Женщина в буддийской традиции. Часть 2

Ольга Степина Ерухова
ИСТОРИЯ
Последователями Буддизма на ранних этапах его формирования становились представительницы самых верхних слоев общества и самых удаленных уголков. Так, например, когда в 290 г. до н.э. король Асока Великий разослал мисси на девять сторон света с целью распространения буддизма, то Принцесса Анула, невестка Короля Деванампииа Тиссы на Шри-Ланке, выражала желание принять Буддизм и стать биггуни (bhikkhuni, женщина-монах). Принцесса приняла посвящение и организовала на Шри-Ланке орден женщин-монахов.
В Китае Чин Чьен (Ching Chien) была первой китайской женщиной, ходатайствовавшей о посвящении и получившей ее от мужчины-монаха Sangha. Позже, приблизительно в 430 году н.э., Бигуни Девасара (Bhikkhuni Devasara) из Шри-Ланки была приглашена наряду с группой из 10 биггуни в Нанкин (Nanking), где они дали посвящение 300 китайским женщинам.
Из китайского буддистского Ордена отделилась ветвь, которая принесла и основала Орден Биггуни в Корее и Восточной Азии. Там эта традиция сохранилась наиболее полно в наши дни.

Маха Пажапати Готами, основатель Ордена Монахинь
Пажапати Готами была приемной матерью Будды, а также его тетей по линии матери. Она чувствовала себя несчастной и одинокой, когда Принц Сиддхарта, Рахула, его сын, и ее собственный сын Нанда отказались от мирской жизни для более возвышенной жизни в благородном монашеском ордене. Посвящение стало занимать основное место в ее мыслях.
Она приблизилась к Будде во время его посещения Капилаватху и попросила о милости позволить ей создать Орден Монахинь. Но три раза Будда отвергал ее просьбу. Удрученная, Пажапати Готами вернулась домой. Дома ее окружили 500 девушек, которые в силу разных причин тоже искали монашества и посвящения. Поэтому Ражапати Готами решила еще раз испытать судьбу.
Она обрила голову и выкрасила одежду в желтое. Ее примеру последовали и 500 девушек. Капилаватху был отделен от монастыря Джетевана расстоянием в 357 миль. Все это расстояние Ражапати Готами прошла пешком босая. В конце пути ее ноги были сбиты и истерты.
У входа в монастырь Ражапати Готами посчастливилось встретить Ананду, который в силу доброты своего сердца и сострадания выступил посредником для делегации.
Снова и снова Почтенный Ананда просил Будду, но тот вновь и вновь давал отказ.
Наконец Почтенный Ананда спросил Будду, а может ли женщина достичь состояния святости. На что Будда ответил, что женщине это доступно так же, как и мужчине. В конце концов он дал согласие на основание женского буддистского ордена, но женщинам было заповедано 8 условий, которые они должны были неуклонно выполнять.
1. Биггуни, даже если она состоит в Ордене 100 лет, должна уважать мужчину-монаха, даже если он пробыл в Ордене всего лишь день.
2. Биггуни должна проживать на расстоянии 6 часов путешествия до монастыря, где живет мужчина-монах, способный консультировать ее в ее вопросах.
3. В дни Почитания Биггуни должна консультироваться с мужчиной-монахом.
4. Биггуни должна проводить ретрит во время дождей, следуя указаниям и мужчины-монаха (биггу) и женщины-монахини (биггуни).
5. Биггуни должна строить свою жизнь, следуя указаниям обоих Орденов.
6. Биггуни должна получить посвящение более высокого порядка (Upasampatha) от обоих Орденов через два года своего посвящения.
7. Биггуни не может повышать голос на Биггу.
8. Биггуни не может давать советы Биггу, скорее, она сама должна стараться искать совета у Биггу.
Когда Почтенный Ананда передал эту новость Маха Пажапати Готами, она искренне и с радостью приняла условия, поставленные Буддой. Следуя этому пути, она в скором времени достигла состояния Араханта.
Маха Пажапати Готами прожила 120 лет, но возраст никак не отразился на ней. Ее волосы и зубы походили на волосы и зубы 16-тилетней девушки. В конце своей жизни Маха Пажапати Готами и ее последовательницы прошли через ритуал великого освобождения. Эта церемония была освящена Буддой, на ней присутствовали и люди и божества. Когда погребальный костер угас, на возвышении, как жемчуг, светились останки Преподобной Маха Пажапати Готами. Они были собраны в горшок и переданы Будде, который объявил Маха Пажапати Готами святой и своей ученицей.

Будда никогда не избегал женщин. Он принимал их и беседовал с ними в любое подходящее время, ибо он обрел просветление и перешагнул границы человеческого. В одной из своих бесед он рекомендовал монахам относится к женщинам преклонного возраста так, как они относились бы к своим матерям.

Позволив женщинам присоединиться к учению и начать создавать монашеские общины, Будда ясно указал, что отныне женщины должны в основном изучать и практиковать его обучение, отказавшись от роли домохозяйки, привязанной только к домашним хозяйственным работам. И мужчины-монахи, и женщины оставили свои домашние жизни позади ради стремления обрести духовное знание. Каждый посвященный человек должен научиться заботиться о себе сам и организовывать свое расписание так, чтобы уделять больше времени своей духовной цели, а именно поиску просветления.


ПОСВЯЩЕНИЕ
Существует пять типов посвящения - два для мужчин и три для женщин. Samaneri (послушница) - низшая ступень посвящения для женщины с 10 предписаниями. Считается, что это посвящение может получить тот, кто уже в состоянии отогнать ворон от рисового поля. Позже было официально зафиксировано, что минимальный возраст послушницы должен быть не ниже семи лет.

Женщина, которая обращается за более высоким уровнем посвящения (upasampada), должна соответствовать определенным требованиям: ей должно быть не меньше 20 лет, она должна получить разрешение родителей и не должна иметь серьезных болезней, которые могли бы стать препятствием на ее пути служения и практики. Она должна пройти через 2-летнее подготовительное обучение и иметь средства, чтобы приобрести необходимые для биггуни вещи – например, одежду, чашу для подаяний и т.д.

Во время подготовительного двухлетнего обучения женщина называется sikkhamana. Она должна соблюдать первые шесть предписаний из 10, установленных для послушниц. Считается, что sikkhamana имеет более высокий уровень, чем послушница, несмотря на то, что она соблюдает только шесть предписаний. Это подразумевает, что фактически sikkhamana находится в непосредственной подготовке к получению более высокого посвящения. И если в течение двух лет подготовки она нарушит хотя бы одно предписание, ей придется повторить все заново.
Замужняя женщина может стать бигуни с 12 лет при наличии разрешения от супруга.

Для посвящения в биггуни требуется согласие как минимум еще пяти биггуни. Также в тот же самый день, когда женщину посвящает биггуни Sangha, ее должны признать как минимум 5 монахов. Pavattini, или наставник биггуни, должна иметь стаж по меньшей мере в 12 лет и быть хорошо сведущей в области учения, dharma, и законов монашеской жизни, vinaya. Традиционно после посвящения женщина присоединяется к Ордену, таким образом отказываясь от всего, чем она владела до этого. Для новопосвященной назначаются двое учителей, которые, чередуясь каждый год, обеспечивают передачу учения и практику своей ученице, заботясь о биггуни, если, например, та заболеет.

ОДЕЖДА
Мужчины-монахи (биггу) имеют три одежды, в то время как биггуни имеют пять одежд. Пять одежд, предписанные биггуни, следующие:
1. Sanghati – одеяние, считающееся дополнительным и часто носимое свернутым и перекинутым через плечо. Эта одежда имеет две функции. Во-первых, она может быть разложена и использована для сидения или сна. Во-вторых, она используется как дополнительная одежда зимой.
2. Uttarasanga - обычная одежда. Носится либо на одном, либо на обоих плечах.
3. Antarasavaka – нижнее одеяние, оборачиваемое вокруг нижней части тела. На талии фиксируется хлопковым ремнем, изготовляемым специально для монахов и монахинь. Носится со складками, аккуратно заложенными спереди под ремень. Нижний край должен быть ровным.
4. Udakasatika - одежда для купания, обязательная и для биггу, и для биггуни. Эта одежда подобна Antarasavaka, но без кромки. Женщины-монахини во время принятия ванны поднимают ее выше, чтобы закрыть тело от груди до колен.
5. Samkacchika - жилет, носимый только биггуни. Изначально одежда женщин была такой же, как у мужчин. Но когда биггуни начали ходить за подаянием, сильный ветер часто прижимал одежду к телам, привлекая внимание прохожих к их грудям. Поэтому Будда предписал женщинам носить жилет, задачей которого было сгладить форму женской груди.
Существует и еще один вид специфичной одежды – «ежемесячная одежда», которая, хотя и не включена в вышеупомянутый список, является необходимой для bhikkhunis. Это одежда, используемая в течение менструального периода. Во времена Будды этот материал было достаточно трудно достать, поэтому обычно «ежемесячная одежда» хранилась у главной монахини. Любая bhikkhuni могла попросить ее, когда ей это было необходимо. По окончании цикла она должна была начисто отстирать материал и вернуть его главной монахине для использования другими бигуни.
Вещи, недопустимые в одежде биггуни, - это украшения, носимые вокруг бедер. Такие украшения обычно носят мирские женщины.

ПРЕДПИСАНИЯ И ПРАВИЛА
В Теравада (Theravada) указано, что монахи должны следовать 227 предписаниям, а монахини - 311 предписаниям. Это различие часто приводит к тому, что некоторые утверждают, будто Будда фактически не хотел, чтобы женщины присоединялись к Ордену, и поэтому он создал большее количество правил с целью создать преграду на пути женщин в Буддизм. Однако большее количество предписаний – это не дополнительное бремя, а зачастую, объяснение и более подробное толкование других правил. Что же касается устных правил, то их существует больше для монахов, чем для монахинь.

Более поздние исследователи Буддизма, изучив данные предписания, смогли разбить их на восемь групп предписаний для мужчин и семь – для женщин.
Одна из групп предписаний, созданная исключительно для монахов, называется «Анията» (Aniyata). Среди этих правил есть два, введенные Висакхой (Visakha), женщиной, которая была влиятельным и активным мирским сторонником Будды в раннем Буддизме. Одно из правил запрещает монахам пребывать с женщиной один на один в закрытом помещении, другое - запрещает монахам пребывать с женщиной в открытом месте, если они находятся вне зоны слышимости других людей.
В случае нарушения наиболее важных предписаний и монах, и монахиня должны пройти через «manatta» период - временное само-изгнание из Ордена.