Кошка в погоне за смыслом жизни

Ольга Изборская
Сон первый о Кошке
До крещения я никак не ощущала себя человеком. Мне часто казалось, что принадлежу к кошачьему населению планеты. И во сне мне снилось, что я Кошка! Один из снов повторялся несколько раз. Я его хорошо запомнила и хотела, чтобы он повторялся. Вот он.

Кошка мягко входит в огромный гулкий Дворец-Храм.
 Ступает по мраморному серо-зеленому полу пустого зала с изумрудными стенами. Рассматривает чудные, движущиеся внутри вертикальных рам, картины, слышит голоса этих картин, видит протянутые к себе руки, зовущие войти в каждую из них, но идет своей дорожкой.
 Раскрываются купольные потолки и оттуда, с движущихся облаков манят ее ожившие толстенькие амурчики, сыплют ей на голову крошечные розочки и льют вино из своих рогов изобилия. Осторожно обходит Кошка их дары и, оглядываясь, видит, как эти дары шипят и прожигают мрамор, образуя неровные трещины. А картины по сторонам залов становятся все драматичнее и ближе к современности. На картинах убийцы и бандиты пируют и мучают должников, насилуют и издеваются над роскошными женщинами. И стены под ними быстро заливаются потоками слез и крови, текущими из картин.
Залы меняют окраску стен: из зеленой она становится пожухлой, красновато-коричневой, темно-красной, потом дымной. В проемах, где нет картин, начинают гореть леса и под ногами Кошки исчезает пол,появляется дымящаяся земля и светится лишь тонкий луч дорожки.
Перед Кошкой возникает что-то неопределенное, покрытое плащом, и жестами пытается ее остановить, не прикасаясь и отодвигаясь при ее шагах.
 Взглянув вперед и выше, Кошка взвивается вверх и перепрыгивает через него, точно опускается на свою тропинку и следует дальше. А тот, что в плаще,- с упреками тянется к ней, потом растекается зеленым ядом по земле и создает довольно глубокую яму.
 Залы заканчиваются. Кошка попадает на лестницу, пологую и очень длинную, без поворотов, но с площадками, на которых стоят каменные изваяния зверей и языческих богов.
А с обеих сторон пролетов нет стен, а есть открытая взгляду квартирная жизнь, как в многоэтажном доме. Интерьеры квартир часто похожи, иногда очень богаты, иногда напротив - очень бедны. Там ходят люди, ссорятся, едят, спят... И все стены прозрачны. Непрозрачны лишь полы и потолки.
 Лестница перед Кошкой продолжается.
 Вот на лестнице стали появляться другие звери, стремящиеся вверх, и Кошка перестала смотреть по сторонам. Хорошо, что звери почти не замечали Кошку! Потому что были они больше нее и страшны.
 Проходила Рысь, тяжело протряхивал свой живот Тигр, проносился грязный и,рыкающий на всех,Кабан.
 Обнюхивали Кошку и лаяли на нее вонючие Лисы всех цветов: рыжие, белые, черные, бурые...
И все они быстрее нее рвались вверх, отталкивая и отшвыривая друг друга.
- Что там такое завидное? - думала Кошка, но не спешила, а лишь старалась уклониться от ударов лап и морд.
 Вот над ней, сверху, появилась жуткая морда Гиены, но и она пренебрегла Кошкой в погоне за ступенями. А повизгивание и гавкание Шакалов и Псов заставляли Кошку прижиматься к лестнице, шипеть и дыбить шерсть от ужаса неминуемой смерти. Но всех их что-то гнало вперед и Кошка облегченно встряхивалась, неторопливо и осторожно двигалась за ними. Вот она доходит до верхнего этажа: с обеих сторон всего лишь чердаки с бомжами. Наконец, с обеих сторон - крыши и Кошка видит панораму города с самолетами и вертолетами над ним...
 А на самой крыше - с трупами всех зверей, что обогнали ее. Звери лежали, погрызшие друг друга... Висел, зацепившись за карниз клыками, дохлый Кабан. Валялись далеко внизу Тигр и Рысь, около них был ковер из шкур разноцветных Лис и Псов. И только один Шакал, поджав хвост, выл снизу на светлое небо, да шныряли, фыркая и хихикая, Ехидны, гордые своей недоступностью.
Не было нигде лишь уродливой и мрачной Гиены.
- Стоять тут - подумала Кошка - противно и глупо - и поморщилась, ощутив трупный запах. - Так что же гнало всех сюда?
 Кошка огляделась, и ничего поразительного не нашла. Посередине возвышались какие-то вершины странной уродливой формы. Наверху их были площадки. Около подножия, со всех сторон, груды зверей были особенно велики. На отростках пъедесталов были надписи, но Кошка не поняла точно их смысла: “Величие”, “Слава”, “Деньги”, “Память”,
"Гений”, “Власть”... Нигде не было лишь нужного ей слова: «Смысл».
В поисках дальнейшего пути Кошке пришлось довольно долго обходить это побоище на Крыше Жизни... Из трупов вылезали черви. Крысы предлагали Кошке войну за ее жизнь... Какая-то Крыса уже пыталась откусить часть кошачьего хвоста, сочтя и его частью трупа. Кошка перегрызла ей горло и долго умывалась и отряхивалась от отвращения. Мыши утаскивали куски шкур, обкусанные в виде ковров. Отбившись от Крыс тем, что временно взлетела на одну вершину, Кошка улеглась, взглянула на Солнце и стала ждать. Это она умела. Но оглядевшись, она поняла, что возврата назад нет вовсе!
-Печально! -подумала Кошка.
И тут мимо нее проскакала Белка. Она неслась прямо к краю крыши. Кошка проследила за нею взглядом. Белка расправила лапки и хвост, и бросилась с крыши вниз. Кошка подбежала к краю: Белка красиво спирально парила, опускаясь на далекий лес внизу. Кошка легла на край крыши и стала искать что-нибудь, кроме леса. Она увидела вдалеке деревню. Это ее обрадовало и обеспокоило.
 Она стала пробираться по краю Крыши среди трупов, пытаясь подойти ближе и рассмотреть.
В одном месте она нашла что-то вроде забытых строителями лесов и стала приспосабливаться к прыжку с этажа на этаж вниз.
 После первого прыжка она оказалась среди недостроенных стен и ее ослепили какие-то лучи. Привыкнув, она разглядела направленные на нее кривые зеркала. Среди них, на шкурах шакалов и волков, возлежала разжиревшая красавица-Гиена, положив лапы на придушенного грустного Попугая, и злящуюся рыжую Лису. Живые Шакалы и Волки виляли ей хвостами, заискивающе улыбались, оскаливая желтые клыки, и освещали юпитерами. Из кривых зеркал смотрели искаженные отражения людей и прочие нежизненные химеры. И еще тут было полно Ехидн, которые ухахатывались от. непонятного Кошке, удовольствия.
 По общему настроению, жизнь здесь всем казалась удивительно мирной и даже счастливой.
Гиена поманила Кошку и глазами указала ей место возле своей миски. Но осторожность не покидала Кошку никогда. Она вежливо мурлыкала, расшаркивалась, подвигаясь к краю, и легко спрыгнула на следующий этаж.
Ещё не лучше! Пока Кошка сидела на лесах, она Ощутила запах главных своих врагов: крыс!
Здесь, в пустых, просвечивающих арматурой проемах, царили полчища Крыс, которые не разбежались, а ощерились на появление Кошки.
 Кошка вздыбила шерсть, зажгла глаза, чтобы выиграть время, и осмотреться. Крысы были надсмотрщиками. За ними виднелся ряд клеток, в которых метались могучие и благородные звери: ходил Лев, все еще красивый и царственный, раздирали когтями бетонный пол Медведи, не понявшие, как они оказались в клетках. Медведи, считавшие себя Колдунами,
 и царями. Ломал рога о прутья благородный Олень, не мог расправить крылья высокомерный Орел, Волки жались в угол и не брали мясо из лап Крыс. Отчаянно всматривался в глаза врагов Снежный Барс. Но что разглядишь в черных бусинах Крыс?
И никто из них не верил - что это уже конец, что теперь они всего лишь будущая пища для Крыс.
Крысы и здесь проявляли свой недюжинный ум, расписывая стены тюрьмы своими магическими знаками,видимо подражая лозунгам о исправлении, и прекрасном будущем узников, после освобождения.
 Кошка, взревела от отчаяния, и бросилась еще ниже!
 Хорошо, что в лесах было столько дыр! Присев на следующем этаже, Кошка поймала луч света, мелькнувший вслед за ней. И заметила, что сверху за нею следили юпитеры и зеркала Гиены. Кошка увидела своё искаженное изображение и бросилась в темноту следующего этажа.
 Очнувшись на следующих подмостках, Кошка повернулась и застыла. Перед нею поднимали головы Питон и толстая дряблая Гадюка. Тем не менее, эти твари меньше пугали Кошку. Главное - не бояться их внутренне! Не дать себе превратиться в пищу для них: в Кролика. К тому же, змеи не могут прыгать так, как Кошки. А кошачий глаз не поддается их жадному гипнозу. И Кошка решила задержаться, чтобы найти другой спуск, более безопасный. Прыгать до земли было еще очень далеко.
- Хорошо бы унюхать, что на нижних этажах?-отвлеклась Кошка. Но Гадюка замерла перед атакой. Кошка придвинулась к Питону и села, мурлыча, около его шеи: так и Питон не достанет и Гадюка не тронет. Питон, тем временем, предложил Кошке поиграть с его хвостом. Кошка почуяла опасность, но надеялась на медлительность Питона, и соблаговолила.
Тут она совершила роковую ошибку. Гадюка взревновала и разъярилась.
 Тем временем, из глубин этажа две Обезъяны пригнали с десяток перепуганных Зайцев, нескольких взлохмаченных оголтелых Кур, Петухов и даже двух небольших широкомордых Варанов. И сразу, раздувшийся от предстоящего удовольствия, Питон, начал раскачиваться, обещая им «сеанс трехдневного счастья», и полного избавления от... всех проблем.
 Сидеть среди Зайцев и оставаться Кошкой? (Тем более будучи белой!) Такой задачи Кошка для себя не ожидала. Страх быть съеденной, вызвал робость перед Питоном. Этого было достаточно. Питон уже победил. Он предложил отдать ему всего лишь: “его отражение в ее глазах”. Ах, как это эстетично! - подумала Кошка, и увидела в нем кумира! Готова была отдать ему и шкуру!.. Рвалась всем нутром к нему! Согласилась отдать ему не только отражение, но и сами глаза! Восторг, разжигаемый обоюдно, все возрастал!
Питон был так рад получить “загадочный кошачий взгляд на мир”! Из его пасти струилось... И тут!
Кошку укусила Гадюка. Кошка и не заметила, как слегка (что там кошачья лапка!) наступила ей на хвост...
 Укус гадюки для Кошки - это не смерть, Кошки, как известно, могут и загрызть гадюк. Но, все зависит от гадючьей породы. Эта Гадюка была королевой среди своих. Гадюка укусила Кошку в заднюю ногу. Зато Кошка мгновенно очнулась от гипноза. Быстро слизала яд и - плюнула им в раскрытую слюнявую пасть Питона. Питон замер от оскорбленного изумления. Зайцы тоже. Питон недоуменно проглотил яд вместе со слюной:
- Почему меня подводят? - жалобно сморщив брови, сказал Питон Гадюке.
И Гадюка, получив свою порцию внимания, радостно обвила его дряблым телом.
 У Кошки было несколько мгновений для наслаждения этой картиной. И для принятия решения!.. - Ох, как далеко до земли! - подумала Кошка, теряя силы от яда. И все же расправила тело, наподобие беличьего и - прыгнула вниз.