Каким он будет-новый день? -рецензия

Сестры Ивенс
КАКИМ ОН БУДЕТ – НОВЫЙ ДЕНЬ?

Рецензия на сценарий И.Феофановой «Новый день»


Сценарий короткометражного художественного фильма – это вид литературы, который относится к жанру рассказа. Сценарий – не эскиз, не набросок, а ЗАКОНЧЕННОЕ, цельное литературное произведение, выражающее чувства, мысли, позицию автора.
Судя по названию, идея Вашего сценария состоит в том, чтобы рассказать читателю, каким будет этот новый день.
Сюжет, предложенный Вами, далеко не нов. Вообще невозможно ПРИДУМАТЬ новый сюжет, так как описать можно лишь то, что ВОЗМОЖНО совершить человеку как духовной и материальной единицы мироздания. Иными словами, невозможно изобразить то, чего не может быть вообще. Задача писателя – выразить СВОЕ отношение к действительности. А вот здесь – сколько людей, столько и мнений. Если Ваше мнение ново, оригинально, то и Ваше произведение будет ИНТЕРЕСНО читателю.
В небольшом произведении у автора меньше возможностей для выражения своей идеи, поэтому мастерства требуется больше. Это как нарисовать выразительную картину одной краской. А писатель «рисует» словами. В рассказе каждое слово несет повышенную нагрузку.
В сценарии Вы называете две цифры: 10 и 18. О чем они говорят? Ну, 18, естественно, о возрасте героини. В нашей стране в 16 лет человек становится полноправным гражданином, а в 18 – становится совершеннолетним, самостоятельной зрелой личностью. Детство, школа уже позади. Вы пишете, что Аня уже работает. Так почему же детские игрушки разбросаны везде? Разве у Ани задержка умственного развития? Я догадываюсь, Вы хотели подчеркнуть, что Аня была лишена счастливого детства, но нельзя ли было показать это другим способом?
Вы назвали цифру 10, столько лет Виталик живет в семье Ани. Но никак не пояснили, живет ли он столько лет половой жизнью с ней. Если нет – надо было об этом сказать. А если да и Аня столько лет терпела, значит, ЕЙ ЭТО НРАВИЛОСЬ. Тогда ее поступок неоправдан.
Вы понимаете, наверное, выражение «комедия положений»? Ваш сценарий – это «драма характеров». Из трех героев Вам удалось описать характер Виталика. Еще до того, как читатель узнает, что делает Виталик с Аней, Вы сумели вызвать к нему неприязнь.
Мама получилась у Вас совершенно безликая. Какую драматическую артистку Вы хотели бы увидеть в роли мамы? Представим, к примеру, Любовь Полещук. Она могла бы произнести те слова, что Вы дали ей по сценарию? Какой бы образ получился из этих слов?
Ваша Аня ведет себя как 13-14-летняя девочка. Допустим, Вы исправите цифру 18 на 13. Тогда станет понятной ее ненависть к отчиму, ее бессилие в сложившейся ситуации, ее протест против попрания ее личности. Но для того, чтобы его выразить, Ане было бы достаточно одного удара. А множественные ранения свидетельствуют о садистских наклонностях девочки. Насилие отчима привели Аню к психическому расстройству? Из текста этого не видно.
Из текста не видно, что Аня решилась на убийство как на крайнее средство борьбы со злом, которое восстановит справедливость, принесет освобождение ей, ее маме, человечеству, в конце концов, очистив мир от негодяя и подонка. Но из Вашего текста видно лишь то, что Аня готовилась к своему отцу, в тюрьму. Значит, свой поступок она расценивала не как подвиг, не как жертву во имя справедливости, а как ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Поэтому получается, что идея Вашего сценария – «Яблочко от яблоньки недалеко падает». А это не ново.
Так каким будет НОВЫЙ ДЕНЬ в судьбах Ваших героев? Вы этого нам не смогли сказать, потому что не предложили СВОЕГО решения данной проблемы.