Русский Панк-рок. Взгляд изнутри

Александр Хлупин
"Панк - это слово из четырех букв!"

Песня группы "ТАРАКАНЫ!"
 
Что есть панк-рок, как музыкальный жанр? Про это вы можете при желании прочесть в любой приличной рок-энциклопедии. Не лишним будет напомнить лишь о том, что изначально этот стиль был создан в целях выражения протеста против существующих политических режимов. Его родоначальниками по праву считаются англичане SEX PISTOLS. Хотя попытки отдельных музыкальных формаций подобным образом выразить себя в музыке были и до них. Но именно они своим творчеством подняли панк-рок на мировой уровень. Самыми главными элементами данного стиля стали анархическое поведение музыкантов на сцене и в жизни. Эпатаж и скандальность. А главное – тексты песен, исполняемые, как правило, резким грубым вокалом, наполненные презрением и негативным отношением к существующим моральным и социальным нормам. Что до музыки, то она соответствовала (и, в общем, соответствует) текстам своей безумной энергетикой, гитарным шквалом и агрессивной ритм-секцией. Нельзя не упомянуть про особый имидж музыкантов и поклонников жанра. В первую очередь, это, конечно, касается причесок – в основном это ирокезы самого разного вида и цветов. А также одежда – разнообразные косухи, пиджаки с нашивками и ботинки с рифленой подошвой. Но все это относится к внешним атрибутам, которые в принципе являются не обязательными. Потому как изначальная идея панк-рока заключалась все же не в эпатаже внешности, который был лишь сопутствующим элементом, а в достижении максимальный внешней и внутренней свободы от разнообразных ограничений и норм. И очень жаль, что в последнее время видные деятели жанра забыли об этом, а занимаются лишь спорами и киданием понтов в разные стороны. Мол, я то вот панк, а вы все кто?! Продавшееся отребье! Глупо это. И низко по отношению к товарищам по движению. А те, кто моложе избирают этот стиль не по зову сердца, но потому как им кажется, что панк-рок играть легче. Типа, что там играть? Главное гитару настроить громче, ненормативной лексики в тексты накидать больше – и все! Вот и весь панк-рок! Очень жаль их.
 Что в России понимают под панк-роком? Все воспринимают этот термин и все, что с ним связано по-разному. Элементы панк-рока в нашей стране издавна применялись и применяются самыми разными исполнителями, среди которых есть и те, кто никогда не причислял себя к апологетам жанра, например АКВАРИУМ, АЛИСА, КИНО, даже ЧАЙФ. Но в их случае это скорее был опыт внешнего проявления некоего эпатажа на отдельных концертах и песнях. У нас принято считать панк-роком ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ и ИНСТРУКЦИЮ ПО ВЫЖИВАНИЮ. И даже СЕКТОР ГАЗА. Хотя какой это панк-рок? Можно спорить сколько угодно, но это обычный русский рок, сыгранный грязнее и менее умело, чем это делают многие другие группы, проповедующие этот стиль. Егор Летов – панк? Нет, он, скорее интеллигент-очкарик, не умеющий сочинять красивых мелодий, но зато наделенный даром писать остросоциальные тексты. И музыцирование с ГО для него скорее возможность донести свои поэтические способности до масс, нежели стремление создать что-то музыкальное, пусть даже в панк-роке, который никогда и не позиционировался просто как музыкальное обрамление к жестким текстам. Его пример сейчас унаследовал Леха Никонов из ПОСЛЕДНИХ ТАНКОВ В ПАРИЖЕ, который и не скрывает, что не умеет играть, а является поэтом и панк-роком занимается в связи с тем, что нет возможности доносить свою поэзию до людей другим способом. В нашей стране молодежь, к сожалению, читает все меньше. И поэтому многим труженикам пера приходится осваивать смежные профессии.
 Одним из самых приятных исключений в этой ситуации является группа НАИВ. Александру «Чаче» Иванову определенно есть, чем гордиться. Основанная в 1988 году, во время службы Чачи в рядах советской армии, группа НАИВ за 18 лет своего существования пережила многое. Но главное осталось неизменным – не просто создание песен в стилистике панк-рока, согласно принятым стандартам, а поиск себя в этом жанре. И им это удалось в полной мере. А, начиная с альбома 1997 года – «Пост-Алкогольные страхи», НАИВ стал незаурядным явлением не только российского панк-рока, но и российской музыки вообще. А альбом 2000 года «Оптом и в розницу» стал настоящим прорывом. Песни «Суперзвезда», «Скейтборд», «Сны», кавер-версия песни КИНО «Мама-Анархия» взорвали мозг меломанам нашей необъятной страны. Группа становится постоянным участником всех крупных рок-фестивалей России и одной из самых востребованных концертных групп. Последующие диски команды ожидаются с нетерпением и сметаются с прилавков в первые дни поступления в продажу.
 Последний на сегодняшний день альбом НАИВА «Обратная сторона любви» поднял очень высокую планку не только в их личном творчестве, но в российском роке вообще. Автору статьи кажется, что он по праву может претендовать на звание лучшего российского рок-альбома 2006 года. Чача и ребята стали играть еще более мощно и качественно. Складывается впечатление, что у них на этом альбоме открылось второе дыхание.
 Концерт по заявкам, прошедший 20 января 2007 года в клубе «Точка» и ставший вторым в череде их праздничных концертов в Москве, посвященных совершеннолетию команды, только лишний раз подтвердил это. Опуская разнообразные организационные и технические накладки, автор статьи без обиняков может назвать этот концерт одним из лучших среди всех тех, что ему довелось видеть в своей жизни. А видел он их немало.
 Группа исполнила сет, состоящий более чем из 30 песен и включающий в себя не только лучшие произведения команды за все годы, среди которых «Танки-панки», «Что нам делать», «Иллюзия Свободы», «Я устал», «Суперзвезда», «Жажда приключений», но и несколько удачных кавер-версий.
 Чача предстал нашему взору блондином и был явно в ударе. Много двигался, артикулировал, общался с залом, матерился по теме, а также то и дело мастурбировал микрофон. При этом еще сольно исполнил под гитару «Утро», которое было подхвачено громогласным хором из зала.
 Остальные ребята тоже не отставали. Валерий Аркадин и Колян помимо качественного исполнения своих прямых обязанностей, активно подпевали и общались с залом. К слову, автор статьи на этом концерте заметил удивительную внешнюю схожесть Аркадия со Святославом Задерием, основателем группы АЛИСА. А Снэйк вообще на этом концерте был своеобразным символом праздника, потому как следующий день должен был явиться днем его рождения, и все его активно с этим поздравляли.
 Одним из самых ярких моментов концерта можно считать неожиданное исполнение группой песен «Я не знаю» и «Бременские музыканты» в акустическом варианте. Смотрелось это очень гармонично и внесло приятное расслабление в общий звуковой ураган концерта. Автор статьи предлагает ребятам всерьез рассмотреть возможность записи акустического альбома. Это стало бы приятным сюрпризом, как для них, так и для поклонников.
 Что до публики, то она вела себя в целом прилично. Потасовок замечено не было. Слэм проходил в позитивной атмосфере уважения друг к другу. А что до стэйдж-дайвинга, то в нем отличилась одна барышня, у которой задралась юбка и весь зал смог увидеть, что же было под ней. А посмотреть там было на что!
 Вообще на данном концерте было замечено небывалое количество красивых девушек, что внесло в него дополнительный драйв и желание зажечь по полной программе. А также явилось лишним подтверждением тезиса о том, что девушки любят неправильных парней. Ведь с ними куда интереснее во всех отношениях! Спасибо НАИВУ за этот праздник жизни!
 Спасибо за внимание! Надеюсь, что не утомил! Удачи и до новых встреч!