Группа гамлетов - Зевс

Литгазета Ёж
Режиссёр школьного театра Галина Петровна решила в корне изменить репертуар.

- Светлана Васильевна, - сказала она директору после изнурительного совещания по профилактике пьянства среди подростков, - уже хватит, наверное, колобки, как снежки, катать и репки тянуть, как резину. Пора бы и на мировую классику замахнуться! «Гамлета», например, поставить. Чуть-чуть переделать, на школьную жизнь сориентировать, укоротить маленько. Думаю, Шекспир в гробу не перевернётся. Вон чего на Таганке отчубучивают: такое новаторство заворачивают, что зрители от восторга кошельки и косметички с портсигарами бросают!
-
Светлана Васильевна представила всю грандиозность спектакля, и в её глазах отразилась аплодирующая публика.

- Дерзайте, Галина Петровна! Защита общечеловеческих ценностей неназойливым образом – через театральное представление – это, знаете ли, сногсшибательная задумка. Вы вовремя замахиваетесь на Шекспира!
-
По мотивам трагедии Галина Петровна написала сценарий, сократив число действующих лиц до пяти. Текст претерпел некоторые изменения: высокопарные фразы и философские премудрости заменились простыми словами из школьного лексикона и дворового фольклора.

На роль Гамлета претендовало до 20 учеников, и Галина Петровна решила провести конкурсный отбор. Она объявила, что каждый претендент должен со сцены прочитать знаменитый монолог так, чтобы он звучал по-новому, в духе нашего времени. Рекомендацию режиссёра каждый понял на свой лад.

Сцена пуста, лишь в столовской металлической тарелке, поставленной на пол, тускло горит свеча. Из мрака выходит Журавлёв Артём в потёртых джинсах и в чёрной водолазке.

- Быть иль не быть?! – возглашает он. – Вот в чём вопрос! И быть добру, и миру быть! Не быть кровавым злодеяньям и мелким сплетням среди нас! Высокий дух стремлений вечных пусть воспарит над смрадом жизни! О ясный Сокол, в борьбе с врагами по-пионерски готов будь вечно. Аминь, ребята! Хвала рассудку, и сердцу слава!

В костюмерной толпится группа Гамлетов. Туда возвращается Журавлёв Артём с лицом металлурга, пробывшего у топки не менее суток.

- Без единой ошибки! Только про Сокола само собой вырвалось.
- А сколько баллов?

- Не знаю. У Галины Петровны вид серьёзный. Так на меня смотрела, будто это я , а не Ерохин Валерка ей на стул кнопку подложил.

На сцену выталкивают Яблокова Алёшу. Он полминуты стоит молча, наконец, вспомнив, спрашивает у одиноко сидящей Галины Петровны:
- Пить иль не пить? Вопрос вопросов! Пить можно сок: в нём – витамины да и другие вещества. Но кока-колу пить помногу нельзя по той простой причине, что язву можно заработать, ну а потом отдать концы. И пить нельзя сырую воду: в ней море всяческих микробов, нефтепродуктов и фекалий. И прежде чем возьмёшь стакан ты, помой хорошим мылом руки. Пей рыбий жир – здоровым будешь. И молоко всегда полезно. Но пить из лужи опасайся: козлёнком станешь, а мясное у нас едят за милу душу. В питье, ребята, знайте меру, чтоб не пойти дорогой предков, закрыв глаза, в медвытрезвитель.
-
Галина Петровна склоняется над листочком и ставит какие-то условные обозначения за артистичность, дикцию, жестикуляцию и прочие атрибуты актёрского мастерства.

Лазарев Виталий выходит на сцену строевым шагом. По-солдатски развернувшись, он ножницами расставляет ноги и голосом командующего парадом читает:
- Бить иль не бить? Таков вопрос. Однажды мне на перемене Терёхин Дима ненарочно поставил – сволочь он! – подножку. И надо бить его нещадно за то, что носом пропахал я по полу, грязному, как сажа. Но если Диму я ударю, его сестра мне даст по шее. Я Диму бить совсем не буду, но я куплю на рынке крысу и Диме брошу под рубашку. Всех, кто обидит, ждёт расплата!
-
Галина Петровна сверлящим взглядом смотрит на выступающих, сопоставляя их достоинства.

На сцене появляется Ерошкина Даша, переодетая в мальчика. Её звонкий голос, как самостоятельная собачка, гуляет по пустому залу.
- Быт иль не быт? Какой вопрос! Замучил быт людей хороших и серой жизнью им наскучил. Давайте быт переустроим: внесём в него веселье, праздник, чтоб каждый только улыбался и в пляс пускался по квартире, круша хрустальную посуду. Нельзя, друзья, сидеть забитым под этим ненавистным бытом! Вперёд! Бежим в огонь и в воду и души чистим, словно щёткой мы чистим пыльную одежду! За новый быт труба трубит! Мы сложим головы, но быт пусть будет вдребезги разбит!

Последним выступает Степан Синицын. Он то и дело поглядывает на ладонь, на которой написан текст монолога.

- Выть иль не выть? Моя проблема! Когда одну получишь двойку, конечно, можно и не выть. Но если за день ты поймаешь пять штук таких оценок скверных, то сразу выть начнёшь собакой, которой лапу перебили. Я выть давно уж научился и по ночам всё время вою на нашу школу и луну. Не каждый выть у нас умеет – здесь вам не спустят с рук притворство и важных премий не дадут. Пускай же вой, как астероид, летит сквозь время и пространство!

После очередного совещания по вопросу о бродяжничестве Светлана Васильевна интересуется новой театральной постановкой:
- Скоро ли вы нам покажете классическую вещь?

Галина Петровна вскакивает со стула, чтобы легче было жестикулировать.

- У нас, Светлана Васильевна, другая идея! Шекспира трогать не будем. Покажем лучше современную жизнь глазами самих школьников. А спектакль так и назовём – «Гамлеты». Это будут такие принцы датские, что у зрителей глаза из орбит вылезут!