Сказочка про счастье

Наши Друзья
Григорий Ремесник

В одном маленьком государстве, которого и не сыщешь на карте, жила-была маленькая девочка. И было у неё всё, чего только душе угодно: и яркое солнышко над головой, и голубое небо без облачка, и прохладная речка, и даже маленький домик на берегу. Живи да радуйся!
Но вот однажды девочка отправилась погулять. Взяла она с собой пирожков на дорожку и пошла вдоль берега, чтобы не заблудиться. Идет себе идет, а вокруг птички поют, речка весело журчит и легкий ветерок в траве шуршит.
Так и шла девочка по берегу, и вдруг видит – сидит дед на пеньке и хмурится.
- С добрым утром, дедушка! – вежливо поздоровалась она.
Взглянул дед на неё, прищурился и ответил:
- Какое же оно доброе? Не вижу ничего хорошего!
Девочка удивилась.
- Дедушка, почему вы такой сердитый?
- Это всё мой брат виноват! – проворчал дед. – Взял без спросу мою телегу и уехал в город!
- Но, может быть, ему было очень надо? – предположила девочка.
- Надо или не надо, а всё-таки нужно было у меня спросить! Вот вернётся, я ему ещё покажу! – погрозил дед кулаком.
Вздохнула девочка и пошла дальше. Идёт и думает:
«Нехорошо будет, если дедушка с братом поссорится. Только как их помирить, я не знаю».
Так и шла девочка с такими думами, пока не увидела большую ферму. У самого берега реки стоял красивый дом, а на его крыльце сидел грустный фермер.
- Здравствуйте, дяденька фермер! – поприветствовала его девочка. – А почему вы грустите?
Взглянул на неё фермер своими грустными глазами, и ответил:
- Вон видишь на том берегу ферму моего соседа? Она вдвое больше и вдвое богаче моей. Поэтому я так несчастен!
- Но ведь у вас тоже очень хорошая ферма! – воскликнула девочка.
- Да, но не лучшая! – вскричал фермер. – Ну ничего, этой ночью я сожгу его ферму, и тогда моя станет самой лучшей в округе!
Испугалась девочка и поскорее пошла дальше. Идёт и думает:
«Как же так? Если он несчастен, потому что у соседа ферма больше, то я должна быть ещё несчастнее, ведь у меня совсем нет фермы!»
Так и шла девочка дальше, пока не встретила торговца с богатым караваном.
- Здравствуйте, дяденька торговец! – сказала она. – Как у вас дела?
- Дела? – вздохнул торговец. – Плохи мои дела. Я работаю день и ночь, а не заработал ещё и половины всех денег!
- Но зачем вам все деньги?
- Как зачем? – удивился торговец. – Я не стану счастливым, пока не заработаю их все!
Ещё больше задумалась странница и пошла дальше.
«У меня никогда не будет много денег, - думала она. – Это значит, что я никогда не стану счастливой?»
Так и шла, пока не встретила печального рудокопа, сидящего на большом сундуке.
- Здравствуйте, дяденька рудокоп! – улыбнулась девочка. – А что у вас в сундуке?
- В моём сундуке - самый большой алмаз в нашем государстве, - печально сказал рудокоп.
- Но почему же вы тогда грустите?.
- Потому что мне приходится весь день сидеть тут и охранять этот алмаз, чтобы его не украли, - объяснил тот. – А это так скучно! Ведь я - рудокоп и не привык сидеть без дела.
Девочка совсем расстроилась и пошла дальше.
«Почему же все вокруг так несчастны? – думала она про себя. – Может быть, мне тоже надо стать несчастной?»
И только она так подумала, как и вправду почувствовала себя самой несчастной девочкой на Земле. Солнышко больше не светило для неё, птички в лесу смолкли, и даже речка стала журчать совсем не весело.
Так и шла она куда-то, хотя гулять уже совсем не хотелось, пока не встретила совсем несчастного мальчика. Он сидел на камне у воды и плакал.
- А ты почему плачешь? – спросила она.
- Как мне не плакать, если все вокруг такие несчастные? – всхлипнул мальчик. – Вот и ты совсем несчастная.
Девочка ничего не ответила, а только бросилась бежать куда глаза глядят.
«Как же так? – думала она. – Неужели нет в мире ни одного счастливого человека?»
Так и бежала, сама не зная куда, пока вдруг не очутилась на большой лесной поляне, в самой середине которой сидел маленький гном и дружелюбно улыбался.
- Здравствуй, девочка, - сказал гном.
- Здравствуйте, - та немного смутилась. Она раньше никогда не встречала гномов.
- Прекрасная погода сегодня, - улыбнулся гном ещё шире. – Отчего же ты так невесела?
- Как же мне веселиться, если все вокруг так несчастны? – пожаловалась она.
- А, понимаю, ты за них беспокоишься и хочешь помочь? – спросил гном.
- Хочу, только не знаю как, - приуныла странница.
- Как же ты собираешься сделать их счастливыми, если сама несчастна? – удивился гном.
- Но разве я могу быть счастливой, если вокруг столько бед и несчастий? – взмолилась девочка.
- А ты вспомни, как было раньше, до того, как ты услышала обо всех этих бедах,  - предложил гном.
И она вспомнила, как жила в маленьком домике на берегу реки, как радостно сияло солнце над головой и весело щебетали птички.
- Тогда я была счастлива! – ответила она.
- Да, а теперь посмотри вокруг! – взмахнул рукою гном. – Ведь это то же самое солнце, та же самая река и тот же самый ветер шелестит листвой! Разве ты не можешь радоваться им?
И в самом деле, она почувствовала, как радость возвращается к ней. Счастье всегда было рядом, просто она перестала замечать его!
От души поблагодарив собеседника, девочка бросилась искать дорогу домой. Но только вышла к реке, как встретила того самого мальчика, который сидел на камне у воды.
Но на этот раз, только взглянув на неё, он сразу улыбнулся.
- Ты выглядишь такой счастливой, - сказал ей мальчик. – Теперь я вижу, что не все вокруг несчастны!
«Правду посоветовал гном! – обрадовалась девочка. – Если я сама буду счастлива, то смогу и других сделать счастливыми».
С такими мыслями она пошла дальше вдоль реки к своему домику. Вскоре снова увидела рудокопа, сидящего на сундуке с алмазом.
- Почему ты так счастлива? – воскликнул тот, увидев девочку. – Ты узнала, как спрятать свои богатства от воров?
- Нет, мне нечего прятать, - улыбнулась странница. – Поэтому я не боюсь, что у меня что-то украдут.
- Вот как? – удивился рудокоп. – У тебя ничего нет, но ты выглядишь очень счастливой! Может быть, мне тоже лучше избавиться от этого алмаза?
Попрощавшись, девочка пошла дальше. Но не успела она пройти и ста шагов, как встретила торговца с караваном.
- Ты выглядишь очень счастливой! – сказал он. – Неужели ты узнала, как лучше зарабатывать деньги?
- Нет, я совсем не знаю, как зарабатывать деньги, - ответила та.
- Правда? – задумался торговец. – Но ты всё равно сияешь. Может быть, мне тоже стоит научиться быть счастливым без денег?
Девочка попрощалась с ним и пошла дальше. Вскоре она добралась до большой богатой фермы.
- Почему ты так счастлива? – удивился фермер, сидящий на крыльце дома. – Наверняка у тебя есть ферма ещё больше, чем у моего соседа!
- Нет, мой домик совсем небольшой, - ответила та.
- Тогда давай вместе сожжем ферму моего соседа!
- Зачем? Ведь наши дома не станут от этого больше, - возразила девочка.
Фермер задумался на минуту, а потом сказал:
- Ты права! Чем сидеть тут на крыльце и горевать, я лучше сам сделаю свою ферму лучше, чем у соседа!
С этими словами он побежал в дом, чтобы поскорее приняться за дело, а странница пошла дальше вдоль берега речки.
И вот когда она была уже у самого своего дома, то встретила деда, который всё так же сидел на пеньке.
- А ты всё радуешься? – проворчал он. – И дела тебе нет, что у других беда?
- Я сегодня узнала, как быть счастливой, несмотря на все свои беды, - ответила девочка.
- Да ну? – тряхнул бородой дед. – Вряд ли ты сможешь быть счастливой, если кто-то специально будет пытаться тебя разозлить, как мой брат!
- Я просто постараюсь не злиться, - сказала она. – Если у него не получится меня разозлить, то он и пытаться перестанет.
- А ведь верно, - почесал затылок дед. – Зачем мне злиться и доставлять ему этим удовольствие? Лучше я буду спокойно жить да радоваться! Посмотрим, что он тогда будет делать? Спасибо тебе!
Распрощавшись с дедушкой, девочка отправилась домой, потому что уже вечерело.
«Ах, как замечательно я погуляла!» - подумала она. И с этого дня больше никогда не грустила, а все, кто встречал её, сразу невольно улыбались и забывали обо всех своих бедах и несчастьях.