушка, задыхаясь продолжала. – Выйдешь замуж лишь за того, кто преподнесёт тебе украшение в комплект к моему подарку. Запомни, милая, счастье тебе будет только с ним. Что ж, прощай на этом...
-Но бабушка, как я без тебя?
Мариэль припала к её груди, заливаясь слезами.
-Мне трудно говорить... Срок мой на исходе.
С этими словами скончалась старая графиня. Дух покинул её одряхлевшее тело, осушив океан желаний, моря радостей и горестей.

2.
Из дневника Мариэль.
2 февраля 1950 год.
Я тяжело переживаю утрату. В эти чёрные дни меня ничего не интересует. Всё только плачу.
Впервые увидев смерть, я воочию убедилась, как она коварна: приходит не спрашивая, забирает кого попало и здоровых, и молодых и старых не забывает.
Кроме бабушки у меня не было никого на свете. Как же я смогу жить без неё!? Одиночество пугает меня.

Похоронили бабушку тихо, без почестей. Родственники, жившие неподалёку, считали себя наследниками графского состояния, но когда узнали, что ошиблись по поводу наследства, а дом, к их сожалению, завещан мне, даже в похоронах участвовать отказались.
В день её похорон я поняла, что и в жизни, и в смерти всё решают деньги.
В тот день шёл снег. До кладбища гроб везли на деревянной телеге. Я наблюдала как в последнем танце, приближаясь и падая на крышку гроба, они медленно покрывали его чёрную шершавую поверхность. И быстро замерзали на морозе, образуя тонкий слой льда.

18 февраля 1950г.
Сегодня исполнился месяц, как я осталась одна. Мы отметили первую печальную дату с прислугой Изольдой и Дораном. Я знаю их с младенчества. Они давно стали членами семьи Ланэ.
Вспомнилось детство. Я очень любила отца. Он баловал меня. Маму помню смутно, она умерла, когда мне было три года. Папа погиб при невыясненных обстоятельствах: поехал в Польшу за товаром, и не вернулся. До войны он был комерсантом, торговал тканями. Мне тогда исполнилось пять или шесть лет, точно не помню.
Когда началась война, мы с бабушкой уехали в Швейцарию к брату моего отца. О войне я узнала гораздо позже. И думать об этом страшно! Войну я вспоминаю как коллективное помешательство.
Почему люди убивают друг друга? Откуда такая ненависть!? Ведь, даже звери никогда не убивают себе подобных. Они идут на убийство только из чувства голода или самосохранения. Трудно представить, что какой-нибудь тигр сознательно загрыз своего соплеменника из ревности или позавидовал большему количеству пятен на его шерсти. А люди готовы убить любого невинного человека просто так, без видимой причины, из чувства превосходства.

25 августа 1954г.
...Со мной произошло большое несчастье! У меня украли самое дорогой, что осталось от бабушки. Я не выполнила данного ей обещания. А значит и не смогу выполнить её наказ о моём замужестве. Мне не с чем будет сравнить будущий подарок жениха.
Ходила к бабушкиной могиле в полнолуние и рассказала о случившемся горе.


3.
Израиль, Тель-Авив. Весна 1972 г.
В захолустном углу на улице Аленби находится маленький неприметный магазинчик, типа ломбарда. Внутри, за прилавком – очаровательная молодая продавщица раскладывает ценники на товар. Звонок колокольчика заставляет её обратить внимание на вошедшего импозантного мужчину лет сорока, в дорогом костюме, с хвостиком на затылке. Он подходит к прилавку и, мило улыбаясь, спрашивает на иврите:
-Здравствуйте, я бы хотел приобрести какую-нибудь безделицу для своей невесты. Мне нужна вещь непременно изящная и дорогая, желательно антиквариат. Что вы мне можете предложить?
-Это зависит, уважаемый, от размеров вашего кошелька. На какую сумму вы рассчитываете сделать приобретение? Или вас интересует вещь как таковая?
-Я думаю, последнее.
-У вас есть фотография вашей избранницы?
-А это ещё для чего?
-Ну как же! Чтобы подобрать подходящее украшение мы должны исследовать вкус каждого клиента до мельчайших подробностей. Если вы, к примеру: покупаете колье, ожерелье или серьги, они должны сочетаться с обликом женщины, с её вкусом. А вкус, как известно, можно определить по стилю одежды. Следовательно, мне необходимо иметь представление об образе заказчика. Если он или она отсутствует, как в вашем случае, это можно сделать по фотографии. Если же вы желаете приобрести браслет или кольцо, надо знать размер пальца или запястья.
-А-а-а! Надо же, какая сложная наука! – воскликнул брюнет, покачав головой, и смачно прищёлкнул языком.
-Вы уже решили, что конкретно хотите приобрести? – поинтересовалась продавщица, изучающе  глядя на покупателя.
-Как что? Украшение, естественно.
-Это понятно. Я спрашиваю о виде украшения, только тогда я смогу вам что-либо посоветовать.
-Ах, так! Я думаю... бриллиантовое колье или серьги с бриллиантами.
-Что ж, хороший выбор! И так, преступим.
-Подойдите ,пожалуйста, сюда. В антикварном отделе у нас имеется богатый выбор красивых вещей, посмотрите сами! Если пожелаете, я помогу выбрать.
-Извините, я вспомнил, у меня есть фотография! Вот, пожалуйста, возьмите. Я уверен, эта женщина заслуживает нечто особенное!
Продавщица взглянула на фотографию и расцвела в улыбке.
-Ну, вот, я же говорил! – самодовольно протянул незнакомец и пристально впился в витрину.
-Вот это жемчужное ожерелье с бриллиантами – просто блеск! Ах, какой роскошный бриллиантовый браслет с изумрудом! А вот эти бриллиантовые серьги с аметистами – просто восторг! Какие изящные линии! Нет, я пожалуй остановлюсь на бриллиантовом колье с жемчугом, думаю, это подойдёт больше. У вас такой богатый выбор, просто глаза разбегаются!
-Да, вы правы. Но я хочу вам предложить нечто элегантное, более оригинальное. Кстати, вещь антикварная старинной работы. Посмотрите на то колье в виде хризантемы с бриллиантами и сапфиром, по-моему, украшение, достойное королевы!
Мужчина поискал глазами указанное украшение.
-Нет, нет, уважаемый, немного правее.
Когда посетитель увидел предлагаемое изделие, с ним словно сделался удар. Он оторопел, вытаращил глаза, резко поддался вперёд, чуть не упал на верхнее стекло витража и нервно выкрикнул:
-Ах, откуда у вас эта вещь? Мне надо срочно узнать, кто заложил это колье? Я не уйду отсюда, пока вы мне не скажите!
За это время в магазине появились другие покупатели.
-Тише, тише, не так громко! Вы распугаете мне всех клиентов! Вы что, ненормальный?
-Это невозможно! Дайте мне телефон или хотя бы фамилию этого человека! – продолжал орать покупатель.
-Во-первых: это не входит в мои обязанности. Во-вторых: если кто-то и может удовлетворить вашу просьбу, то только наш директор. А у него сегодня выходной. И беспокоить хозяина по такому пустяку, я не собираюсь, - спокойно парировала девушка.
-Как вы сказали?.. Я с места не сдвинусь, пока вы мне не дадите телефон вашего хозяина! И точка, - заорал посетитель, пытаясь постучать кулаком.
-Успокойтесь. А впрочем, для вас я сделаю это с большим удовольствием, только прекратите скандалить.
Девушка написала на бумажке телефон хозяина и дала понять посетителю, что с ним разговор окончен.
Покупатель, наконец, вышел и в магазине воцарился прежний порядок. Продавщица с облегчением вздохнула. Но её преждевременная радость была через минуту нарушена. Тот же покупатель вернулся, но уже в другом настроении. Продавщица взглянула на него вопросительно.
-Господин, вы что-то забыли?
-Да, вот вам задаток. И, не под каким видом, никому не предлагайте это колье. Больше того, уберите его с прилавка и спрячьте подальше до завтрашнего утра. Я выкуплю его. А это – лично для вас, - он протянул продавщице новенькие пятьдесят долларов. И подмигнув, спросил:
-Вы меня хорошо поняли?
-Безусловно, - как ни в чём не бывало, любезно ответила продавщица, улыбаясь.
-Ну, тогда до завтра.
Он помахал ей на прощание и вышел.

4.
И так, импозантного брюнета звали Томер. Он целый день названивал хозяину ломбарда, пока тот не взял трубку. Томер долго объяснял ему в чём дело. Они договорились встретиться утром в магазине.
На следующий день в девять утра Томер ждал директора у входа в ломбард. Тот немного опоздал, но к Томеру отнёсся очень внимательно. В офисе хозяин дал ему адрес и телефон женщины, которая заложила золотую хризантему. Томер, поблагодарив, заверил директора, что покупает украшение. Хозяин предложил разбить сумму на платежи, но Томер изъявил желание расплатиться чеком на полную сумму.
-Напомните, сколько стоит хризантема? – уточнил он.
-Десять тысяч долларов.
-Что ж, прекрасно. Я выпишу чек на эту сумму.
Хозяин ломбарда расплылся в улыбке. А когда получил чек в руки, растаял окончательно. Поблагодарил клиента за покупку и сказал:
-Колье будет доставлено по адресу в удобное для вас время. Вам вручат его лично. Кроме того, примите в подарок вот это кольцо, которое по стилю очень сочетается с золотой хризантемой. Посмотрите, оно тоже с сапфиром в прекрасном ювелирном обрамлении и бриллиантом чистейшей воды. Если по размеру оно не подойдёт вашей избраннице, мы его за минуту подгоним. Вам нравится кольцо?
-Да, конечно. Огромное спасибо, - задумчиво сказал Томер, мысленно опережая события. Он пожал руку собеседнику и удалился.
Придя домой, Томер созвонился с женщиной, заложившей колье и встретился с ней. Она рассказала, что приобрела вещицу в похожем ломбарде, но в другом городе, в Ашкелоне. Томер узнал координаты магазина через справочную.
Вечером того же дня ему доставили колье и кольцо домой. Томер глядя на знакомое колье весь вечер потратил на воспоминания о хозяйке изысканного украшения, поистине удивительного произведения ювелирного искусства.
За всю свою жизнь он не совершал более низкого поступка. Дело в том, что золотую хризантему он похитил у одной очень наивной особы, с которой познакомился на маскараде, будучи проездом в Дрездене. Томер провёл с ней всего один вечер и одну ночь. На рассвете он трусливо бежал из отеля, похитив украшение. Не смог удержаться от соблазна обладать им. Никогда в жизни ему не было так стыдно за свой поступок.
Позднее, опасаясь полиции, он попросил одну знакомую дамочку сдать украшение в ломбард, а деньги предложил поделить. Но эта знакомая оказалась хитрее, чем он представлял. Она просто-напросто обвела его вокруг пальца. Получив не малые деньги за проданное колье, она исчезла, так что "концы в воду".
Единственное, что помнил Томер о настоящей обладательнице хризантемы – фамилию и имя. Он так загорелся разыскать эту девушку, что думал о ней день и ночь. Его покой был нарушен. О своей невесте он позабыл, даже не отвечал на её телефонные звонки.

5.
В один прекрасный день, Томер проснулся утром с решительным намерением поехать на поиски человека, заложившего впервые золотую хризантему. Конечно, ни в коем случае это не могла оказаться Мариэль. Ведь колье у неё было украдено в Германии. А нашлось оно почему-то в Израиле и он жил здесь.
Неизвестность мучила и подталкивала его к неотложным действиям. Он лихорадочно собрал необходимые вещи и отправился в Ашкелон. Перед этим предварительно позаботился о сохранности своих бриллиантов, оставив их на хранение в банке.
В Ашкелоне Томер нашёл тот захолустный магазинчик, где ему дали адрес и телефон женщины с совершенно незнакомой фамилией. Вначале он решил не ехать к ней, но потом почему-то передумал. Наверное, надеялся узнать у неё хотя бы что-то о Мариэль. Он твёрдо решил исправить ошибку молодости.
Томер нанял такси. Вскоре машина подъехала к скромной вилле, расположенной недалеко от моря. Он расплатился с шофёром и через железную калитку вошёл в небольшой зелёный дворик. И тут его охватило неожиданное волнение: он вспомнил, что Мариэль, снимая в постели золотую хризантему, упомянула, что "колье – семейная реликвия, подарок бабушки". И ещё, Мариэль упомянула, что бабушка была еврейкой. Как он осмелился совершить такую гнусность, после столь откровенного признания!
Томер подошёл к двери, нервно подтянул ремень, позвонил. Дверь открыла девочка-подросток. Случайно заглянув в её карие глазёнки, он почувствовал необъяснимую тревогу. По спине неожиданно пробежал холодок.
-Здравствуйте, вы к кому? – на иврите спросила девчушка.
-Мама дома?
-Нет, на работе. Вернётся через час, - хлопая длинными ресницами, ответила она.
-Спасибо. Можно, я её здесь подожду. Мне срочно нужно её увидеть. Закрывай дверь.
Девочка захлопнула дверь, но через несколько минут, за дверью раздалось настойчивое мяуканье. Дверь открылась. Изнутри выбежал взъерошенный котёнок. Девочка выскочила за ним.
-Мики, Мики, ты куда убегаешь? Девочка проворно догнала рыженького малыша, взяла его на руки, приговаривая:
-Ах, ты мой хорошенький! Нельзя убегать, ты можешь потеряться.
-Какой у тебя прелестный котёнок!
-Дяденька, вы что, тут будете ждать?
-Угу. А тебя как зовут?
-Николь. А вас?
-Меня зовут Томер.
-А вы мою маму давно знаете?
-Скорей всего, нет. А как её зовут?
-Знаете, у моей мамы очень красивое имя. Она вообще очень красивая. А зовут мою маму Мариэль.
-Томер, ашь подпрыгнул со скамейки от неожиданности. Как сумашедший, закрутился на месте. Закинул голову вверх и заорал:
-Боже! Я знал, что ты меня услышишь! Это должно было свершиться.
-Что это с вами, дяденька?
-Это я так, не обращай внимания. А вообще-то, я просто счастлив! Кстати, сколько тебе лет?
-Мне тринадцать, но через два месяца у меня будет день рождения, и я стану старше на целый год. Мама обещала, что устроит для меня грандиозный праздник если деньги будут.
Томер заглянул девочке в глаза и сказал:
-Дорогая Николь, я думаю, что эта проблема больше никогда не будет беспокоить твою маму. Это я тебе обещаю!
-Как ты мне можешь что-то обещать? Я тебя впервые вижу. А мама говорила...
-Что нельзя открывать двери посторонним, да?
-А ты откуда знаешь? Ты что, фокусник? – удивлённо спросила девочка.
-Думаю, эта роль мне подойдёт куда больше, нежели та, которую я уже сыграл, - сказал Томер, многозначительно подняв указательный палец.
Николь откинула назад чёрные густые кудри, чтобы ими не игрался котёнок, который продолжал сидеть у неё на руках.
-Знаешь, у меня есть очень радостный сюрприз для твоей мамы.
-Правда! А ты... Ой, простите. А вы с моей мамой давно знакомы?
-Получается, так и есть.
-А почему я вас никогда раньше не видела? – спросила Николь, подойдя поближе к незнакомцу и разглядывая его в упор.
-Знаешь что, заходи в дом и закрой дверь. Твоей маме может не понравится, что ты говоришь с незнакомым человеком. Когда она придёт, задашь все вопросы ей.
-Нет, не хочу. Лучше расскажи мне что-нибудь интересное.
-Хорошо, попробую.
И Томер завёл с Николь разговор о море, о ракушках и морских обитателях.
Через минут сорок подъехала машина и в калитку вошла она... Та самая женщина, которую Томер когда-то обворожил, соблазнил, обокрал. И которую так мечтал увидеть снова, чтобы исправить ошибку всей своей жизни, так терзающую его совесть.
Мариэль, увидев его, замерла как вкопанная. Когда Томер хотел что-то сказать, у неё подкосились ноги. Мариэль упала в обморок, но Томер успел вовремя подхватить её на руки и занести в дом. Когда она очнулась, Томер сидел рядом с ней на кровати. И Николь сидела рядом. А молодая женщина сказала:
-Боже, неужели ты нашёл меня!
-Дорогая Мариэль, ты даже не представляешь, каким образом я узнал, что ты в Израиле! Меня волнует только один вопрос: вернул ли тебе деньги хозяин ломбарда из Ашкелона?
-Какие деньги?
-Как какие, за колье!
-Конечно, давно вернул. А ты как узнал об этом?
-А ты спроси, кто приобрёл твоё колье? – ответил вопросом на вопрос Томер.
-Как? Ничего не понимаю...
-Я выкупил его. И верну тебе с процентами.
-Не может быть! Какая радость! – воскликнула Мариэль.
-Не сомневайся, оно в надёжном месте. Я приобрёл к нему подходящее дополнение – необыкновенно красивое кольцо. Колье заложили вторично в Тель-Авиве. Когда я вручил хозяину ломбарда единовременный чек на 10.000 $ , он так растрогался, что подарил к твоему колье кольцо, выполненное в таком же стиле. Я думаю, оно тебе подойдёт по размеру, дорогая!
-Значит, ты заплатил за моё колье целое состояние! Ты – сумашедший! Я выручила за него вдвое меньше.
-Дорогая, оно стоит куда больше, поверь мне, оно – бесценно. Ведь благодаря твоему украшению, я нашёл тебя, любимая моя!
-Ты знаешь, я всё-таки выполнила наказ моей бабушки. А ты нашёл не только меня, но и свою дочь! Николь, иди поцелуй папу...
18. 10.2000г.