Кризисы и стабильность

Евгений Раевский
Во время выборов президента вся страна приникла к экранам телевизоров. Когда в Центральной избирательной комиссии начался подсчёт голосов, информационным пространством овладела другая новость. Горел Манеж. Внезапно поползли слухи о теракте, об организованном противодействии президенту и его команде. Выборы состоялись. И всё прошло спокойно. Мне думается, поведение самого Путина сыграло здесь решающую роль. Спокойствие. Ровный, обычный голос. Взвешенные действия.
 Спускаясь каждый день в метро, проходя по улицам города, я неоднократно ловлю себя на мысли, что каждый из нас может стать жертвой теракта. Кто в ответе за обстановку в стране в целом? Конечно, наш президент. Но ещё, разумеется, ответственность лежит и на нас с вами. Мы идём или не идём голосовать. Голосуем «за» или «против», или «против всех». Древняя мудрость гласит: «каждый мужчина достоин такой жены, которая у него есть, а каждый народ – такого Правительства, которое им управляет.

 Реформы, что у нас проводятся, нередко дают результат прямо противоположный тому, которого ждали и который прогнозировали. Возьмём ЖКХ. Хочется сказать: «так называемую реформу». Растут цены за услуги, квартплата, а качество обслуживания всё хуже и хуже. Растут цены на электроэнергию. И, под видом большого достижения, показывают на телеэкране, как за неуплату отбирают у почти нищих людей их имущество. Предметом роскоши считают даже телевизор. И это притом, что система энергопитания, построенная в советские времена, является общенародным достоянием, но приватизирована практически бесплатно группой людей во главе с Чубайсом. И конфискованные у людей средства идут якобы на развитие энергосистемы. А региональные энергокомпании имеют свои самолёты и зарплата руководящих энергетиков составляет не тысячи, а десятки тысяч долларов в месяц.
 С приходом В.В. Путина медленно, но верно идёт стабилизация. В России сегодня более-менее нормальная обстановка. Страна вступила в Большую восьмёрку, рубль в скором времени обещает стать конвертируемой валютой. Осталась масса проблем, касающихся материального благополучия населения, особенно в нестоличных городах. Аналитики говорят о том, что социальный взрыв уже невозможен. Но никто не может предсказать итоги начавшегося пересмотра результатов приватизации. Они сегодня неизвестны. Предстоит свершиться громкому судебному процессу над богатейшим человеком современной России, обладателем самого большого состояния, исчисляемого миллиардами долларов. Но уже сейчас публицисты и экономисты пытаются ответить на вопрос: почему, кажется, совсем недавно, народ с ликованием поддерживал парад суверенитетов, участвовал в игре с ваучерами, а сегодня с таким осуждением относится к тем, кто стал от его имени управлять российскими недрами? И не находят ответа.

 Россия опять на перепутье. Можно задать ещё очень много вопросов, на которые вряд ли у кого-то есть ответы. Ясно только, что и в 2004 году Россия – президентская республика и что теперь во главе страны стоит человек более опытный. Он на своём посту уже во второй раз. Это не значит, что Россия теперь – страна благоденствия. Другим и десятилетий не хватало, чтобы научиться управлять громадной страной. Но всегда нужно помнить, что кризисную ситуацию легко создать, однако очень непросто бывает ликвидировать. И лучше всего на этот счёт высказался президент в своей инаугурационной речи в Кремле: он, конечно, осознаёт, что, вступая во второй раз на пост президента, отвечает за всё, что происходит в стране, но это не значит, что от тех же самых событий свободны все остальные. То есть мы.

По материалам общественно-политической, научно-художественной газеты «Интеллект Творчество» (№3 май 2004 г.).