Из дневника

Зоя Ионова
***
Самые яркие воспоминания оттуда, ещё из полупелёнок - солнце, дом с синей крышей, кусты смородины с красными ягодами...
От остановки автобуса - казалось, такой далёкой - доходишь наконец, держась за папину руку, до знакомого зелёного забора, и, преодолевая последнюю дистанцию между "едем" и "приехали", несёшься к калитке по траве, просовываешь руку между штакетинами, с трудом дотягиваясь до задвижки, дотяяяяягиваясь и открывая её; и бежишь к дому, и после твоего крика "Бааааауууушкаааа!!!" слышишь из-за открывающейся двери радостное, ласковое, взволнованное: "Ой! Приехали! Здравствуй, внученька!"

***
окно в комнате, где стоит компьютер, выходит во двор, даже не во двор скорее, а так, в междудомие, заполненное несколькими громадными елями, качелями, песочницей, лавочкой и парой юных лиственных дерев под нашими окнами.
по утрам - и непосредственно сейчас - там играют дети. их голоса могут быть назойливы, если не отвлечься. обычно удаётся не обращать на них внимания, но изредка, не мешая, они прорываются в сознание и восхищают своими - чорт, много раз уже сказано и описано - одновременными наивностью и мудростью, готовностью принимать и столь же легко нарушать правила, лицедействовать, играть и быть в то же время очень правдивыми.
- я заперла дверь на ключ, вы должны стучаться!
- тук-тук-тук!
- да у меня не тут дверь!!!

ещё под окном есть серёжа и женя. серёжа и женя - друзья. женины окна располагаются над нашими. серёжа приходит под окна играть. серёже без жени играть под окнами скучно. вследствие чего он располагется непосредственно под жениными окнами и начинает взывать к его дружеской солидарность громогласным и повторящимся через равные отрезки временя: ЖЕЕЕЕЕНЯЯЯЯЯ!!!!!!!!! ЖЕЕЕЕЕЕНЯЯЯЯЯ!!!!!!! ЖЕЕЕЕЕНЯЯЯ!!!!!!!!!
женя периодически внимает зову друга и гласу совести и отвечает (из окна): СЕРЁЖА, Я СЕЙЧАС НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ!!
серёжа расстраивается: НУ ВЫХОДИИИИИИИИИИИИИИИ!
женя сердится на непонимание друга: НЕ МОГУ!!!!!!
периодически к ним присоединяется женина мама: ПРИВЕТ, СЕРЁЖА!! КАК ДЕЛА?!!!
серёжа вежлив: СПАСИБО, ХОРОШО!!! А ПОЧЕМУ ЖЕНЯ НЕ ВЫХОДИТ ГУЛЯТЬ?!!!!
мама строга: ОН НЕ МОЖЕТ - ЗАБОЛЕЛ!!
серёжа расстроен, но всё так же вежлив: ЖЕЕЕЕЕЕЕНЯЯЯЯЯЯ, ВЫЗДОРАВЛИВАЙ!

когда на ёлки опустится ночная мгла, придут дети постарше. они будут сидеть на лавочке, материализовывая вокруг неё огрызки семечек, фисташек и, периодически, пустые бутылки. у них будут гитары, к которым прильнув, будут они играть и петь дивными голосами сирен - диапазона от жени до серёжи - "группа крови на рукаве..."

окно выходит во двор.

***
кажется, моё понимание ХУдожественного отличаeтся от какого-то эталона
хотя я вижу, что это красиво, но то - красиво тоже! и не меньше... просто по-другому, не таk, как у них...
кажется, это неправильно
кажется, это vредно привязывать себя к кровати - ты упадёшь вместе с кроватью - и дом твой неуsтойчив - и твои ноги... а, впро4ем...
мой дом некрасив, моя стена рушiтся

это лирика
это жалоба

я не из их песо4ницы и у меня хоtяt отнять сово4ек, которым я копаю ямку к центру земли, чтобы посмотреть - ваtа или опилки там, внутри...

***
"...сейчас этого дома нет, но иногда он мне снится..."
В. Орлов "Бубновый валет"

Эта фраза поразила меня, потрясла. Как будто тот факт, что дом "иногда снится" отменяет его исчезновение, разрушение, сохраняет его невредимым.


***
Сегодня начала дни Бергмана в моей жизни: "Фанни и Александр". Рука провидения что ли толкнула меня смотреть этот фильм именно сегодня? Я помнила, конечно, что фильм долгий, но почему-то казалось, что какие-нибудь три с половиной часа - предел. Впрочем, эти 5 часов смотрелись на одном дыхании. И хорошо, что это именно этот день, когда в моём распоряжении оказались эти 5 часов...
Даже не знаю, с чего начать...
Изображение и работа оператора: каждый кадр так невероятно простроен, интерьеры, движения камеры, героев. Приметно, что иногда кадры на секунду напоминали какие-то картины, казалось, вот-вот вспомнишь имя мастера и название, но вот герои уже снова движутся - и... И это так невероятно! Хотя, может, это только моё ощущение... Но оно такое! Такое, что всё переворачивается...
И актёры.
О красоте: Кто, кто придумал тонкие брови? Хилые ниточки, сбившиеся волоски, чёрная нарисованная рамка для глаза...
Соболиные брови русских красавиц - это да! Это сила, мощь, красота... Конечно, не всё так однозначно, это я погорячилась, но вот эта актриса - великолепна:
Ева Фролинг
И ещё много всего могу сказать...
Но воздержусь. Оставлю себе.


***
Болею. Родители укупили небольшой чемодан лекарств, чтобы меня ими лечить: закапывалки в нос, заталкивалки в рот, полоскалки в горло, сосалки туда же, а также гуделки, хваталки, сопелки... ээээ... увлеклась... Бред пошёл.
Среди прочего в дар мне были приобретены две коробочки фиточаёв, кои модны в последнее время и коих валяется по складам аптек немеряно на все случаи жизни: для похудения, для потолстения, для наращивания правой икроножной мышцы левого запястья верхнего уха, для астматиков, эпилептиков, больных раковыми заболеваниями, для мужчин, женщин... Опять отвлеклась.
Так вот экземплярамиБ долженствующими помочь именно мне, были: Фиточай Целебный Травяной "Противовирусный" и Фиточай Целебный Травяной "При аллергии".
И всё бы ничего... И рекомендуется в качестве общеукрепляющего средства... И состав... И взрослым 1 фильтр-пакет фиточая залить стаканом кипящей воды...
Вот только полезная боковая площадь коробочки несёт на себе информацию следующего вида:

Эпидемия гриппа - это серьёзно!
Защита нужна и детям и взрослым.

Не поддаться чтоб болезни -
Чай наш пить всего полезней.

Чтобы быстро грипп убить -
Чай "Противовирусный" надо чаще пить!

Он имунную систему укрепит
И страдания больного облегчит

Восемь трав лечебных входит
В чай от аллергии,
Кто попробовал - находит
Средством лучшим в мире!

Справиться он Вам поможет
С диатезом, насморком и астмой,
Зуд, отечность он уменьшит
Пейте чай наш превосходный раз за разом.


Можно было бы конечно и откомментировать каждый перл некоторыми замечаниями на тему убийства гриппа и пр., но, по-моему, стоит оставить первозданную чистоту и невинность этим творениям человеческой мысли...
У меня только одна мечта есть... Вот только бы одним глазочком, ну хотя бы в замочную скважину подглядеть за человеком, который это писал и, конечно, за тем, кто решил оставить это на коробочке.


***
Видела на рынке картошку с названием "СИНЕГЛАСКА"
Купишь на рынке картошку-синегласку, принесёшь домой в пакете с отрывающимися ручками, положишь в уголок и пойдёшь спать... А ночью она вылезет и будет петь страшным синим голосом все песни, что утром из репродуктора на рынке играли...


***
Каждый день в метро, когда очень много народу, между спин стоящих впереди я обычно могу видеть только вагонную лампочку, если подниму голову. Она неизменно вызывает у меня чувство радости, как будто маленькое солнышко специально для меня освещает этот вагон, компенсируя и отдавленные ноги, и помятые бока, и злобные взгляды недопроснувшихся пассажиров...

Там, между спин стоящих впереди, -
Такое маленькое, но уже светило!
И я, когда на станции сходила,
Ещё раз обернулась по пути...


***
Странное ощущение, когда читаешь одновременно 2 книги одного автора: герои перепутываются, их судьбы сплетаются, пейзажи из одного текста перетекают в другой, располагаются в памяти о предыдущих главах, добавляют персонажам новые черты характера, факты прошлого... По тротуару берлинскому начиная свой путь, герой приходит вечером домой в Вайнделл и зажигает свет, но просыпается и покупает газету он снова в Берлине...
"Дар" начинаю читать снова. "Пнин" дочитан.
Набоков передаёт картинку и чувство потрясающе верно и точно, и этому служит каждое слово, каждый знак препинания. Книгу следует читать вдумчиво, прочитывая каждое слово, осознавая его, чувствуя во рту его вкус, ощущение, вызываемое именно этим словом, потом закусывая его следующим словом, снова пробуя вкус их сочетания, следующее слово - и, через запятую, с послевкусием от предыдущей - следующая синтагма...


***
есть много вещей, которые думаешь, но не успеваешь записать или запомнить - этакие моменты-секундочки
кап-кап - тик-так - уплыли корабликом под мост
и так было это важно, tак захватывало от этого дух - от мыслей, от чувств, от идей, от событий, от движений кончиков пальцев, от танца ступней по полу, от голосов, от звонка телефона... а ррррраз - и секундочка кончилась. прошла. кап. ещё разок, ну! но кран закрутили. "Мааам... Нет, ничего!" Улыбка. Кран закрутили.
И даже не запомнишь. А если запомнишь - какие-то обрывки: фото раз - босые ноги на блестящем паркете в свете жёлтого фонаря; фото два: рука скрипачки в дальнем ряду оркестра замерла в ожидании своей очереди играть....... иииии раз-два-три, раз-два-три иголка слетела.


***
У пленки и видео разная пластика. Вплоть до: то, что очень хорошо монтируется на видео, совершенно не складывается на пленке. И это не абстрактые домысли, а обоснованный технологией момент... 24 к/с на пленке и 25 или больше кадров на видео... И именно этот один кадр (ну то есть не один, конечно, еще и пресловутая живая точка и прочая) кардинально меняет пластику. Резкость, четкость цифры against плавность и мягкость пленки.
Имели счастье постичь эту истину в попытках восстановить днем в монтажной придуманное ночью за компьютером...


***
...
Маленькая велосипедно-сырно-рыбная страна Ван Гога, Вермеера, четырехсотлетнего Рембрандта с шумихой вокруг имени почище нашего Пушкина - мюзиклы, ретроспективы, плакаты "400? Мне?!" по всему городу Амстердаму и т.п., страна Франса Хальса, амстердамского зоопарка с новорожденным слоненком, страна искрящегося моря и наглых чаек, которым я скормила всё наше печенье, страна узких крутых лестниц, каналов, страна плоская, как блин, и поделенная на ровные ряды дорог, каналов, полей, городов, облаков - эта страна и слегка бесноватый в своих нелепых сувенирных кломпах и тюльпанах Амстердам с безбашенными велосипедистами на коротких улочках - все это сидит внутри нас, внутри шести ч\б пленок и двух цветных, и еще в 2000 маминых цифровых фотографий... Жили там чудесно - по-семейному с ужинами на четверых, с вечерним "Привьет, ребята" от Винсента, возвращающегося с работы... (как мы радовались, гляда на задолбанных туристов, что мы в гостях, а не в супер-туре-вся-голландия-водин-день!)
...
Много всего.
Есть много всего в сумках для любимых.
Есть много всего в блокнотах.
Есть много всего на кадрах.
Есть много всего в голове.
...
Очень хочется все рассказать, так что наверное все как-нибудь и расскажу...

Мы радостные и счастливые.)


***
в попытке продлить лето я заехала в осень с размаху, как в лужу на велосипеде или как в море с пляжа, когда с чуть подрумянившихся бедер слетают семена лета и осыпают золотым зевесовым дождем лежащие тела, чтобы взрастить на них... что? снова лето! и отдыхающие прекрасны и в своей полноте, и в своем опьянении, и в своих нелепых позах, и в своих красных перегревшихся спинах, и уж тем более в открытых купальниках, с кубиками мышц на животах и с такими улыбками под огромными солнечными очками, что сразу понятно - семена песка дали всходы, семена песка раскрылись и цветут бронзой и золотом кругом, кроме стыдливо закрытых тканью или менее стыдливо плоскими камешками белых мест. и прекрасны продавцы вареной кукурузы, чурчхеллы и жареных рапанов на палочках, выкликающие имя своего товара так, что чувствуешь себя собачкой *censored для... (скучаю)*
Но вот море, море обняло щиколотки и голени, колени и бедра, прикоснулось к животу...

***
Когда я встречаюсь с хамством в реальной жизни, я всегда абсолютно точно знаю, как поступить - я улыбаюсь и ухожу. Не имею ни сил, ни желания противостоять. Да и смысла, если честно, не вижу... Как противостоять - объяснить, что неправ? Нахамить в ответ? Поэтому - улыбаюсь и ухожу.

***
Тихий сонный родительский дом - а я ищу, копаю, читаю, записываю, пишу письма, переправляю фразы, рассыпаюсь деепричастиями по наречиям.
стягиваю узелком сосредоточенности голову. вылавливаю сетью из дум-домов зернышки. сажаю в глаза, в рот, в уши, закрываю ладонями - растут... но медленно.

***
Прежде казалось, что у взрослых есть какие-то правила, по которым живут так, чтобы все складывалось, как надо. Что у любых возникающих проблем есть лишь одно верное решение, а все прочие, если они есть, точно неверны. Причем, неверны до такой степени, что если ошибиться, мир с грохотом обрушится ко всем чертям. Но ошибиться было нельзя - взрослые знали ответы на все вопросы.
...Моя ладошка в папиной руке была залогом нерушимости мироздания.


***
Мне прежде, в детстве, казалось, что у взрослых есть какие-то правила, по которым живут так, чтобы все складывалось, как надо. Что у любых возникающих проблем есть лишь одно верное решение, а все прочие, если они есть, точно неверны. Взрослые были жителями Олимпа с волшебной амброзией, причем, как ни странно, не алкоголя (мои родители не пьют алкоголя), а кофе... Кофейные зерна мама молола каждое утро в электрической кофемолке. Этот запах, а еще звук папиной бритвы, были моим утром, началом

2004-2007