Отважная голубка...

Геннадий Никишин
 
 
 Кот по кличке Барсик спрыгнул с печи, потянулся и направился к двери. Громко и протяжно замяукал. Его голос потревожил Лену, она поднялась с дивана и выпустила кота на улицу.

 Было воскресенье, свободный от школьных занятий день, и девочка решила продолжить отдых. Во дворе вдруг залаял Дружок, крупный лохматый пёс. Лена выглянула в окно и замерла: Барсик подкрадывался к голубю. Прыжок – и птица оказалась в острых когтях. Девочка пулей вылетела на улицу. Закричали куры, всполошились гуси. Этот переполох поднял на ноги брата, который тоже вышел во двор.

 А Барсик, довольный собой, подошёл к крыльцу со своей тяжёлой ношей. Он был сыт, просто сработал инстинкт охотника, что и спасло голубя. Он был ещё живой и продолжал сопротивляться.

Проявив немалую осторожность и сноровку, брат и сестра освободили-таки бедную пленницу. Тщательный осмотр показал, что птица мало пострадала, на её теле имелось лишь несколько неглубоких ран и ссадин. Они не представляли опасности для жизни.

 Мироновы поместили голубя в коробку, накормили зерном, не забыв и про воду. В семье не могли понять, как у них во дворе, в деревне, за сотни километров от больших городов, оказалась эта редкая птица. А то, что она действительно редкая, было видно с первого взгляда. Это подтвердил и Кирилл, старший сын Виктора Николаевича, который учился в Москве и на выходные часто приезжал к родителям.

 «Крестовая «монашка», - заметил он. Редкий для здешних мест вид. Среди других голубей находиться ей будет непросто. Нужен напарник, иначе может улететь».

 В нашем рабочем посёлке были охотники и рыболовы, пчеловоды и кролиководы... А вот голубями занимались лишь Мироновы. Жили они в разных местах, и всяких раз, переезжая на новое место жительства и, начиная обустраиваться заново, первым делом заботились о голубях: выбирали в сарае угол поудобнее, строили для них клетки, пополняли семейство птиц новыми видами -–от почтовых до обычных белых (чистых). Для кого-то это было чудачеством: что возьмёшь с этих птиц. Но прошло совсем немного времени, и мнение односельчан стало меняться: армия голубятников начала пополняться всё новыми желающими иметь у себя таких же красивых птиц. И особенно среди мальчишек.

 И вот начались поиски. Теперь уже крестового «монаха». А раненая голубка тем временем быстро пошла на поправку, и птицу вскоре переселили в голубятню к её близким сородичам.

 Минул месяц. Кирилл обошёл почти все адреса, которые указал ему отец. Миронов-старший родился в Москве, много лет прожил здесь, продолжая поддерживать связь с друзьями, среди которых были и голубятники.

 И вот однажды сын приехал с клеткой в руках. «Вот и нашёлся друг для нашей путешественницы, - сказал он. – С большим трудом достали на рынке».

 Время летело быстро. Морозы сменились оттепелями. Засырел, замяк под ногами податливый снег. На место безмолвия и суровости пришла звонкая мелодия капели. Долгота дня заметно увеличилась. В этой нарастающей светлыни слух всё чаще улавливал разноголосые птичьи переговоры.

 В голубятне, в новом гнезде «монахов» тоже произошли большие перемены: вылупились птенцы. Голодные рты малышей постоянно требовали: «Кормите
нас, мы проголодались!» Прибавилось работы и для Мироновых, но эти хлопоты всем доставляли приятные моменты.
 
 А чуть позже после завтрака решено было поднимать птиц в небо. С каким трепетом ожидали этого дня Мироновы-младшие. Глава семьи тоже волновался не меньше своих детей, хотя держался стойко и вида не подавал.
У всех на душе была одна беспокойная мысль: готова ли к полёту раненая голубка. Набралась ли она необходимых для этого сил.

 Открыв леток, Лена и Василий стали выпускать птиц наружу, а их отец вскарабкался на крышу сарая и привязал к концу длинной палки кусок яркой материи. Размахивая этим «флагом», он заставлял птиц подниматься всё выше и выше. Даже соседей по многоквартирному дому заинтересовало это необычное зрелище. Всех охватил счастливый восторг.

 Кирилл свистел, подпрыгивал и как мальчишка подбрасывал кверху шапку. Лена и Василий вслед за отцом тоже поднялись на крышу сарая с длинными удилищами, на концах которых развивались разноцветные тряпки.

 Птицы дружной стайкой всё больше набирали высоту в ярко-синем весеннем небе. Их тоже захватила радость полёта. Голуби то взмывали вверх, то плавно снижались. То ложились на одно крыло, то, как по команде плавно переходили на другое. Такая демонстрация лёгкости, ловкости, красоты и воздушной акробатики никого не оставляла равнодушным.

 И вдруг Кирилл тревожно закричал: «Смотрите, ястреб! Только этого нам не хватало!»

 Голуби заметили опасность и разлетелись в разные стороны. А уже через минуту они поднялись ещё выше и стали недосягаемыми для хищника. «Монашка» последовала было их примеру, но летела медленнее, и это не осталось незамеченным тетеревятником. Тёмной тенью он бросился за голубкой. Птица устремилась вниз. Зоркий хищник тоже пошёл на резкое снижение. Но ястреб был тяжелее по весу и быстрее оказался у земли. Расстояние между охотником и жертвой быстро сокращалось. Ястреб уже чуть было не настиг голубку, но та увернулась и снова взмыла вверх. Её преследователь повторил тот же маневр. Снова «монашка» стремительно упала к земле, но и ястреб не остался в долгу, с каждой секундой подбираясь всё ближе к голубке.

 На крыше и земле продолжали кричать, размахивать руками, но такая помощь практически ничего не меняла. Казалось, ещё немного и наступит трагическая развязка. Но любовь к жизни взяла верх, придала энергии. Отважная голубка рванулась из последних сил и вдруг ударилась...о соседний забор. Как раз в том самом месте, где к ней подкрался зимним днём кот Барсик.

 Вначале все подумали, что «монашка» погибла, но голубка успешно проскочила сквозь щель между горбылями и была такова. А вот ястреб был настолько разгорячён погоней и предвкушением близкой удачи, что не рассчитал и, действительно, врезавшись в забор, кувыркнулся на землю. Для него это было так неожиданно, что серый разбойник не сразу сообразил, что произошло. Дружок злобно залаял, и хищнику пришлось поспешно уносить ноги.

 «А где же голубка?» – встревожилась Лена. – «Не волнуйтесь, наша любимица уже у себя в голубятне, - ответил Кирилл. – Она цела и невредима».
 Теперь стало понятно, почему птица и в тот зимний день оказалась во дворе у Мироновых. Раненая ястребом, она искала защиты и спасения у человека.

 ...Уже давно люди стали нуждаться в помощниках. Считают, что раньше всех служить человеку стали олень и собака. Было это семнадцать-восемнадцать тысячелетий назад. Потом были приручены овцы, козы и свиньи. И можно считать, не так уж давно – пять тысяч лет назад – одомашнен крупный рогатый скот.

 Среди птиц одними из первых стали жить рядом с человеком голуби. И помогать ему в самых разных ситуациях. Уже две тысячи лет назад была использована их необычайная способность хорошо ориентироваться на местности, помнить свой дом и быстро к нему добираться. Так появилась голубиная почта. Много всяких историй связано с этими птицами.

Вот лишь одна из них. Весной 1942 года немецкие самолёты обнаружили и забросали глубинными бомбами английскую подводную лодку. Когда бомбёжка утихла и самолёты улетели, экипаж обнаружил, что лодка обречена. Руль и система подъёма полностью вышли из строя, связь на глубине не работала. Люди подготовились к медленной смерти. Однако был один маленький шанс: на лодке держали двух голубей. Их поместили в специальную капсулу, через торпедный аппарат выбросили наружу и стали ждать.

 Помощь пришла на вторые сутки. Спасительницей оказалась голубка. В жестокий шторм она пролетела над океаном несколько сот километров и принесла на базу координаты лодки. За этот подвиг птица была награждена высшей специальной военной наградой Великобритании. Ей был поставлен памятник, она была навечно зачислена в экипаж лодки.