Мудрец

Анатолий Сидов
В чем же смысл жизни? А есть ли он вообще? Или, может быть, смысл заключается в бесконечном поиске смысла? Вечном скитании не знающих покоя умов по кругу философских рассуждений и умозаключений, ради самого процесса? Я не знаю. Но да же если это и так, отступать я не хочу. Пусть все долгие годы проведенные мной в изучении грамоты и различных наук лишь замкнутый круг напрасных усилий. Пусть родители были правы, отговаривая меня изучать книги, которые, по большому счету, ничего хорошего никому не принесли. Пусть жизнь простого крестьянина гораздо проще, сытнее и спокойнее. Но я этого не хочу! С тех пор, как я взял в руки первую книгу, выбор был сделан и, тем более теперь, поздно что-то менять.

За подобными размышлениями и проходили долгие летние дни моей жизни. Сейчас, лежа на мягкой зелени травы, я готов был, словно волк, выть от отчаяния. Как себя не уговаривай, сколько не убеждай, что делаешь все правильно, тупик есть тупик. Вот уже год как я бьюсь над вопросом смысла жизни и ещё никогда мне не приходилось заходить в такой откровенно безвыходный тупик! Да что я только не перепробовал за это время. Труды великих философов доступные мне не содержали ответов на этот вопрос (говоря по правде, ответов в них не было вообще, лишь туманные намеки, предположения и рассуждения). Священные писания же напротив, были просто переполнены разнообразными и до отвращения однозначными ответами типа: "вот смысл жизни, а все прочие, только обман!" А доводы, приводимые авторами, подходили разве что для самых ограниченных из крестьян и уж точно не выдерживали моей критики. Истории умудренных жизнью людей являлись лишь их собственный опытом и, за частую, сводили смысл жизни к достатку и спокойствию.

Есть, правда ещё один вариант, который я так и не решился попробовать. Это старец, живущий в одинокой хижине не далеко от сюда. Известный на всю округу мудрец, философ и мыслитель, кроме того обладатель отвратительных нервов, принеприятнейшего характера и огромной сторожевой собаки, а ещё мой бывший учитель. Последний факт как раз и являлся основной причиной моего нежелания появляться в том доме.

Года два назад мы сильно поссорились и я в приступе злости сказал, что советы учителя мне больше не нужны. Однако глубину своих заблуждений начинаю ощущать только сейчас, спустя целых два года безрезультатных философских изысканий. Все это время я как, дикий зверь в клетке, метался от одной темы к другой, всякий раз натыкаясь на стальные прутья поспешности. Стоило только мне ощутить их холодную твердь, как другие стенки клетки начинали казаться маняще-простыми, словно готовыми расступиться в стороны перед напором горячей молодости. Но снова и снова предо мной появлялся лишь непреступный метал. Целый год ушел у меня на то что бы убедиться в безуспешности попыток пробить стены головой. Наконец я решил попробовать пролезть через свою преграду. Я выбрал одно направление и решил больше не отступать. Но, кажется переоценил свои силы, стараясь пролезть через крышу. За одной решеткой, постоянно оказывалась ещё одна, причем все мельче и мельче. И вот теперь я кажется застрял.

Я поднялся с травы и посмотрел в сторону дома мудреца. Километров в 5 был виден лишь небольшой холм с рощицей, так хорошо скрывающей хижину от посторонних глаз. Не знаю почему, я выбрал это место. Может быть это просто привычка (ещё во время учебы у мудреца я всегда приходил подумать сюда), но мне всегда было приятно думать, что это место каким-то неведомым образом способствует философским рассуждениям.

"Что сказал мне мудрец, когда я уходил?" - задал я сам себе вопрос. И сам же на него ответил:
- Приходи ещё. - Весело, с едва скрытой в голосе иронией проговорил я.

Учитель вообще говорил очень мало. Даже я, обучавшийся у старика грамоте и всяческим наукам, иногда начинал думать, что тот либо нем, либо глух. Всем, приходившим за советами, старец отвечал очень простыми, можно даже сказать обыденными фразами, но каждый раз, как выяснялось позже, его слова несли потаенный смысл. Помнится, прощальные слова учителя тогда я посчитал издевкой и ещё сильнее разозлился на старика. А теперь? Что чувствую теперь? За эти годы я часто вспоминал его слова и все больше склонялся к мысли, что мудрец что-то хотел мне этим сказать, причем так витиевато что я начинаю понимать суть лишь спустя два года.

Сам в то не веря, я медленно побрел по направлению к хижине старика.
"Неужели он уже тогда знал, что я зайду в тупик и вынужден буду просить его помощи?" Многие из моей деревни, хотя и уважали умудренного годами старца, любили говорить, что умудрен он сверх всякой меры. Я же не видел его целых 2 года! Может он и в правду выжил из ума? "Что ж, это было бы весьма печально." - С издевкой подумал я.

Чем ближе я подходил к хижине, тем большую неуверенность начинал ощущать.
"Чего я от него жду? Ответов? Да нет, получить ответ философ должен сам, иначе это будет уже не его ответ. Может быть, ободрения, наставлений или просто теплых слов, что я на правильном пути? И это не подходит, я достаточно уверен в правильности своей дороги. Тогда что? Совета, как пролезть через решетку? Глупо, ведь именно из-за советов я и поссорился с ним." За этими рассуждениями я не заметил как очутился на пороге одинокой хижины.

Подняв руку, я глубоко вздохнул и постучал... Тишина. Мимолетное желание развернуться и уйти, посчитав для себя, что старика не было дома, я поборол минуты за две. Затем, собрался с силами и прошел в, как всегда, не запертую дверь.

В прихожей, а по совместительству кухней, никого не было. Тогда я прошел в зал-спальню, там то и сидел мой бывший учитель. Старик слегка покачивался в своём любимом кресле-качалке, трубка в его рту слегка дымила, распространяя по дому сладкий запах смеси табака и каких-то трав. Похоже он спал. Я аккуратно постучал по дереву стены. Пару минут ничего не происходило, потом старик поднял руку, вынул трубку и посмотрел на меня.

Я хотел было что-то сказать, однако не нашел слов. Коря себя за то, что долго думал о чем буду говорить с учителем, но ни разу не подумал с чего начать разговор, я произнес: "Добрый день, учитель".

Старик сдвинул брови и исподлобья уставил на меня грозный взор своих карих глаз. Намек был вполне ясен. Я упал на одно колено, со словами:
 - Извините меня, учитель. Я был не прав. Только теперь я понял в чем моя ошибка. И я хотел бы... попросить у Вас совета. - Подняв голову, я увидел любопытный взгляд старика.
- Вы поможете мне? - спросил я то, чего не решался признать уже два года.
Лицо учителя расплылось в радостной улыбки, от недавней жесткости не осталось и следа. Он кивнул.

Солнце уже давно нырнуло за линию горизонта, открыв взору алмазную россыпь звезд темно-синего небосвода, а я все рассказывал о своих философских изысканиях, столь же самостоятельных, сколько и по детски наивных. Ох как же мне не хватало этого внимательного и терпеливого взгляда учителя! Теперь, когда я знал, что предо мной мудрый и внимательный учитель, ошибки рассуждений, до селе незамеченные мной, словно сами выскакивали на глаза. Учитель, как и обычно, не проронил ни слова, но взгляд его с лихвой окупал эту странность. Нахмуренные брови, непонимающий взгляд и я понимаю что где-то допустил ошибку. Небольшое, едва заметное изменение на старческом лице: легкая улыбка, добрый, даже жалостливый взгляд - я схожу с аккуратной дороги единственно верного пути, уходя в дебри ложных выводов. И, наконец, понимающий взгляд с все той же улыбкой - я делаю верные выводы. Изменения в лице старика едва уловимы, кажется даже, что это только игра твоего воображения, но внимательному ученику все сразу станет ясно.

Где-то в середе ночи я наконец закончил свой рассказ. Ошибки, скопившиеся за два года самостоятельности, словно лежали на поверхности и исправить их теперь не составит труда.
- Спасибо Вам, учитель! - Радостно сказал я. - Вы показали мне в чем я ошибался. - Учитель лишь ещё раз улыбнулся.



Спустя некоторое время, когда юный философ наконец ушел домой, старик, страдавший, как и большинство пожилых людей, бессонницей, сидел в своем любимом кресле с трубкой в руке и придавался воспоминаниям.

"Как хорошо что этот мальчик навестил меня. Как же его имя?.. Проклятый склероз! Не помню его имени, но кажется, года два назад, он довольно часто заходил ко мне. - Старик сунул трубку в рот и, прикрыв глаза, затянулся. - Хороший мальчик. Брал у меня читать какие-то книги, любит поговорить о чем-то. О чем же он говорил?.. Опять не помню! Но это и не важно, большинство из его слов я не расслышал, большинство из расслышанного не понял. Но мальчик ушел довольным, а значит ему нежен был человек умеющий слушать. Кому как не мне об этом знать, ведь столько людей приходят ко мне о чем-то рассказать. Я всех их слушаю и все они уходят радостными и довольными, словно получили мудрые советы на свои вопросы."

Сидов А. А.
12.10.07