Маленькие диктаторы

Фома Неверов
Строго было,
Но с нами иначе нельзя.
Был порядок,
а с нами нельзя без порядка.
Потому что такая уж наша стезя,
не играть же нам с гордою правдою в прятки.

С вами тоже иначе нельзя. И когда
счет двойной бухгалтерии господа бога
переменит значения: счастье – беда, -
будет также и с вами поступлено строго.

Борис Слуцкий.

Выборы в России превращены административным ресурсом в скучный детектив, в котором преступник известен заранее, а герои неинтересны, опереточны? Но многие ли сомневались год, два назад в том, что так и будет, такова поступь страны – от диктатуры к диктатуре мелкими шажками «оттепелей»?

Я прожил некоторое количество юных лет при одной диктатуре, которая успела надоесть до оскомины, утомить и опротиветь до того, что с нескрываемым отвращением взираю на приход новых диктаторов, маленьких, злых; обреченных и потому злых. История не простит Путину ни чеченской войны, ни терактов, - московских, осетинских… Народ прощает с легким сердцем, прощает и любит нового своего «отца». История не простит. И мир не простит, мир научился бояться и ненавидеть путиных, он уже учится их наказывать. Украина – далеко не последнее наказание российскому президенту.
Почему президенту? Почему не думе, которая все санкционирует, почему не правительству, которое выдвигает предложения, не спецслужбам, безграмотно и бесконечно играющим в «прошлую войну» и раз за разом проигрывающим войны новые? По двум причинам. Во-первых, президент отвечает за все. Это его политика, его правительство, дума, его спецслужбы. Он взял на себя ответственность перед народом, миром, перед историей. Оказался ли он добрым, но слабым или сильным, но злым, - никого уже не волнует. И во-вторых, маленькие диктаторы всегда уничтожали ярких личностей в своем окружении. Есть ли в путинском окружении, в его своеобразном «политбюро» яркие личности? То-то же.
Все господствующие религии построены на любви и страхе своей паствы. Любая диктатура неизменно строится на любви и страхе. Вначале любить должен народ, а бояться, - те, кто может громко говорить: журналисты, политики, общественные деятели. Народ, - беспросветно нищий, теряющий всякие перспективы «светлого будущего», своего президента обожает. Обожает в частности за то, что президент заставил бояться журналистов, политиков, общественных деятелей. Почему народ не бунтует, зная, что по финансированию здравоохранения мы волочимся в хвосте цивилизованного мира, а по бюрократизму, коррупции и чиновничьим льготам гордо шествуем впереди? Возможно, народ не бунтует потому, что видные и уважаемые народом общественные деятели заявляют о нормальности такой ситуации для России. О том, что мы живем в азиатской стране, где нельзя отбирать у чиновника права попирать права простого человека.
… Еду по кемеровскому проспекту в «маршрутке». Нас обгоняет шикарный черный «Мерседес» с госномером «001 ТТТ», разворачивается в неположенном месте и укатывает в неизвестном направлении. Стекла «Мерседеса» тонированы дочерна. Простым смертным по закону так нельзя: за тонированными стеклами могут скрываться террористы. Могут ли скрываться террористы за стеклами «Мерседеса» с госномером «001 ТТТ»? Конечно, нет. За его стеклами могут скрываться только самые достойные люди. Да и не скрываются они вовсе, а напротив, - гордо выставляют всем сомневающимся свою принадлежность к касте достойных. В Кузбассе – автоматной очередью букв «ТТТ», в Москве, наверное, «ЛЛЛ», а в общем, в России, сплошные «ППП».
Хотел бы спросить не у расплывчатого «электората», спросить у конкретных, известных городу, области, стране людей, отважно встающих грудью за президента и за президентский курс: вы знаете, что доходы от продажи безмерно дорогой нефти значительно превышают рост благосостояния граждан и развитие производства? Знаете, что Запад устами крупнейших политиков говорит о наступающей новой «холодной войне» с Россией? Все вы знаете. Излюбленный ваш аргумент: президенту трудно, и, поскольку мы его избрали, мы должны его поддержать. Как мы избрали президента, - известно. Почему мы должны поддерживать президента, ведущего страну к нищете, развалу и диктатуре, - непонятно.
Западные СМИ с большим сомнением относятся к возможности «русского бунта». Западным СМИ почему-то кажется, что любой бунт в современной России был бы жестоко подавлен. Полагаю, это не так. Уверен, что не так. Нет у власти сил и возможностей жестоко подавлять. Армия развалена, спецслужбы деградированы. Но и народ, дезориентируемый, сносно жующий и, вслед за масс-медиа, довольный, не хочет бунтовать. Ему вернули то, чем он жил более семидесяти лет и чего он требовал последние годы. Ему вновь предложили ненавидеть богатых и умных, вновь объявили о перманентном наведении порядка…

Когда Сталин пришел к власти, никто, даже в среде соратников будущего «отца народов», не предполагал, что этот маленький, некрасивый, не очень умный грузин сделается живым богом для десятков миллионов людей. Богом любимым и внушающим животный страх. Великим и ужасным. Прошли годы, и очень многие «соратники» горько пожалели о своем легкомыслии. «После каждой революции встает вопрос о самих революционерах». Вольтер, кажется.
Нам еще не поздно вспомнить собственную историю, вспомнить ошибки собственного прошлого. У нас еще, надеюсь, есть будущее.
Фома НЕВЕРОВ,
Foma76@bk.ru