Завистливым взглядом сверху вниз

Зураб Нуридзе
Часть 3 или Завистливым взглядом сверху вниз
[Маршрутным червям посвящается.
Да, да, конечно, заезженный трюк. Сравнение человека с червем старо, как мир, но все еще идеально и справедливо. Только в моем случае, червь – это не то несчастное существо, которое без глаз, носа и, возможно, рта в классическом представлении, роет землю и очищает ее, или, подобно гусенице, является образцом гениального скульптурно-художественного таланта природы, оснащенный разноцветными сегментами, рожками, драконьими шипами и мягкой ворсой. Нет, я говорю о черве из комиксов, детских рисунков и весьма бурной фантазии автора. Они, маршруточные черви, обладают чувствами, эмоциями и ярко выраженными чертами характера. Их можно разбить на группы, классифицировать, выделить схожие качества. Так что, пусть плагиат, пусть как у всех, но все-таки…]
Вчера, в первый раз за последние года три-четыре, ехал в маршрутке. Моя собственная машина устроила забастовку: заводилась и сразу же глохла, шипела и горчала, вцепившись колесами, словно когтями, в асфальт. Уговорить ее отвезти меня домой не удавалось, все коллеги давно уже разъехались (следует вывод: никогда не оставайся после официально отработанных восьми часов), а ехать на такси – дурацкая, всегда не вовремя появляющаяся, с детства привитая – экономность не позволяла. Так что направил свои стопы я на общественную остановку.
К удивлению, влез в маршрутку я не сразу. И далеко не в первую. Стоя на одной ноге и опираясь на дверь, я еле дышал. Достать деньги, лежащие в кошельке в заднем кармане джинс, я, естественно, не мог. На меня кричала кондукторша, удобно усевшаяся возле водителя и трясущая своими пальцами с грязно-бордовым, местами стертым лаком на ногтях. Я молчал, берег и так постоянно умирающие нервные клетки.
Через долгих восемь-девять минут маршрутка остановилась и открыла дверь, чуть не сломав мою правую руку и больно прижав парную ей ногу. Я вышел. Выпустил двух женщин. Галантно уступил право первым попасть внутрь приятно-толстой девушке (приятно, потому что ее сильно округлые формы, странно, но не раздражали мое внутреннее представление о красоте, не вызывали рвотно-мерзких ассоциаций с желто-прозрачным жиром, апельсиново-целлюлитной коркой ног и неспокойно колышущимися складками огромного живота). За ней проскочила девчонка лет тринадцати и ее прыщавый друг. Мне места не осталось. Дверь закрылась. Маршрутка уехала.
Я остался стоять на другой остановке, безропотно смирившийся с судьбой. Но эта самая судьба оказалась благосклонна ко мне – через минуту подъехала маршрутка, почти свободная, во всяком случае относительно стоячих мест. Я вошел и вальяжно прошелся в конец салона. Судьба сделала второй добрый жест – одно сидячее место оказалось пусто. Я сел возле метросексуализированного (очень модного и чересчур ухоженного) молодого человека. Передал деньги за проезд и погрузился глубоко в себя. В глубины, недоступные любопытному оку, даже смотрящему через микроскопы, тонкие трубочки всевозможных видов «зонтов» (русских, японских и т.д.), томограф, УЗИ и рентген. Мои ресницы мирно покачивались в такт морганию. Я засыпал.
Я пропустил миг, в котором маршрутка наполнилась разносортным народом. Открыл глаза и увидел их, завистливо смотрящих на меня сверху вниз.
Как много людей мечтают оказаться вверху, и, возвышаясь над другими, смотреть вниз, высокомерно и гордо держа голову, показывая крепкий, годами шлифованный острыми камнями и преградами Подбородок Успешного Человека!
И вот они, уставшие после трудового дня работники разных сфер, видов промышленности и собственности предприятий, стоят надо мной и завидуют моему низкому положению. Завидуют моим отдыхающим сидячим ногам, свободно лежащим на коленях рукам и тому устойчивому положению тела, которое даже при резких рывках маршрутки, управляемой очень заботливым водителем, остается на месте, а не падает на перегарно-вонючего представителя какой-нибудь не очень интеллектуальной профессии. Женщина, стоящая прямо надо мной, завидовала больше всех. И я, чувствуя изощренно-садисткое удовольствие, дразнил ее, все время передвигая руками свой кожаный портфель, как будто готовясь вставать и выходить. Она же сжималась от радости каждый раз, а потом тяжело, но еле слышно вздыхала. И опять…
- На остановке остановите, - неожиданно громким мужественным голосом напомнил о себе метросексуал. Он посмотрел на меня выразительным взглядом из-под коричневой тушью накрашенных ресниц. «Дай выйти», говорили его по-женски красивые глаза. Я провернулся на месте, высунул колени в проход, изрядно подвинув уже очень счастливую от перспективы присесть женщину. Метросексуал протиснулся в пространстве, любезно мной предоставленном, и двинулся, проталкиваясь между менее счастливых тел, к выходу.
Я пересел к окну. Мы проехали парк, жилой район, а потом попали в пробку на одном из перекрестков. Я смотрел в окно перед собой. Возле маршрутки стояла чья-то, такая же ждущая своей очереди проехать, машина. На пассажирском сиденье оказалась очень даже симпатичная представительница слабого пола, подставившая свои юные коленки под руку водителя (мужа, друга, любовника). Он тискал левое колено, то сжимая, то поглаживая, то щипая. Девушка не обращала на руку своего знакомого внимания, никак не реагируя на эти притязания. Я смотрел на нее. Она смотрела на дорогу, на затор, прямо, через лобовое стекло.
- Посмотри на меня, - шептал я губами и ждал ответа. Она, ясное дело, молчала. Машина тронулась, проехала пару метров и остановилась. Мы, в маршрутке, тоже передвинулись и опять сравнялись с моей пока незнакомой подругой.
- Ну давай, взгляни разочек… - просил ее я.
Девушка взглянула высокомерно снизу вверх и отвернулась. И я знаю, что именно ей так не понравилось. Завистливые взгляды маршруточных червей. Мы, сидящие в маршрутке, смотрим вниз, на обитателей машин и завидуем (не я, у меня машина есть) простору сидений, удобству ног, не упирающихся в впередисидящих, отсутствию нависших над тобой сумок, локтей и не нами выбранных соседей рядом. Машина двинулась в своей струе и исчезла впереди, сменившись сначала одной, потом второй и третьей. В каждой из них никто не смотрел вверх, в окна маршруток. И я понял, почему у многих машин (у моей в том числе) затонированы окна:
МЫ, ПЕРЕДВИГАЮЩИЕСЯ ПО ЖИЗНИ В МАШИНАХ, НЕОСОЗНАННО ИЗБЕГАЕМ ЭТИХ, ЗАВИСТЛИВО СМОТРЯЩИХ СВЕРХУ ВНИЗ, ВЗГЛЯДОВ.
Зураб Нуридзе
16.11.2007