Книга интервью Виктора Цоя

Андрей Дамер
Личность талантливого человека всегда несет в себе элемент загадки. Многих интересуют ответы на вопросы, как Виктор Цой относился к жизни, какой у него был любимый цвет и т.п. Кто-то периодически причисляет его к пророкам, «неведомым посланцам». Другие называют его певцом перестройки, борцом за правое дело, героем поколения 80-х. Ответы на эти и другие вопросы можно найти в интервью Виктора Цоя.

Виктор Цой всегда находил время для общения с журналистами. Например, перед концертами в Москве в октябре 1989 года он в течение 4-5 часов вместе со своим продюсером Юрием Айзеншписом обошел крупные редакции всех московских газет. В каждом гастрольном городе Цой давал как минимум одно интервью крупной местной газете. Если Виктор в лице журналиста встречал действительно сочувствующего человека, то он всегда вполне откровенно отвечал на его вопросы.

Первый директор группы «Кино» Юрий Белишкин вспоминал: «1989 год, Волгоград, журналистка, Аня Гончарова, по-моему. Единственная, кто дозвонился ко мне и уточнил все детали перед тем, как взять у Вити интервью. Так вот, она общалась два с половиной часа – и с кем, с Цоем, из которого, по мнению большинства журналистов, кроме «да – нет – не знаю» и слова-то больше не вытянешь! Она просто любила его как человека, сопереживала и хотела понять».

К подобным интервью также можно отнести: Сергею Шапрану в Минске, Л. Чебанюк в Архангельске, ответы на записки в ДК Связи и 344 школе г.Ленинграда.

Ставшая мифом «восточная немногословность» рок-музыканта от скромности, а не от скрытности или замкнутости. «Я отвечаю, когда меня спрашивают. Если меня не спрашивают, я не отвечаю» - вот и вся его позиция.

Другое дело, вопросы журналистов. Они, как правило, не отличались разнообразием, и только поэтому музыканту не хотелось повторяться, что по-человечески понятно. Не каждый из «акул советского пера» мог настроить Виктора на откровенность или просто оказывался не в теме, и поэтому вынужден был довольствоваться односложными ответами.

В то же время, если перед ним оказывался профессиональный журналист, умеющий нестандартно поставить вопрос, то и ответы Виктора также были необычными и интересными. Для примера можно назвать интервью французским журналистам для фильмов «Рок вокруг Кремля» и «Рок в Советах», интервью Сергею Шолохову на кинофестивале «Золотой Дюк», интервью в передачах «Взгляд», «До шестнадцати и старше», «Утренняя почта» и др.

Не надо также забывать, что многие интервью Цою приходилось давать в обстановке концертного шума и гастрольной суеты.

Поэтому «восточная немногословность» Виктора Цоя немного преувеличена. С одной стороны, в рождении этого мифа сыграл свою роль врожденный темперамент самого Цоя. Мама Виктора как-то вспоминала, что, будучи грудным ребенком, ее сын предпочитал тишину и покой всякому шуму. Однако, что в этом восточного? Можно подумать, что все русские болтуны, а корейцы и японцы молчуны. Конечно, это не так. С другой - устойчивый миф о молчаливости Цоя связан с многочисленными воспоминаниями об этом его друзей, а точнее знакомых. Всем остальным ничего не оставалось делать, как только повторять слова людей, с которыми Цой по той или иной причине не хотел быть откровенным.

История сохранила нам уникальные архивные фото и видеоматериалы, из которых видно насколько Виктор был общительным, жизнелюбивым человеком с хорошим чувством юмора. Режиссер фильма «Игла» Рашид Нугманов вспоминал: «когда говорят о Викторе, что он человек необщительный или – грубый, отталкивает людей – это не так. Просто, особенно в последнее время, он общался с очень немногими, но с друзьями был замечательным, открытым человеком. Мы могли говорить с ним о чем угодно – о кино, о музыке, о жизни вообще. Но, наверное, сутью наших разговоров, как и любого дружеского общения, было выяснение нашей правоты: «Ведь я прав, что…».

Интервью Виктора Цоя позволяют отчетливо увидеть в его личности то, что чувствуется, но ускользает в его песнях. Виктор почти всегда афористично мыслил, но не всегда мог литературно сформулировать ответ на вопрос. С определенными оговорками это можно сказать о песнях, в которых не всегда различима граница между лирическим героем и автором. Ответы Цоя в некоторых случаях помогают точнее понять ту или иную песню, которые как бы расшифровываются с помощью интервью.

Есть еще одна общая для интервью и песен особенность – ирония. Без особого чувства юмора невозможно представить творчество Цоя. «Алюминиевые огурцы», «Без десяти девять часов», «Это не любовь», «Фильмы», «Малыш», хулиганские песни типа «Прохожий», «Мама Анархия», песни с социальным подтекстом типа «Бошетунмай», «Следи за собой», «Муравейник» и нек. др. как раз отличаются тонкой иронией. Выполненные в жанре неограффитизма рисунки Цоя также по-своему смешны и абсурдны.

Эта особенность Цоя не ускользнула от рок-критика Александра Старцева, который еще в 1985 году заметил по поводу своего интервью: «Это трудно передать - всю ироничность Цоя, когда любая фраза начинается всерьёз, а кончается с такой интонацией, что не совсем понятно, смеётся он где-то внутри, или нет. Скорее всего, и то, и другое одновременно».

Так или иначе, без интервью портрет Виктора Цоя был бы неполным. Даже несмотря на сомнения в том, насколько ответы Цоя соответствуют тому, что он говорил на самом деле. В некоторых случаях действительно можно говорить о недобросовестности журналистов. Сам Виктор неоднократно жаловался, что они «так все изменят, что себя не узнаешь».

Конечно, иногда встречаются расхождения в записи и в расшифровке интервью, но в целом совпадения составляют, на мой взгляд, не менее 80 процентов. Сегодня можно не только прочитать большую часть известных интервью, но и услышать и увидеть их в записи. Наиболее достоверные из них могут стать своего рода лакмусовой бумажкой для всех остальных публикаций. В библиографии я указал интервью, сохранившиеся на аудио или видео носителе. Все они могут стать хорошей основой для создания сборника «Виктор Цой. Книга интервью».

Библиография интервью Виктора Цоя http://yahha.com/article.php?sid=103