17. Разговор в Америке

Наталия Сидо
16. http://www.proza.ru/2008/11/24/732


В апреле 1995 года я была в Америке, в штате Оклахома, в составе официальной делегации в течение двух недель. Это была вторая поездка за границу.

  Мой портрет: мне 43 года, из них 26 лет непрерывного трудового стажа, два высших образования, работала корректором, инструктором горкома партии, зав. отделом райкома партии, управляющей делами союзного комитета. Потом 92-й год. Осталась без работы. Таких, как я, бывших, как нас называли, на работу не брали. Когда передавала дела при ликвидации комитета двум достаточно молодым людям, получила предложение с ними работать. Но отказалась, потому что больно меня резанули их слова: "Мы готовы простить Вашу позорную прошлую жизнь". Сказала им, бывшим младшим научным сотрудникам: "Спасибо, ребята. Не вам меня прощать. Дай Бог, чтобы не пришло время, когда и вам придется прощение просить". Так осталась без работы, без денег, без будущего.

 Через полгода с трудом устроилась в коммерческую фирму самым маленьким клерком. Потом наступило время, когда опять стали таких, как я, на работу брать. Уже не очень наше прошлое вспоминали, потому что опыт  опять потребовался.  Уговорили стать зам. генерального директора в другой коммерческой фирме. Перешла, но  не смогла работать зам. директора по руководству неграми, которые делали всю  работу, а родственники хозяина и его жены, тоже считавшие себя хозяевами, а главное специалистами во всех вопросах, мешали, а чаще  вредили, потому что работать не умели. Не смогла смириться с непрофессионализмом. Тогда  не понимала, что началась новая эпоха перехода к рыночным отношениям. Ушла.

Через три месяца  бывший коллега пригласил на работу. 30 марта его назначили префектом одного из московских округов. В пятницу 1 апреля мы побеседовали, а в понедельник, 4 апреля 1994 года  вышла на новую работу. Так  стала руководителем аппарата в ранге заместителя префекта.

  22 года продолжался мой брак. В течение 10 лет  пыталась завоевать любовь своего мужа, которого фактически заставил  жениться на мне мой отец. Муж был удивительно умным и образованным человеком. Кандидат философских наук, полковник, преподаватель философии в военной академии. Но лодырь  тоже был уникальный. Он говорил, что его предназначение в написании книги, которая осчастливит все человечество. А моя задача – создать ему все условия для написания книги. И я создавала. К тому времени муж чаще пил, чем писал. А мне надоело все. Ничего уже не хотела. И уже года два, как перестала реагировать даже на его пьянство.
 
  Сыну тогда было 20 лет, он учился в институте. Во мне  не нуждался. Даже наоборот. Активно отстаивал свою независимость и право на взрослую жизнь. В тот период во мне нуждались мама, свекровь и еще две пожилые женщины, над которыми  шефствовала уже более 10 лет по поручению профсоюзной организации как над пенсионерами. Профсоюза не стало, организацию (МГК КПСС) разогнали. А я уже привыкла им помогать, а они уже не могли обходиться без моей помощи.

  Была еще работа. Власть – вещь ответственная, опасная и трудная. Но та моя работа давала возможность реально что-то решать, заниматься интересными вопросами, ощущать свою полезность и значимость. Хотя и ответственность была колоссальная.

  Итак, мне 43 года. Я вся в работе и на работе. Больше ничего не интересует. Правда стала беспокоить одна проблема. В детстве и в юношеские годы  очень гордилась, когда мальчишки называли меня своим парнем. В более взрослые годы отношение ко мне со стороны мужчин как другу все еще нравилось. Тревожный звонок прозвучал, когда произошел случай с действительно опытным, очень взрослым человеком, старше меня на 30 лет.

  Мы с подругой отдыхали в Сочи в горкомовском санатории. Через несколько дней на появился новый отдыхающий -  директор Московского ипподрома. Женский контингент сделал боевую стойку и вышел на охоту. Через два дня своего пребывания в санатории Моисей Несонович подошел к нам с Леной и предложил быть прикрытием для него. «Девочки! Помогите! Я сюда приехал отдыхать. Пусть дамы думают, что кто-то из вас стал моей любовницей, - сказал он. – Мне любовницы уже лет 10 как не нужны. Но пусть это останется тайной».

 Через две недели, накануне отъезда,  он поцеловал Леночке руку и сказал, что она восхитительная женщина. А меня  похлопал по плечу и произнес: «Наташа! Ты удивительная. Настоящий друг и свой парень». Он уехал, а я грустила весь вечер. В 32 года мне уже не понравилось быть своим парнем.

  Мне уже 35. В райкоме идет совещание о ходе голосования. Тогда мы должны были обеспечивать явку 99,8 процента избирателей. Около 20.00. Скоро закроются избирательные участки. Процент обеспечили.  Первый секретарь райкома партии говорит, что женщины свободны и могут ехать домой. Я вместе со всем женским контингентом встаю и направляюсь к двери.  «Наталия Геннадьевна! А Вы куда? К Вам это не относится. Вы не женщина, а заведующий отделом» - сказал почти с возмущением первый секретарь. Однажды вызвал к себе и говорит: «Вы знаете, что теперь по указанию Ельцина запрещено курить в кабинетах. Нам нужно оборудовать специальное место. У нас из мужиков курят я, Валерий Иванович и Вы. Вот на троих что-то и ищите».

  А в префектуре произошел уже просто анекдотичный случай. 23 февраля  с большим букетом цветов пришел поздравить меня с праздником начальник гражданской обороны округа. Уже с раздражением спросила: «За что и почему меня полковник поздравляет с мужским праздником?». «Как почему, - ответил он. – Вы же настоящий мужик. А их в аппарате префектуры немного».

  Накануне отъезда в Америку  пригласил в ресторан мой школьный друг. Мы мило беседовали, вспоминали школу, рассказывали о своих семейных проблемах и радовались тому, что так хорошо понимаем друг друга. Не знаю, что меня подтолкнуло задать Саше провокационный вопрос, но  спросила: «Сашка! Я знаю, что ты ко мне очень хорошо относишься. И уже очень много лет. Но почему ты никогда не попробовал уложить меня в койку?». И Саша сказал: «Натулек! Любовниц у меня было и еще будет много. Это почти всегда одно и то же. И заканчивается одним и тем же: расставанием. А женщина-друг у меня одна единственная. Неужели ты думаешь, что я могу позволить себе потерять тебя как друга. Никогда. Баб на свете уйма, а вот умных и надежных женщин-друзей – единицы. И это в тебе главное». Сашка хотел сделать мне комплимент и сказать приятные слова. Но мне стало тошно. Мне стало грустно. Мне 43 года, а я как женщина не реализовалась. Я и мужу как женщина была не интересна. А кроме мужа других мужчин и не знала. И  поняла тогда, что песенка моя спета. Точнее я ее даже и не пела.

  И еще одна проблема не давала мне покоя. Первый раз я влюбилась в 14 лет в десятиклассника Колю. Он ничего не знал о моих чувствах. Через два года, когда  училась в десятом, уже вся школа знала о моей безответной любви. Тогда произошел эпизод, который принес мне много страданий. Моя подруга и первая реутовская красавица, в которую на разных этапах были влюблены практически все мальчишки нашей школы, весенним вечером произнесла: «Мне так тебя жаль, и я решила отомстить Кольке. Ты же знаешь, мне достаточно пальцем пошевелить, чтобы он в меня влюбился. А я буду его игнорировать. Пусть тогда он помучается». К тому времени я уже всеми пальцами перешевелила, но без результата. Но в тот вечер Люда меня добила тем, что  очень я похожа на Барбару Стрейзанд. У меня нос такой же большой, как у нее. Да и характер тоже похож. А если к этому добавить слова моих родителей о том, что с моей внешностью мне только об учебе и общественной работе думать надо, то становится понятным, почему комплексов во мне было предостаточно.

Четыре года  была влюблена в Колю. Узнала, что он женился, и поняла, что все. Уже любить нет смысла.

  Потом был муж. Но это отдельная история. Но даже в браке я приобрела еще один опыт безответной любви к собственному мужу. А потом был В.П. Еще 7 лет безответной любви. И рабское служение обоим. Только мужу по принуждению, перешедшему в привычку, и В.П. – искреннее и отчаянное. Только  быть рядом.

  Итак, я в Америке. Все интересно, необычно, познавательно. Мы побывали в разных организациях, встречались с множеством людей: в мэрии Оклахомы, в законодательном собрании штата, на приеме у губернатора, в полицейском управлении, архитектурной фирме, университете, колледже, частном госпитале. И все из нашей делегации стали обращать внимание на то, что я пользуюсь повышенным вниманием со стороны американских мужчин. После посещения госпиталя, владелец которого не отходил от меня, спрашивал мой московский адрес и телефон, чтобы приехать в гости, рассказывал мне разные смешные истории и практически не общался с шефом, состоялся диалог с В.П.

- Наталия Геннадьевна! Что происходит? Почему Вы себе позволяете такое поведение?
  - А что я себе позволяю? И что происходит?
  - Происходит то, что эти странные американцы как-то странно на Вас реагируют. Вы все время в центре мужского внимания.
  - А может быть, они видят во мне симпатичную женщину?
  - Вы не женщина, а мой заместитель. И мне не нравится то, что Вы позволяете себе нравиться американцам.

        А мне понравилось. Вот именно там, в Америке, вдруг почувствовала, что могу нравиться мужчинам просто как женщина. Может быть, причина была в том, что  молчала или разговаривала через переводчика. Может быть,  в том, что на моих глазах мой любимый шеф уделял очень много внимания одной из дам в  нашей делегации. Не знаю. Но сначала почувствовала  совершенно беспричинную ревность, потому что никаких отношений, кроме деловых, у нас не было, а потом ощутила себя свободной.
 
  Именно там, в Оклахоме, произошел разговор, после которого решила изменить свою жизнь. И не только решила.
 
  В один из последних дней пребывания в Оклахоме нас повезли на прогулку в зоопарк. Был замечательный теплый солнечный день. Наш переводчик  предложил мне посмотреть каких-то животных. Я согласилась, и мы пошли по дорожке парка. Когда  немного отошли от всей группы, Николай Сергеевич заговорил.

  - Дорогая Наталия Геннадьевна! Я внимательно за Вами наблюдаю и могу со всей определенностью сказать, что Вы очень многое умеете и очень много знаете. Но Вы не освоили главную науку – науку любви. Вы не умеете любить. Поймите: если Вы хотите, чтобы Вас любили другие, научитесь, прежде всего, любить себя сами. Пока Вы не поймете, что означает любовь к самому себе, Вы не узнаете, что такое любовь к другому человеку и что такое взаимная любовь. И еще. Если Вы хотите выпить молодого вина, надо из кувшина обязательно вылить остатки старого и хорошенько помыть его. Помните, что лучше быть одному, чем с кем попало. И еще. Я верю, что человеческая душа проживает много жизней, пока не освоит все уроки, которые ей необходимы. И главный из них – умение любить. Ваша душа, по всей видимости, не первый раз живет, потому что Вы многое умеете. Теперь пора освоить главную науку, если Вы не хотите бесконечных воплощений на этой планете.

  Кто-то позвал Николая Сергеевича. А я остановилась и не могла идти дальше. Почувствовала, что  произошло что-то очень важное. Поняла, что это не просто досужий разговор. Этот человек, который не мог знать подробностей моей жизни, сказал о том, что меня мучило. Он пришел, чтобы мне помочь. Он сказал, что мне надо научиться любить. И я поверила ему. Мне, видимо, надо было уехать на другую часть земли, чтобы услышать слова, которые мне надо было услышать уже давно. Мне впервые сказали о том, что надо полюбить себя. И я очень захотела сделать это. Мне не хотелось больше проживать другие жизни в других воплощениях. Передо мной поставили цель – научиться любить и себя, и других.

18. http://www.proza.ru/2007/12/01/395