Живая копилка...

Геннадий Никишин
 
 Насколько себя помню, в нашем домашнем хозяйстве всегда была корова. Первое, с чего начали мирную жизнь мои родители, вернувшиеся с войны на родину отца в Калужскую область, - это продали на рынке свои фронтовые шинели и кое-что из солдатского белья, и на вырученные деньги купили козу. Три литра молока в день – в них было спасение.

Время было голодное, район лежал в развалинах, но, экономя почти на всём, живя долго ещё в землянках или в лучшем случае восстанавливая разрушенные здания, нередко питаясь крапивой, лебедой и щавелем, люди заводили коз: Раек, Кать, Марусь. Надо отдать должное этим озорным рогатым существам за то, что они помогли выжить многим в те трудные послевоенные годы.

 Запасы угля на станции Палики быстро иссякли, и наша семья откликнулась на призыв: желающие могут поехать на жительство в Калининградскую область. Вместе с нами в путешествие через полстраны отправились и наши козы. Выданных безвозмездно кредитов хватило и на провоз по железной дороге нехитрого по тем временам домашнего скарба, сена для наших кормилиц, и на обустройство жизни на новом месте обитания. А чуть позже и на покупку уже там, на бывшей немецкой земле, коровы.

 С тех пор и пошёл наш скотоводческий стаж, который продолжался почти полвека. За эти годы мы держали самых разных животных. Но особенно запомнилась одна корова. Её мы купили, когда после нескольких лет странствий снова вернулись на прежнее место жительства и поселились в рабочем посёлке Марьинский сельского Думиничского района.

Корову звали Мартой. Она была немного нескладной: большебрюхой, приземистой, красно-рыжего цвета. Зато впечатляли её рога, высоко возвышавшиеся полукольцом, которые приходилось регулярно подпиливать. Один из рогов Марта потом потеряла в поединке с другой коровой. Подпиливать «оружие» приходилось почти всегда по весне, перед выгоном стада на луга, и к нам во двор часто приводили скотину. У отца была собрана маленькая мастерская, которую он очень ценил. В ней был самый разнообразный инструмент, который выручал не только нас в самых разных жизненных ситуациях.

 В нашем посёлке в те годы ещё кипела жизнь, строили жильё, действовал кирпичный завод, и в каждой семье старались держать корову, свиней, кур и прочую живность. Все они хотели хорошо покушать, и наша Марта не жаловалась на отсутствие аппетита. Одного сена нам приходилось заготавливать не менее трёх тонн, выкашивая любые лесные поляны, овраги. Такая работа была трудной, но все были к ней готовы с детства. Трудились всегда всей семьёй с таким расчётом, чтобы грубых кормов хватило до следующего сезона.

Большим подспорьем всегда служил огород в четверть гектара, с которых мы получали много свёклы, капусты, до пяти тонн картофеля… Особенно умела работать на земле мама, каждый клочок был старательно обработан её руками.

Даже когда нашу Марту стало подводить сердце, и её после отёла приходилось часто поднимать с помощью соседей, мы менять её не спешили. Все знали, Марта делала наш стол богатым, каждую весну приносила телят-богатырей, которые к началу осени вырастали в настоящих красавцев и с большой охотой покупались колхозами и частниками.

 Отец работал один, нас, детей, было трое, и наша Марта вносила ощутимый вклад в семейный бюджет. От неё мы надаивали до трёх ведер вкусного, жирного молока. А какими вкусными и полезными получались творог, сметана, масло! Корова во дворе – это полная чаша добра и благополучия, а потому хорошо помню, каким вниманием в нашем посёлке окружали этих интеллигентных животных. На обеденную дойку, где-нибудь в лесу или на лугу, женщины отправлялись нарядно одетые, как на праздник. И обязательно с песнями! А запевалами выступали самые голосистые в посёлке женщины Марина Чекмарёва или Паша Фомина.

 Зрелище дойки где-нибудь на Печах, на Жирном или на Менчиковам лугу, на Красногорье или Старом заводе тоже выглядело торжественно.

Пастуха выбирали всем миром, человека в посёлке известного, хозяйственного, любящего скотину и знающего местность как свои пять пальцев. Выборы такого человека проходили всем посёлком, по авторитету он стоял в одном ряду с такими уважаемыми на селе людьми, как учитель, медицинский работник.

 В нашем Марьинском были спокойны, когда за дело брался Борис Шалынин, умеющий не только управлять стадом в сто голов, но и способный в случае чего оказать животному ветеринарную помощь.

 Отношение к корове всегда было возвышенным. Узнав о её полезности, человек с бурёнкой уже не расставался никогда. Родословная коровы насчитывает уже не одну тысячу лет и восходит к туру. До сих пор учёные не пришли к единому мнению, где впервые был одомашнен тур человеком. Да это и не столь важно. Главное, что люди быстро и повсюду оценили большую выгоду от содержания скота под присмотром. Так было с лошадью, ослом, свиньёй и верблюдом. Так и корова стала служить человеку.

 Сначала древние охотники приводили молодых турят в становище, чтобы выращивать их для получения мяса и шкур, из которых шили одежду. Потом, с переходом к осёдлому образу жизни и началом развития земледелия, сильных и послушных животных стали использовать для раскорчёвки леса и распашки земель, для перевозки грузов. И лишь затем, около трёх тысяч лет назад, одомашненные животные стали давать молоко. Даже при незначительных вначале удоях одно животное способно было прокормить несколько человек.

 На такую кормилицу надо было молиться. И на неё действительно смотрели как на божество. Так, в Индии, например, корова до сих пор – священное животное. Ни один телевизионный рассказ об этой стране не обходится без упоминания о корове. Они спокойно бродят по городским улицам, автомобили их осторожно объезжают. Кормятся животные чем попало, ночуют тут же.
 
 Все нынешние высокоудойные коровы, в том числе и наши холмогорские, выведены с приловом голландских пород. Начало этой селекции положил Пётр Первый, закупивший в Голландии четыре сотни племенных бычков.

 Голландия сегодня лидирует по производству молочных продуктов и их экспорту в другие страны. Гордость голландского крестьянина – корова фризской породы ( всего в мире на сегодняшний день насчитывается около трёх сотен пород крупного рогатого скота ). Удои голландской рекордистки – более семи тысяч килограммов молока в год. В городе Лойверден в её честь поставлен памятник. А учителя школ объясняют на уроках, что Голландия своим процветанием обязана именно корове. И показывают ученикам настоящую молочную реку – 15- километровый молокопровод, соединяющий перерабатывающее предприятие с животноводческими кооперативами.

 Голландский крестьянин сначала думает о своей корове, а потом уже обо всём остальном.

 За многовековую опеку человеком остались ли у коровы какие-либо природные инстинкты? Оказывается, сохранились. Заметив волка, животные становятся в круг, выставив наружу рога, чтобы защитить молодняк. Они неплохо плавают, отлично ориентируются на местности в ночное время, не говоря уже про дневную часть суток. Имеют хороший слух, память. Рядом с нашим рабочим посёлком сохранилось несколько бывших старых глиняных шахт, в которых когда-то добывали сырьё для местного кирпичного завода. Но не было случая, чтобы животное угодило в ночное время в неогороженный колодец: у коровы очень острое чутьё на опасность. Или ещё такой пример. Мы переехали жить на станцию Думиничи, и наша корова, выбрав момент, переплыла реку и ушла к своим подругам по прежнему стаду. Она продолжала помнить знакомые, старые места, а к новым привыкала с трудом. Там, где коровы ходят вольно, без присмотра пастуха, они могут и отелиться где-нибудь в потайном месте. И так же, как и их дальние дикие сородичи, будут стараться любыми путями скрыть убежище новорождённого.

 До сих пор у этих животных существует своего рода табель о рангах. В любом стаде есть предводительница, затем идут по старшинству пониже, а есть и вовсе незаметные, робкие коровёнки. Предводительницы ведут стадо, а остальные покорно следуют за ней. Такой распорядок строго сохраняется. Животные равного положения обычно держатся вместе, стоят, соприкасаясь. Облизывают друг друга, ночуют где-нибудь тоже вместе. Проходят изнуряющие летние дни, исчезают кровососущие насекомые, и корова начинает чувствовать себя свободной среди дикой природы – ещё один природный инстинкт. И что характерно, как бы ни заботился о корове, как бы сытно её не кормил, она всё равно норовит провести несколько дней вне загона.

 Помогая много раз пастуху в его работе, мне неоднократно приходилось наблюдать, как животные оспаривают право ходить во главе стада. Такое право потом действует на всём протяжении пастбищного сезона. Это происходит в первые же дни выгона животных после зимнего стояния. Коровы ведут себя агрессивно, меряются силой, а потому у нас в посёлке женщины не покидали стада до тех пор, пока они не привыкнут к новой обстановке и не поделят «роли». Вот почему было так важно накануне тщательно обработать рога, чтобы животные в поединке не причинили друг другу серьёзных увечий.

 Вот такая была у нас корова – кормилица. Жизнь современного человека представить без неё невозможно.