Каждому грешнику по орешнику

Мария Сидорова
 (из цикла "Не стоит забывать")

Есть старинное славянское поверье: тяжко на душе – иди к орешнику. Поклонись ему, исповедуйся… Орешник грехи твои отпустит, станет тебе легче – и можно жить дальше.

Казалось бы, сажай орешник возле хаты - да кайся-греши, греши-кайся. Ан нет! Не дай Бог тебе посадить орешник! Делать этого никак нельзя.

Ослушника ждёт смерть – если не в тот год, когда орешник даст первый урожай, так в тот, когда ствол орешника достигнет толщины человеческой шеи. Конечно, речь идёт о шее ослушника, посадившего деревце.

Верить или нет в это – каждый решает сам. Но никто не будет отрицать мистическую связь человека и дерева. Историй на эту тему несть числа. Вот одна из них, реальность которой могу засвидетельствовать лично.

…Жила-была обычная семья в обычной городской пятиэтажке, на втором этаже. Каким-то образом на балкон занесло берёзовое семя – и оно проросло. Всё семейство - мать, отец и двое сыновей - обрадовалось этому чуду.

Отец принёс земли. Бережно посадили маленький стебелёк в ведро. В жару берёзку поливали, и каждый год она прибавляла в росте. Её пересадили в специально сделанную отцом кадку.

Наконец берёзка выросла настолько, что ветвями стала задевать пол расположенного выше балкона. Тоненькая, правда, очень была. Видно, не хватало простора корням. Весной перед отъездом в командировку отец сказал, что, как только вернётся, они отнесут деревце в лес. Мальчишки стали ждать.

Командировка была рассчитана на неделю – но за пару дней до возвращения отца берёзка, на которой уже появилось много нежных клейких листиков, ни с того ни с его завяла. Мальчишки на всякий случай ещё раз полили её, недоумевая, в чём дело. Но листья не расправились…

А вечером принесли телеграмму о том, что умер отец. Берёзка умерла тоже.

…Историю эту рассказал мне Бориска – младшенький сынок погибшего. Точнее, рассказывал он мне про берёзку целых три года – как появилась она на балконе, как росла… Мы с ним даже как-то летом ходили смотреть на чудо-деревце – он подвёл меня к балкону, выходившему на центральную улицу городка, и я изумилась: берёза! да какая большая уже! Красивые тонкие ветви в живых ярко-зелёных листиках плавно покачивались на тёплом летнем ветру. Мы с Бориской постояли, задрав головы, я поахала, а он – к тому времени ему исполнилось восемь лет - погордился тем, что приобщил меня к чуду.

 С того дня каждый раз, проходя мимо, я не забывала поднять глаза на Борину берёзку – так я её называла.

Гибель берёзки я объясняла себе тем, что дерево не перенесло смерти человека, которого оно любило.

 А потом я узнала про берёзу много чего интересного. Например, то, что деревце забирает негативную энергию у связанного с ним человека. Я задумалась: может, берёзка погибла оттого, что не перенесла мысли о предстоящем переселении в лес? Хотя деревья самые терпеливые и смиренные жители Земли… В отличие от нас, они не негодуют, не обвиняют в своих несчастьях весь мир – они принимают его таким, каков он есть, и выживают.

Отец Бориски погиб при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия была – отказало сердце. Но жене, приехавшей забирать тело мужа, гостиничные работники рассказали о какой-то драке… Он вступился за кого-то в холле гостиницы, и… Потом ушёл в номер, откуда уже не вышел.

Они умирали вместе – человек и дерево.
И живём мы вместе – люди и деревья, птицы и цветы. Не стоит забывать…