Виктор Цой. Черный квадрат. Отзыв о киносценарии

Александр Хлупин
"Мы вышли из кино, мы вышли из кино,
Ты хочешь там остаться, но сон твой нарушен!".

Песня группы "КИНО"
 
Все мы прекрасно знаем о смелости Александра Долгова. Далеко не каждый человек на его месте рискнул бы сменить профессию, которой посвятил большую часть сознательной жизни. И далеко не каждый сменил бы ее на весьма сомнительное, особенно в, мягко говоря, тяжелых экономических условиях нашей страны предприятие. Но, как мы видим, этот риск себя оправдал и вот уже 16 лет Александр является бессменным капитаном славного флагмана на просторах музыкального моря, который носит столь звучное название – «Fuzz». Для тех, кто может быть не в курсе, "Fuzz" - это питерский музыкальный журнал, один из старейших и самых авторитетных изданий в нашей стране. А Александр Долгов - основатель, издатель и главный редактор этого журнала.
 И вот теперь мы явились свидетелями того, как Долгов к уже имеющимся своим талантам отличного организатора, умелого руководителя и меломана с хорошим вкусом, добавил еще один – писательский. Можно много и долго спорить о том, является ли данный сценарий "Цой. Черный квадрат" к пока несуществующему фильму произведением именно литературным в классическом понимании этого слова. Тогда этот спор коснется всех сценариев вообще. А как мы знаем, многие из них пишутся на основе существующих литературных произведений, являясь их адаптированной к требованиям кинематографа версией.
 В данном же случае мы имеем дело со сценарием в чистом виде, который таковым задумывался изначально. И мне думается, что он вполне может претендовать на роль самостоятельного литературного труда, даже в том случае, если экранизации не случится. Но мы будем верить и надеяться, что планы Александра осуществятся, и фильм все же увидит свет.
 Что же хотел сказать этим сценарием Долгов? Как поет один уважаемый человек: «Мнения разные, мнения сложные. Есть мнение, что диагноз – ложный!». В данном случае эта цитата подходит как нельзя лучше. Потому как у меня нет сомнений в том, что ортодоксальные фанаты КИНО и Цоя примут данный труд в штыки. Типа, как вы могли посягнуть на святое?
 Скажу сразу – я не ортодокс. Цой для меня – человек особенный. Благодаря его творчеству я в свое время начал писать стихи. А сейчас уже берусь за прозу и музыкальную журналистику. И пробую даже группу создать. Хотя работаю в совершенно другой сфере, да и не юноша уже. Но личный пример Долгова и творчество Виктора убеждают меня в том, что ничего и никогда не бывает поздно или случайно. Главное – хотеть чего-то и выбирать правильные ориентиры.
 Мне вот думается – а что было бы со мной, не услышь я песни КИНО в свое время? Кем бы я был? Рутина бы наверно давно засосала. А песни Цоя научили меня быть свободным. Свобода – это не лозунги и революции, не насилие и искаженные ненавистью лица. Это твое внутреннее состояние. Состояние твоего духа. Твое тело может быть в цепях, но твой дух никто посадить на поводок не в силах. Кроме тебя самого.
 Поэтому я рад, что благодаря сценарию Долгова есть шанс снова увидеть Цоя живым и здоровым, поющим новые песни и радующемся жизни. И пусть это уже будет не он, а актер играющий его. Какая разница? Ведь в наших сердцах он жив всегда, он живет в своих песнях, в своих фильмах. Так что плохого в том, чтобы подарить ему вторую жизнь? Что плохого в том, что это осуществят люди, которые его уважают?
 Я помню, как в штыки был принят проект «КИНОпробы». Многие фанаты КИНО говорили, что это плохо, пошло, глупо. И что? По прошествии времени все поняли, что это был хороший проект. Хотя бы потому, что многие замечательные песни Виктора обрели новое прочтение, вторую жизнь. А новое поколение узнало, что был такой замечательный поэт и музыкант – Виктор Цой. И что была такая замечательная группа – КИНО. Благодаря этому проекту повысились продажи классических альбомов КИНО. И в данном случае дело совсем не в деньгах. А в том, что люди снова заинтересовались этими песнями.
 Поэтому я считаю, что фильм снимать надо. Было бы очень хорошо, если Рашид Нугманов согласится прервать свое многолетнее затворничество и сесть в режиссерское кресло. Хотя он говорил, что не будет снимать фильмы о Цое. Но вдруг решится? В конечном счете, это ведь не документальный фильм, даже не фильм-посвящение. Это фильм-иллюзия, фильм-мечта. А что плохого в том, чтобы мечтать?
 О чем мечтать? Обратимся к сценарию!
 О том, что Цой чудом избежит гибели 15 августа 1990 года. О том, что он запишет новый альбом с КИНО и будет он называться «Кончится лето». А выйдет диск одновременно с новым фильмом Нугманова «Дикий Восток» летом 1991 года. В нем снимется вся группа КИНО.
 Не может все быть идеальным. Даже в мечтах. Поэтому не удивителен тот факт, что директор группы КИНО Юрий Айзеншпис променяет их на молодую поросль в лице группы ТЕХНОЛОГИЯ. Молодежь будет наступать на пятки некогда народным героям, что в итоге приведет к роспуску группы КИНО.
 Долгов изобразил очень правдивую картину. К сожалению, это путь всех великих рок-групп. Вкусив народной славы и любви, очень сложно потом мириться с тем, что спустя какой-то год после битком набитых Лужников, ты собираешь лишь половину зала где-то в провинции. От этого не убережен любой артист, музыкант, писатель. Народная любовь переменчива. И кто-то находит в себе силы пережить это спокойно, а кто-то идет на крайности. В данном случае так и произошло. Цой распустил группу, а сам впал в депрессию.
 Но, как известно, в жизни темная полоса сменяется светлой. Так и в жизни Цоя возникает неожиданная любовь в лице японской журналистки Акико. Они познакомились еще раньше, во время кратковременного визита Цоя в Японию. Но тогда еще не осознали, что их связало, кроме интервью.
 И вот, когда уже, казалось бы, все кончено, и дальше полная неизвестность, у Цоя дома раздается телефонный звонок из Японии, который изменил все. Цой уезжает в страну Восходящего Солнца и начинает новую жизнь. Объединившись с местной командой ОГНЕННЫЕ ДРАКОНЫ, он покоряет Японию. Альбом «Кончится лето» бьет все рекорды продаж. Цой приходит к соглашению с местными продюсерами о съемках собственного фильма. Виктор и его музыканты выступают на правительственном вечере в советском посольстве в Токио. Чета Горбачевых знакомятся и очень тепло общаются с Цоем и его новой женой Акико.
 Примечателен факт, что Долгов в этом сценарии дал шанс на вторую жизнь не только Цою, но и Майку Науменко, который становится…. советником Горбачева по культуре!
 Но, к сожалению, любая иллюзия рано или поздно рассеивается. Любая мечта имеет свой предел реализации. Не даром через весь сценарий красной нитью проходит факт того, что Цоя регулярно облаивают собаки. В прямом смысле слова. Причем без всяких видимых причин.
 Долгов продлил жизнь Виктора ровно на два года, до 15 августа 1992 года. Цой и Акико едут в машине и по радио слушают о грандиозных успехах Виктора и его планах.
 Акико говорит Цою:
- Ты всего достиг, Виктор…
 И все! Тут начинается прокрутка всего действа назад. До отметки «15 августа 1990 года». Мы снова видим тот самый роковой поворот дороги и машину Цоя, которая на полной скорости врезается в «Икарус»…
 Потом за кадром звучит голос Рашида Нугманова, который вспоминает о друге Викторе. А затем звучит абсолютно новая песня группы КИНО, Далее следуют финальные титры.
 Да… Мечтать можно сколько угодно. Но придется рано или поздно вернуться на землю.
 Как бы там ни было, я считаю, что версия Долгова выглядит вполне правдоподобной и интересной. Мне кажется, что если фильм все же будет снят (есть информация, что фильм "Цой. Черный квадрат" выйдет в прокат в 2010 году), это будет очень важный опыт. В нашей стране не так много настоящих рок-героев. И лишний раз напомнить о них, почтить их память, шаг очень достойный. И необходимый. Особенно сейчас, когда мир стал настолько прагматичным и бесчувственным, что места для героизма и мечты почти и не осталось.
 Спасибо за внимание! Удачи в вашем благородном деле!

Иллюстрация к статье: авторская работа скульптора Благовестнова, лицензия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Creative_Commons