Размышления - октябрь 2007 г

Яков Шафран
Тот, кто хочет одурачить другого, сам впадает в аналогичность, прикидывается не рассуждающим здраво. Его целью является отключить логику человека, выявить его слабости и включить одно его правое полушарие, хотя бы на миг, чтобы действовать через бессознательное, с учётом его слабостей, особенностей характера, которые он предварительно выясняет в процессе "дурацкого разговора". Таким образом, человек, впавший в своё бессознательное, попадается на крючок.
Жертва манипуляции сам является участником манипуляции, тот, кто не участвует в манипуляции, не может быть жертвой!

(По материалам передачи "Серебрянные нити" на радио "Россия", ведущий д-р Данилин).

05.10.2007

Человек должен заботиться о своём здоровье, ибо тело – это храм души, любить Бога, любить ближних и дальних, духовно развиваться, реализовывать свои таланты и развивать способности, и стремиться к освобождению от любого насилия, от невежества, как внешнего, так и внутреннего, от лжи своей и чужой, от суеверий и предрассудков в любых их формах, и от попадания в сети страстей.

08.10.2007

Каждому, кто подавал свои стихи на конкурс, где судьи пишут объяснения, почему они поставили ту или иную оценку, или делал запрос на рецензию своего произведения, приходилось испытывать отрицательные эмоции. Это естественно, так как не всё гладко в наших стихах, а некоторые из них откровенно слабые. Но дело не в этом, всё дело в том, что после одних комментариев, сделав соответствующие выводы, хочется учиться и далее совершенствоваться, а после других – оставить, бросить, прекратить писать, да ещё с тяжёлым чувством на душе. От чего это? Давайте поговорим…
Вначале хочется выразить своё мнение по поводу того, какими видятся цели судьи и рецензента, как можно было бы подойти к этому, если бы было доверено.
На мой взгляд, судья, пишущий обзор произведений, вначале должен указать на их достоинства, только затем на недостатки, но при этом обязательно сделать это с уважением к автору, сделать так, чтобы у него не исчезло стремление писать лучше. И выставить объективную оценку, когда даже еденица будет не обидной.
Рецензент имеет возможность более подробно останавливаться на различных вопросах и аспектах произведения в силу большей свободы, чем судья. Поэтому он должен, как думается, не просто указывать на достоинства, а они есть даже в очень слабом стихотворении, но сказать о них более грамотно и так, чтобы простимулировать автора, помочь ему адекватно воспринять комментарии по поводу недостатков его произведения. Об отрицательных моментах стиха рецензент также должен говорить подробно, но одновременно с этим, показывать человеку пути и методы возможного исправления ошибок, и так, чтобы у автора появилась уверенность в возможности достижения более высокого уровня.
А, что мы видим на деле?
Часто рецензент сравнивает стихотворение автора со стихами классиков. Возникает вполне закономерный вопрос - а почему не со своими стихами, или почему он не сравнивает свои стихи с пушкинскими, например, чтобы показать разницу? Часто рецензент в своём труде много говорит о достоинствах классиков. Но ведь классики и являются таковыми, что не нуждаются в похвалах рецензента! И, наконец, когда речь заходит о недостатках произведения, то, порой, у автора руки опускаются, и уже писать не хочется после всего прочитанного.
И это ещё полбеды, иногда судьи и рецензенты просто глумятся над бедными авторами, как, в своё время, некоторые бары над своими крепостными, зная, что людям деваться некуда. Но авторы - не крепостные, им есть куда деться, они могут уйти с сайта, могут бросить писать, легче станет от этого какому-то судье или рецензенту? Может быть кому-то и станет…
А почему бы не написать об отрицательных моментах так, чтобы у человека возникло желание достичь вершин? Вот именно, почему?...
Давайте, почитаем, без указания имён, некоторые выдержки из обзоров и рецензий, чтобы понять - «почему?».
«Ещё после первых прочтений, захотелось поэкспериментировать над автором»,
«стих лично для меня – неинтересен», «Остаётся странное ощущение после прочтения второй половины стиха – словно от посещения родильного отделения театра абсурда»,
«Звучит странновато», «Чудаковатыми показались строчки», «Ещё один стих-экзотика»,
«стих вполне бы сошел для детского сборника новогодней поэзии», «Для подростковой лирики – вполне сойдет», «можно считать пригодным для детской колыбельной», «такому стихотворению место в дневнике 12 летней девочки», «Невразумительная работа», «выражение довольно странное».
Красиво, да? Кого-нибудь такие высказывания могут подвигнуть к чему-либо хорошему? Сомневаюсь…
Читатель задаст закономерный вопрос: отчего же такое происходит? и будет прав. А происходит это по нашему мнению по двум причинам. Во-первых, судья или рецензент могут смотреть на автора через некую субъективную призму, которая окрашивает всё в определённый, угодный им цвет. Известно, что на одно и то же можно посмотреть и так, и так, всё зависит от того, как смотреть. Во-вторых, многое определяется тем, кем является человек по своей сути, или, как говорится, какой дух в нём живёт. «Дух» может быть такой, что судья или рецензент целью своего обзора или рецензии будет видеть, как поддержать автора, как помочь ему, как усилить добро, любовь, как дать ему перспективу, даже в том случае, если он ставит низкую оценку. И «дух» может быть другой, старающийся уронить, сбить с ног, повредить, усилить зло, ненависть и зависть…
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, обзоры и рецензии, написанные в стиле приведённых нами цитат, могут способствовать только одному - созданию узко-элитарных кружков, «специфической тусовки», призванных воспрепятствовать развитию современной поэтической мысли, поэтической грамотности и, вообще, современной поэзии, развитию культуры и расширению сферы позитивного настроя, радости и доброты в обществе.
11 октября 2007 г.
© Copyright: Яков Шафран, 2007
Свидетельство о публикации №2710110430
12.10.2007


Единственным критерием полезности произведения, когда выдержаны все профессиональные законы и каноны его написания, другими словами, когда оно художественно, является, на мой взгляд то, нравится ли оно людям и каким людям. Нужно просто внимательно приглядеться к человеку, которому оно понравилось, к его произведениям, если они есть, к его высказываниям, мыслям, поступкам, а иногда бывает достаточно просто поглядеть на него самого, и всё станет ясно. Если у человека внутри, в сердце живёт зло, если он безнравственен, то есть не только желает другим, но и делает другим зло, то не дай Бог, чтобы ему понравилось моё произведение, ибо тогда можно со всей уверенностью сказать, что оно также зло и безнравственно.

Самый главный грех человека – это зло в душе. Чем бы оно ни объяснялось, чем бы ни доказывалось, как бы ни проявлялось, если оно есть, то нет ему оправдания, ибо зло противоречит божественной сущности, противоречит тому, чему нас учил и учит Господь, а значит противоречит и Ему Самому, хочет этого человек или не хочет.

Как правильно написал Великий Странник (Григорий), Учредитель Фонда ВСМ! Расписываюсь под каждым его словом.
«Что значит обзор Конкурса, и кто его может писать? Обзор, в моем понимании, детальный анализ представленных произведений, который может быть подготовлен филологом соответствующего уровня или тем из авторов, который специализировался в области поэзии и имеет большой опыт.
Приведу пример. Каждый специалист, получивший образование, умеет писать, читать и знает четыре математических действия. Дает ли это ему право преподавать в начальных классах школы? Нет. Можно конечно пойти на такой шаг, но только в форс мажорных ситуациах. Педагог владеет еще знаниями психологии, самой педагогики и еще десятками предметов, способствующих максимальному донесенению знаний до детей. И это не только в школе. Сотни прекрасных специалистов не могут преподавать в ВУЗах, не выдерживают атмосферы аудитории».
Это полностью совпадает с моими мыслями, которые я изложил в дневнике в статье «А судьи кто?» от 12. 10. 2007!

Насколько сильна в некоторых людях «природа Хама»! И суть этой природы – глумление, над чем бы то ни было…

Никогда деньги не должны быть самоцелью!
Они могут быть промежуточной целью, для достижения каких-то благих целей в будущем. Но только при том условии, что средства, используемые для зарабатывания денег, сами будут благими. В противном случае благие цели будут разрушены дурными средствами.
Когда же человек живёт ради зарабатывания денег, чтобы жить животной, или ещё хуже растительной, жизнью, не подвигаясь ни в чём, ни на йоту вперёд, ни в собственном развитии, ни в воспитании детей, ничего не созидая полезного для людей, то это просто пошло и мерзко!
16.10.2007

Вместо того, чтобы познать себя и жить, как Бог дал, развивая свои способности и таланты, все и каждый стараются нацепить на себя одну из ходовых личин и наклеить себе на лоб этикетку принадлежности к какой либо референтной группе.
Во всём должна быть радость и любовь, дышать радостью и любовью, как свежим воздухом!
Отрицание культуры, негуманность, неуважение к труду других, грубость, глумливость не должны иметь место среди людей. Их не оправдает ничто, в том числе и перевёрнутая с ног на голову шкала ценностей.
Жизнь без творчества – это жизнь, лишённая запахов, красок, звуков, вкуса и ощущений, творчество должно быть в любом труде.
Человек должен жить, считая своим родным домом не только квартиру, в которой спит, ест и проводит свободное время, его родной дом – это и город, и страна, где он

21.10.2007

Вдохновение приходит и само по себе, и в процессе работы. Тот, кто это знает, является настоящим художником.
Жизнь даёт неисчислимое количество материала, и тот, кто только ждёт вдохновения и не работает с ним, может потерять непосредственное восприятие этого материала.
У литературы, вообще, и у поэзии, в частности, как и у других направлений искусства, самая главная цель – формирование человеческой души, ее совершенствование в сторону лучшего. И, если кто-то говорит другое, выступая, как писатель, поэт, художник, композитор, то он служит другим целям, а именно, противоположным.
Искусство = искус с Тво(рцом).
Если в течении дня ты никого не порадовал и никому не помог, значит день прожит в пустую.
Если бы все мысли людские, подобно Мысли Отца, радовали светом сердца!
Если бы лица людей были подобны Его Лику Святому!
Если бы слова человеческие были подобны Слову Его!
Если бы на Земле царил мир, подобный Его Миру!
23.10.2007

Писатели и поэты – одни из самых чутких людей на Земле, они прежде и тоньше многих видят необычный узор рассветных или закатных небес, чудный луч солнца, по-особому блеснувший и тут же исчезнувший за облаками, влажную зелёную прохладу благостных летних дубрав и богатую, всех оттенков золото-красную палитру октября, глубокую связь между случайным словом, взглядом и необычным полётом птицы, интересным звуком и рисунком на воде, между оригинальной мыслью и вьющимся вокруг, невесть откуда взявшимся, абсолютно белым голубем, между музыкой листопада и мерцающим огоньком звезды в дальних мирах, между цветущей веткой вишни, заглянувшей утром в окно и созидающим зовом природы, между красивой розой в бисеринках росы и едва слышным нежным дыханием ребёнка, между звуками нежной мелодии и едва заметной дрожью ресниц прекрасных женских глаз, случайно выхваченных временем в зрительном зале и оставшихся в памяти безвозвратно ушедшего прошлого… Писатели и поэты собирают эти крупицы золота, эти золотиночки и, растопив очаг валяющимися вокруг да около дровами и хворостом негативных эмоций, злых взглядов, недобрых слов, завистливых и язвительных ухмылок, ненавидящих мыслей, нехороших пожеланий, наговоров и проклятий, всего того, что с избытком хватает в нашей обыденной жизни, и, подождав пока огонь в очаге разгорится получше, помещают в него тигель с собранными золотинками, расплавляют их, и делают сплав, из которого затем создают каждый своё Неповторимое Прекрасное Произведение. О, если бы каждое такое произведение несло мир, доброту, любовь, правду и красоту, прелесть нашей милой земли, желание счастья людям, радость жизни, несмотря на трудности, рассказывало о лучших сердцах, о замечательных мыслях и делах, чтобы Свет Этот светил во тьме и, не преставая, переходил из произведения в произведение, рассеивая мрак и депрессию, тоску и печаль, страх и ожесточение, в душах тех, у кого они есть, и кто сам не может избавиться от них. Человек рождён, чтобы становиться лучше, чтобы его жизнь стала счастливой, а Писатели и Поэты должны ему в этом помочь по мере своих сил, по мере полученного таланта!

27.10.2007

Каждый служит истине, как может: кто молчанием, кто языком, а кто пером. На это могут возразить, что язык, и особенно перо, истину искажают, что только молчание служит ей по-настоящему. Но без искажения ничего в мир не проникает, просто молчание скрывает искажённые мысли. Белый свет при преломлении распадается на цвета. Каждый цвет, таким образом, является искажением белого цвета, и в то же время - его прекрасной частью. А собранные вместе разноцветные лучи становятся вновь белым светом.
Даже малый талант дан Богом, унаследован от предшественников и поручен жизнью, поэтому он обязан совершенствоваться, чтобы не остаться в первозданном виде и, тем паче, не быть потерянным, а со всей отдачей и ответственностью служить современникам, и умноженным перейти по наследству своим преемникам. И на этом пути талант, даже самый малый, не должны останавливать никакие трудности, невзгоды, преграды и испытания.
Задачей же любого художника, на какой бы стадии своего развития он ни находился, является созидание радости и добра, мира и любви. И, если художник пишет о негативном, и даже об очень негативном, он должен показать путь выхода, путь обретения вышеозначенных состояний.
А задачей любого учителя является пробуждение в ученике стремления совершенствоваться и помощь в этом конкретными делами.
29.10.2007

Человек может не быть писателем или поэтом. Но если он, несмотря ни на что, в течение долгих лет, среди разных обстоятельств не потерял восприятие нового дня, как новой жизни, не потерял своё художественное, поэтическое восприятие всего вокруг, то у него, несомненно, есть литературный талант, в большей или меньшей степени, но талант.
Чем бы человек ни занимался, если он создаёт доброе, чистое, светлое, полезное людям, будь он рабочий или учёный, бизнесмен или писатель, он работает в Божественном плане и является Созидателем. Если человек создаёт что-то злое, грязное, тёмное, вредное, или разрушает труд тех, кто сотрудничает с Богом, он работает против Божественного плана и является разрушителем. Другого просто не бывает, есть только разные степени первого и второго.
31.10.2007