Монако объявило войну

Александр Гальченко
Кому, в данном случае абсолютно не важно. Интересно само заявление. Стоит только представить себе размеры этого европейского государства, его технологические и людские ресурсы, чтобы понять, что это – шутка. Возможно, несколько грубоватая.


Если кому-то стало обидно за Европу, можно в заголовок вынести, допустим, Монголию или Океанию. Главное, что читателю сразу становиться понятно: это – нонсенс. Этого просто не может быть в современном мире. Потому что не может быть никогда…


А теперь – серьезно. О том, чего тоже вроде бы не должно быть, однако есть. И в довольно больших масштабах.


По сообщению «Голоса России» от 24 июля сего года Беларусь планирует продать Венесуэле вооружение на сумму 1 миллиард долларов. На продажу пойдут боевые машины пехоты, а также вооружения, оставшиеся с советских времен. И где же их столько-то все эти шестнадцать лет хранилось? Но, подробнее об этом – ниже. Пока же продолжим оперировать цифрами.


В ноябре прошлого года радио «Свобода» со ссылкой на новейший отчет разведки Конгрессу США сообщило, что Беларусь находится на 11 месте в мире по продаже оружия развивающимся странам в 1998 – 2005 годах. Всего за этот период Беларусь продала оружия на 1 миллиард 100 миллионов долларов. Из них только в 2000 году – на 498 миллионов долларов, заняв тогда шестое место в мировом рейтинге экспортеров вооружений.


А газета «Свободные новости» в конце 2001 года сообщила, что в 1995 году Беларусь умудрилась продать оружия на миллиард долларов. Несколькими месяцами позднее, уже в начале 2002 года, Jane’s Informational Group, исследовательский институт при ВВС США, назвал Беларусь самым крупным поставщиком вооружений для исламских экстремистов. По данным института, только за первую половину 2001 года Беларусь продала оружия на общую сумму в полмиллиарда долларов. Он же обвиняет Беларусь в поставках оружия в Ирак и Палестину через сложную цепочку посредников, в числе которых называются Грузия, Турция, Сирия, Иордания и Молдова.


По данным шведского института SIPRI, в 1998 году Беларусь продала через Молдову 8 БТР-80 в Анголу. В 1996–1998 годах она также осуществляла поставки вооружений в Ирак через Сирию и Иорданию. А первые поставки вооружений в Палестину были осуществлены в 2000–2001 годах. Особенно активно, если верить этим сообщениям, Беларусь сотрудничала с Пакистаном, которому на протяжении 1996–1999 годов было продано 5760 единиц систем наведения для противотанковых ракет. Общий же объем белорусского экспорта вооружений в 1996–2000 годах SIPRI оценивает в 1,2 млрд. долларов США.


Общую сумму поставок подсчитать не представляется возможным, так как различные источники либо противоречат друг другу, либо одни цифры являются составной частью других. Абсолютно ясно одно – счет уже давно идет на миллиарды. Причем, далеко не белорусских рублей.
И еще. Выручка от продажи различного вооружения оценивается в 30 - 35 % от всего валового внутреннего продукта Беларуси. Причем деньги попадают не в госбюджет, а во внебюджетный фонд, более известный жителям страны, как президентский.


Теперь о том, что продается. Если верить в реальность оставшегося от «несокрушимой и легендарной», то это, в первую очередь, танки Т-72, T-55, самолеты МиГ -23 и МиГ-29, системы залпового огня «Град». А также, переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла», «Стрела-М», бронетранспортеры, боевые машины пехоты и десанта, легкие бронированные машины-тягачи для доставки орудий на боевые позиции. Успешно продаются Беларусью также системы противовоздушной обороны «Шилка», С-75, С-125. Не суперсовременное, конечно, но очень даже приличное оружие, особенно для стран Ближнего Востока.


И все это «великолепие» было щедро оставлено Россией, уходившей с бывших советских гарнизонов на территории суверенной Беларуси? В жизни, конечно, все возможно. Вот только в то, что это оружие было оставлено (если – было?) абсолютно безвозмездно, верится с трудом. Автору этих строк довелось побывать в середине 90-х на одном из военных аэродромов, с которого передислоцировался в Россию полк стратегических бомбардировщиков. То, что там осталось, можно, конечно же, продать, но, только – на металлолом. В ближайшем крупном городе.


Продажа собственной продукции отечественного ВПК, а также совместные с Россией военные наработки в принципе могут иметь место. Однако, наиболее вероятно, лишь во втором случае и вряд ли близко к указанным выше суммам.


Здесь следует вспомнить немного истории. В годы второй мировой войны все более-менее значимые предприятия советского машиностроения (в том числе, и оборонные) были эвакуированы на Урал и в Сибирь. Там же, в большинстве своем, потом и остались. Конечно, какие-то военные цеха и заводы работали потом по всей стране, но они в основном изготавливали отдельные детали и узлы. А нынешних покупателей вооружения запчасти интересуют мало.


А вот версия о том, что Беларусь реализует российское вооружение в страны, где идут конфликты и войны, представляется куда более реальной. Как известно, Российская Федерация стремится всеми правдами и неправдами попасть в Европу равноценным партнером, посему ей самой заниматься подобным бизнесом не с руки, вот и подставляет по полной программе «младшего брата». Насколько известно, белорусы получают свои комиссионные в размере 10-15% от общей суммы сделки. Что тоже составляет сотни миллионов долларов.


Одной же из самых темных сторон нынешнего бизнеса, завязанного на торговле вооружением, является учеба иракских курсантов в белорусской военной академии. Правда, сами военные яростно такую информацию опровергают, но дыма без огня не бывает. Более того, есть, данные, что эти курсанты иракцами стали совсем недавно - до этого они были, скажем так, «воинами ислама» в самых «горячих точках» Ближнего Востока. А, может, и не только…


Хотя, если рассуждать предельно цинично, ничего удивительного в этом обучении нет. Должны же потенциальные покупатели знать, как обращаться с приобретаемым (или – уже приобретенным) товаром.


В общем, Беларусь тоже никому войну не объявляла. В крайнем случае, официально…