Вкус или безвкусица

Галина Соломко
 Кристина – моя внучка, живем мы далеко друг от друга, но я часто приезжаю в гости.

 Учится Кристина в четвертом классе. Школьной формы одежды у них не установлено, поэтому в школу каждый одевается как хочет. Кристина ежедневно ходит в новом наряде. Перед сном она выбирает в шкафу нужные вещи и вешает их на стул.

 Вот она на понедельник приготовила белую блузочку, брючный костюм из коричневого вельвета и пестрые колготки. Колготки под брюками видны не будут, а коричневый вельвет очень подходит для школы, тем более, что костюмчик красиво сшит и ей идет.

 - Кристина, мне очень нравится твой наряд! Какая ты красивая в этом костюме, настоящая школьница! - одобряю я ее выбор. Кристина моей похвалой довольна.
 
 На вторник она выбирает себе для школы белую футболку, бордовую юбку, свитер в поперечную бело-сине-зеленую полоску и голубые колготки. Юбка очень красивая и одновременно скромная, расклешенная, из плотной ткани. Юбка замечательная. Но все остальное...

 - Кристина, голубые колготки к бордовой юбке совсем не идут. Да еще этот разноцветный свитер!

 - А мне так нравится.

 - Надень вот этот белый свитерок и белые колготки.

 - Нет, мне нравится этот свитер! Он мягонький!

 - Ну, тогда надень какие-то темные брюки.

 - А я хочу в юбке.

 - Но так нельзя одеваться, нельзя так безжалостно мешать цвета.

 Кристина не согласна, но обиженно сдается, убирает юбку и достает джинсовые синие брюки.

 - Вот это лучше будет.

Кристина молчит, насупилась.

 На следующий вечер Кристина вешает на стул то, что наденет в среду. Она показывает мне узкую теплую красную юбку, желтую водолазку и белые колготки. Но на колготках ниже колена нарисован огромный пестрый мишка. На каждой ноге.

 - Кристиночка, - пытаюсь быть ласковой, - колготки с рисунками не самый подходящий наряд для четвертого класса. Такие колготки хорошо надевать в детский садик. Но в школу...

 Кристина снова недовольна моими замечаниями. Она с вызовом отвечает мне:

 - Бабушка, у тебя свой вкус, а у меня свой вкус. Надо уважать каждый вкус. Мне так нравится. У нас все так одеваются.

 Проблема, проблема... Ищу слова, которые смогут убедить десятилетнего ребенка в том, что не всякий вкус бывает хорош.

 - Кристина, ты не права. Бывает вкус, а бывает безвкусица. Вот эти мишки на ногах, да еще в сочетании с красной юбкой и желтой водолазкой – это безвкусица.
И в школу так ходить нельзя. Так можно идти в цирк, и сразу – на арену.

 Кристина очень обижена на меня. Обижена до такой степени, что не хочет даже разговаривать. Нет, я не нашла нужных слов, я сказала очень обидно, я ее осмеяла. Не так надо. А как?

 На четверг Кристина готовит одежду самостоятельно, со мной не советуется и пытается даже как-то скрыть это от меня. Значит, она ничего не поняла из того, что я ей сказала, ничего не усвоила, а только обиделась.

 Тогда я решаюсь веселым голосом прочитать ей лекцию.

 - Кристиночка! Давным-давно, когда люди еще жили в пещерах, они старались одеваться ярко. Украшали волосы разноцветными перьями, из таких же перьев делали юбки, на шею вешали яркие бусы. В одежде, считалось, чем больше цветов, тем лучше. Тело и лицо они разрисовывали узорами, в нос вставляли кольца. И все это считалось красивым. Это был их вкус. Но сейчас тебе ведь не захочется так выйти на улицу, никто не сочтет это удачным нарядом. Теперь в таком виде можно появиться на новогоднем карнавале. За много веков одежда менялась. Появились специалисты по одежде – модельеры, стилисты. Они утверждают, что в одежде одни цвета гармонично сочетаются друг с другом, а другие – не очень. Каждый костюм должен иметь свое назначение – деловой, спортивный, домашний, вечерний и т.д. Для каждого случая уместен свой костюм. Ты выбираешь костюм для школы. Можно считать, что это деловой костюм. Надо к нему и подходить с требованиями к деловому костюму. Так что твои мишки на колготках здесь не уместны. А вот дома эти колготки ты можешь надеть и порадовать ими младшую сестренку.

 - Но у нас все так ходят, – пытается возразить Кристина

 - Вот и жаль, что в школе не уделяют достаточного внимания хорошему вкусу, не формируют его у детей. Давай ты начнешь задавать тон, и все девочки будут подражать тебе. Ты им замечаний не делай, но иногда говори: « А я больше не ношу колготки с рисунками в школу, мы же уже не детсадники».
 
 Девочки это себе намотают на ум.

 Или скажи так: «Я хотела надеть сегодня красную юбку с зеленой кофтой, но во время поняла, что эти цвета плохо сочетаются в школьной одежде».

 Вот и будут все к тебе прислушиваться. А ты должна знать некоторые основы. Придется поискать на эту тему хорошую книжку. Наука о том как вести себя в обществе, как одеваться, называется этикет.
 
 Кристина задумалась, но менять приготовленную одежду не стала. Однако уже не пыталась больше активно отстаивать свой особый вкус.

 Я с нетерпением ждала, что же она приготовит себе на следующий день, на пятницу. Вечером Кристина достала белые колготки, белую блузочку с воротничком, серо-голубую средней длины плиссированную юбку из трикотажа и из того же трикотажа пиджачок с плечиками. Комплект претендовал на элегантность.
 
 - Ну, как, бабушка, я не буду похожа на папуасов?

 - Нет, Кристиночка. Ты выбрала очень правильный костюм. Именно так лучше всего ходить в школу. И еще позволь тебе дать совет. Не обязательно менять костюм в школу каждый день. Лучше всего его менять раз в неделю.
 
 Теперь буду с интересом наблюдать, как изменится у Кристины отношение к выбору школьной одежды после каникул. Победит ли чувство вкуса и гармонии или верх возьмет коллективное отсутствие всякого требования к своей одежде? Вкус или безвкусица?

 В голову приходят печальные мысли. Школа теперь остается в стороне от воспитательного процесса. Ведь самое сильное влияние на детей этого возраста оказывает учитель, потом идут подруги, а затем уже родные и близкие. Учителю даже требовать ничего не надо, достаточно рассказать, что хорошо, а что плохо. И, естественно, самому быть примером. Молодежь кому-то воспитывать надо. А иначе, не повернем ли мы со своими вкусами назад к дикарям? Вот уже и пупки обнажили, и татуировкой покрываем чуть не все тело, и пирсинги в большой моде. И песни тоже уже поем почти дикарские. Как же уберечь от всего этого нашу молодежь и последующие поколения?