15. И снова горком

Наталия Сидо
14. http://www.proza.ru/2007/11/18/442

Годы учебы в Московской высшей партийной школе были для меня периодом существования в нормальном ритме. Началась  учеба с довольно смешного случая. Первокурсников очного отделения собрали в актовом зале. Нам представили руководителей школы, нашего курса. Потом стали представлять слушателей (так называли студентов ВПШ). Назвали мою фамилию. Вновь избранный староста курса произнес: «А Вы у нас на курсе самая старая по возрасту». На меня все присутствующие посмотрели особенно внимательно.  За одиннадцать лет работы в партийных структурах  привыкла быть самой молодой. Сначала самым молодым инструктором горкома партии, потом самым молодым заведующим отделом. Мне это очень мешало в работе. Я старалась солиднее выглядеть, но у меня это не очень получалось. Мне хотелось  стать старше. Я торопила свои годы. И вот 1 сентября 1987 года  стала самой старой. Непривычное было состояние.

Но это был единственный минус в моей учебе. Все остальное радовало. Главное -  было много свободного времени. С радостью  общалась с сыном, с удовольствием занималась домашними делами и  смогла наконец-то заняться шитьем. Нашила себе много нарядов. Тем более на радость таким портнихам, как я, учившимся по книге «Шейте сами», в нашей стране появился журнал «Бурда» с простыми, но замечательными фасонами, а самое главное прекрасными выкройками, по которым шить было одно удовольствие. Обшила всех своих подруг и подруг своих подруг.

Очень нравилось учиться. Днем. Это было второй раз в жизни. Как в  общеобразовательной школе. С удовольствием и много читала.  Наконец-то стала понимать «Капитал» Маркса. Все было спокойно и размеренно в моей жизни.

В январе 1989 года сдала очередную сессию. После каникул меня направили на практику в организационный отдел МГК КПСС. Через несколько дней вызвал  зам. заведующего отделом, с которым я была хорошо знакома еще в период работы в горкоме в 70-х годах.

- Наталия! Выручай. У нас в одном райкоме сложилась конфликтная ситуация между первым секретарем и куратором из орготдела. Пока нет человека на это место. На время практики заменишь того инструктора.  Поезжай в райком и начинай. Времени на раскачку нет. Выборы скоро.
- А ты меня представь первому. А то как-то не по-человечески.
- Кого, тебя представить? Да ты всю Москву знаешь, и тебя все в городе знают. Придумала, представь. Это ты, кого хочешь, представить можешь. Мне некогда. Выборы.

Приехала в райком. В приемной представилась и попросила доложить. Через минуту секретарь предложила пройти в кабинет. Первый секретарь РК КПСС вышел  из-за стола. Мы обнялись и расцеловались.

- Наталья! Привет! Куда та пропала? Очень рад тебя видеть. У тебя что-то случилась? Какая нужна помощь? Какие проблемы?
- Ты мне задал так много вопросов. Тоже рада видеть. Пропала на учебе в ВПШ.
- Так тебя туда сослали? Что: не подошел Борису Николаевичу твой образовательный уровень?
- Не подошел. Но я ему очень благодарна. Мне очень понравилось учиться – как в санатории побывала. Хоть передохнула. Но я к тебе по делу. На время практики направили курировать твой райком.

Первый, так всегда называли первых секретарей, протянул мне руку. Мы обменялись рукопожатиями.
- Очень рад, Наталия Геннадьевна. У меня были непростые отношения с Вашим предшественником. Уверен, что мы с Вами найдем общий язык. Только условие одно. Я позвоню первому секретарю горкома партии и попрошу, чтобы Вас отозвали с учебы и Вы постоянно работали с нашим районом. Прошу садиться. Нам о многом нужно поговорить.

Проговорили больше двух часов. Он рассказал о районе, об активе, о работниках аппарата. Но самое главное – мы договорились о взаимодействии в достижении главной цели, которую он сформулировал. Наступало время выборов в разные органы власти. Сказал, что должен обязательно быть избранным. А еще сказал, что хочет стать первым, ну, в крайнем случае, вторым секретарем горкома партии.

И мы начали работать вместе. Так закончились полтора года учебы на дневном отделении ВПШ. Через полгода, летом,  сдала госэкзамены, защитила дипломную работу и с отличием окончила школу.

С 1989 по 1991 в стране действительно проходили бесконечные выборы. Не помню их последовательность. Но для моих воспоминаний, которые не претендуют на исторические хроники, это не имеет значения. Партийные и советские работники привыкли организовывать выборы без конкуренции и сложностей в предвыборный период. Главным было подобрать нужные кандидатуры по разнарядке: четко оговаривался процент женщин, руководителей, рабочих, четко определялся возрастной ценз. До 20 лет – один человек. От 20 до 30 лет – пять человек и т.д. Основной проблемой было обеспечение почти 100-процентной явки на голосование. Потому что тогда именно этот показатель считался самым главным в оценке работы органов власти. Перед отказниками, так называли людей, отказывающихся голосовать, практически на коленях стояли,  и в день выборов решали все их вопросы. Многие очень умело пользовались этим. И получали даже то, что по закону было не положено.

Так вот, в 1989 году все изменилось. Было очень трудно приспособить партийный аппарат к работе в новых условиях. Почти никто не понимал, что происходит и что нужно делать.
 
Моя работа в орготделе началась с довольно сложной для меня ситуации. На совещании обсуждался вопрос выборов в Верховный Совет РСФСР. Ельцин баллотировался от Москвы. Наши начальники не видели в этом особой опасности, потому что думали, что народ тоже не любит Бориса Николаевича так же, как они. Я не выдержала и рассказала о том, что они глубоко заблуждаются. Что Ельцина обожают, ему верят и за ним пойдут. Потому что даже партийные работники из других регионов, с которыми  училась в ВПШ и которые на себе не испытали стиль руководства свердловского деятеля, поддерживали и очень лестно отзывались о Ельцине. А что уж говорить о настроениях интеллигенции, работников НИИ и молодежи. Мое выступление очень не понравилось заведующему отделом. Наши руководители не привыкли к тому, чтобы их подчиненные имели другое мнение. Это было почти преступлением против партии. Зав. отделом со мной потом не здоровался до выборов. После победы Ельцина пригласил к себе и сказал, что все равно виновата. Надо было быть более настойчивой в отстаивании своего мнения.
 
Итак, начались бесконечные выборы на альтернативной основе, по 30 кандидатов на одно место. Мы выбирали депутатов Верховного Совета, Моссовета, райсовета, делегатов съезда партии,  партийной конференции, председателя райсовета, членов райкома и так до бесконечности. Все были увлечены выборами. Другими делами заниматься было некогда. Сплошные предвыборные кампании. Обсуждение тактики и стратегии. Итогов выборов и планов подготовки к следующим выборам. Но при этом коммунисты потихонечку проигрывали почти все позиции. Наступало время других лидеров.

Но первый секретарь курируемого мной района не проиграл ни разу. Он много работал над собой, успешно анализировал ситуацию и преодолевал все преграды. Общаться с ним и вместе работать над решением возникающих проблем было необыкновенно интересно. Я почти не бывала в горкоме. Только в дни, когда проводились совещания. С утра и до позднего вечера была в райкоме. Я  не могла уже существовать без общения с этим необыкновенным человеком. Внешне не очень симпатичным, но удивительно обаятельным при общении. У него действительно было то, что называют харизмой. Все, кто вступали с ним в непосредственный контакт, попадали под его обаяние и становились его союзниками.

Городская партийная организация готовилась к проведению конференции и пленума, на котором должны были избрать второго секретаря горкома партии. С удовольствием и азартом включилась в борьбу за продвижение секретаря курируемого мною района на должность второго секретаря МГК КПСС. Мне очень помогало то, что действительно за почти 15 лет работы в партийных органах  лично была знакома почти со всем партийным активом города. Я встречалась с людьми, созванивалась и искренне уговаривала поддержать мою, так назову,  кандидатуру.   Многие удивлялись и спрашивали: «Да что ты в нем нашла? Он такой неприятный с виду человек». И тогда я говорила, что он необыкновенный. Самый замечательный. Умный. Порядочный. Принципиальный. А мне отвечали, что им в общем-то все равно. Но раз ты просишь…

В день проведения выборов  утром вызвал зав. орготделом и сказал, что я срочно должна выехать в  одну организацию и к вечеру подготовить письменную информацию по сложившейся там   ситуации. Я удивилась и спросила разрешения выполнить эту работу на следующий день.
- Нет. Именно сегодня, - ответил зав. орготделом.
- Но мне обязательно надо быть на пленуме.
- Это не мое требование. Это указание первого секретаря горкома партии.
- Я все поняла. Но останусь в горкоме. Никуда не уеду. Под свою ответственность. Это в наших с Вами интересах.

Мы знали, что первый хотел видеть вторым секретарем горкома другого человека. Мы были готовы к этому. Вечером на пленуме и в ходе голосования развернулась настоящая битва. Но  победил мой кандидат. Стал вторым. Мы были счастливы, что добились поставленной цели.

Мы сидели у него дома на кухне и праздновали. Но именно в тот момент  поняла, что не будет в моей жизни больше таких интересных дней и такого интересного общения. Теперь для него стану просто рядовым консультантом орготдела. Приехала домой и проплакала на кухне почти всю ночь. Именно тогда поняла, что для меня этот человек значит намного больше, чем секретарь курируемого райкома. Я в очередной раз безответно влюбилась в необыкновенного мужчину, который во мне так никогда и не увидит женщину.

На третий  день работы в новой должности новый второй секретарь пригласил к себе. Мы говорили о ситуации в стране,  Москве,  городской партийной организации. Потом он  задал вопрос.

- Наталия Геннадьевна! Как Вы считаете, мне стоит установить неформальные отношения с кем-нибудь из руководства горкома. Мне очень нравится как женщина Е.В. Вы одобряете мой выбор?
- Я не могу Вам советовать в этом вопросе.
- Но Вы же консультант орготдела и консультировать Вам положено по должности.

Он думал, что изящно пошутил. А я хотела крикнуть ему, что очень люблю его, что он так много для меня значит. Что  не могу и дня прожить без общения с ним.
 Под каким-то предлогом вышла из кабинета, чтобы при нем не разревется. Стало ясно, что надо что-то делать. И я стала искать другую работу. Этот этап в моей жизни закончился. Да и  понятно было, что заканчивается этап существования КПСС и той страны, в которой мы родились и жили. Приходили другие люди. Наступали другие времена.

  16 августа 1991 года, в пятницу вечером, был последний день моей работы в горкоме, и мои коллеги, консультанты орготдела, провожали меня на другую работу. Я переходила во вновь созданный союзный комитет по делам семьи и женщин. Мы сидели за столом, пили кофе, говорили, спорили и шутили. Кто-то вспомнил эпизод, когда мне вручали медаль «Ветеран труда». Ведущий назвал мою фамилию, я вышла на сцену. Первый секретарь горкома вручил мне медаль и сказал: «Наталья! Когда ты успела проработать более 20 лет? Ты же у нас совсем молодая». «Ну, значит не такая молодая, - ответила я. – Сейчас рушатся многие представления о нашей жизни. Рухнул и миф о моей молодости». В зале, заполненном  сотрудниками аппарата горкома, засмеялись. И мы с Ю.А.Прокофьевым  поняли, что наш разговор был слышен через микрофон всем присутствующим.

Среди моих коллег по орготделу было действительно много умных и думающих людей. Кадровый отбор в партийных органах был строгий и профессиональный. Мы все понимали, что в стране начались необратимые процессы, что довольно скоро наступит день, когда последний из нас закроет двери в здании на Старой площади. В тот вечер мы и представить не могли, что это произойдет через неделю.

16. http://www.proza.ru/2008/11/24/732