Дятел

Александр Туляков
ДЯТЕЛ
(опти-мистическая пьеса в трёх действиях)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ВАНОВА (ударение на первый слог) Кара Ивановна - невостребованная актриса 43 лет.
ЛЕНА - её младшая подруга 16 лет.
ЛЮБА - её младшая подруга 25 лет.
ДЯТЕЛ - изобретатель (любой возраст от 20 до 50 лет).
МИТЯ - театральный осветитель лет 30, друг ДЯТЛА, тоже любит выпить, ходит в тельняшке.
ДЕТИ ВАНОВОЙ - неограниченное число, чем больше, тем лучше.
Из них: ИРИНА - старшая, чуть за 20 или около того,
 МЛАДШИЙ - мальчик лет 7.

Действие происходит в коммуналке, расположенной на сцене.
Между 1 и 3 действиями проходит 9 месяцев.
Второе действие - где-то между ними, но ближе к 1-му.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

(Выходит ВАНОВА, она в парике. В руках у неё чайник.)

ВАНОВА: «Люди, львы, орлы и куропатки…» Нет, не то. «Неужели красота - не лучший спутник порядочности?» И это было. А это? (зловещим голосом) «Секунда света скоротечна…» (прерывает себя) Ладно. Фигня это всё. Не то.
(ставит чайник на стоящий на сцене пенёк, сама садится на другой.
Потягивается.
В этот момент входит ЛЕНА. На её плече - полотенце)

ЛЕНА: Люба опять украла у меня крем. Всё прихорашивается, хочет показать, что она лучше, чем на самом деле.
ВАНОВА: Ну и что же? Женщине не помешает выглядеть моложе и красивей, чем другие в её годы. Вот возьми меня. Стольких детей родила - а вот…

(под музыку «Полёт шмеля» из задней кулисы выбегает множество
ДЕТЕЙ ВАНОВОЙ, пробегают по авансцене и убегают в заднюю, но другую кулису)

…а вот - смотри: другие полнеют, а я - … И волосы такие, что - дай Бог. (поправляет парик) Вот так. «Хоть пятнадцатилетнюю…» (обрывает себя) Фу ты, чёрт! А где она?
ЛЕНА: Кто?
ВАНОВА: Люба.

(из одной задней кулисы в другую проходит
ДЯТЕЛ, напевая песенку Алексея Хвостенко с тем же названием, то есть, «Дятел»)

ЛЕНА: Дятел опять что-то мастерит.
ВАНОВА: Надоел мне этот Дятел. Какую-то свою фигню на кухне поставил. Мешается там. Когда Семёныч по пьянке вчера на кухню вместо туалета зашёл, он так поцеловался с этим изобретением, что мат в другом под`езде слышен был. Что ему неймётся?
ЛЕНА: Мечта у него есть.
ВАНОВА: Мечта? (смеётся по-вороньи) Ха-ха-ха! Спятил твой Дятел! Не то время сейчас. Деньги надо зарабатывать. (задумалась) А впрочем… Вот, помню, играла я в 88-м… (обрывает себя) Неважно.
ДЯТЕЛ (высовываясь из-за кулисы): Митя, иди помоги мне машину вытащить!

(из осветительской будки вылезает МИТЯ - высокий парень с длинными волосами и маленькой бородкой, в тельняшке. Бежит через зал и сцену в ту кулису, откуда высунулся ДЯТЕЛ.
Через некоторое время раздаётся булькающий звук)

ВАНОВА: Опять!

(появляется ЛЮБА, у неё в руках коробочка)

ЛЕНА: Я пойду. Посмотрю, что у них там.

(уходит в ту сторону, где ДЯТЕЛ)

ЛЮБА: Вот, Кара, я тебе ещё… (пауза) купила.
ВАНОВА: Что это? (берёт коробочку, смотрит на неё) А, ну да. (начинает мазать себе из коробочки на лицо, напевает) «Льётся-льётся солнечный свет…» Теперь бы немножко пудры.

(падают мелко нарезанные бумажки)

Вот! Вот! Дело другое.

(ДЯТЕЛ проходит так же, как и в прошлый раз, но обратно, напевая то же.
С ним МИТЯ)

ЛЮБА: Ну я пойду. Мне на работу.
ВАНОВА: Иди, иди.
(ЛЮБА уходит)

Ну вот. Скучно жить на этом свете, как говорил Гоголь. (прислушивается) Где этот псих? Дятел!
ДЯТЕЛ (из-за кулис): Сейчас, Кара Ивановна!

(булькающий звук.
Со стаканом выходит МИТЯ и бежит в осветительскую будку.
ДЯТЕЛ проходит в другую кулису, напевая)

ВАНОВА (видит стоящий на пеньке чайник): Чайник. (берёт его) Пустой. (крутится, держа его в вытянутой руке) Пустой! Пустой! Эх! (бросает чайник в ту кулису, где ДЯТЕЛ) Пошёл он к чёртовой бабушке! (подходит к зеркалу) Вот и я. И что? А ничего. Ха-ха-ха! (смеётся по-вороньи) В сорок три года - и в парике. Пропади он пропадом. (снимает, остаётся с волосами - чёрными и короткими)
ГОЛОС ЛЕНЫ: Кара!
ВАНОВА: Да-да, сейчас! (быстро надевает парик, прихорашивается, бегает по сцене, ища чайник)

(входит ЛЕНА с чайником)

ЛЕНА: Вот твой чайник. Я всё хотела спросить: на что он тебе? Ты с ним всё время…
ВАНОВА (перебивая, с иронией): …как дура с писаной торбой. (посерьёзнев) Да. Он мне нужен.
ЛЕНА: Зачем?
ВАНОВА: Нужен и всё. Я же не спрашиваю, зачем тебе это полотенце.
ЛЕНА: А я и сама не знаю. Могу с ним ходить, могу без него. Надо же что-то в руках держать.
ВАНОВА: Да, мне тоже это говорили, когда мне лет четырнадцать-пятнадцать было. Хорошее было время. Я была юной, вся жизнь впереди, и казалось, что всё будет вечно, и я останусь неизменно юной. Знаешь, я тебе скажу, что…

(вбегают ДЕТИ ВАНОВОЙ под ту же музыку)

ДЕТИ: Мама, мама, иди с нами!

(окружают её, хватают за руки и уводят.
Чайник остаётся на сцене.
Мимо ЛЕНЫ по тому же пути проходит МИТЯ.
У него в руке стакан.
Смотрит за заднюю кулису, обращается к ЛЕНЕ)

МИТЯ: А где Дятел, ты не видела?
ЛЕНА: У себя был. Потом вышел. А почему его все Дятлом зовут?
МИТЯ: Потому что всё время эту песню поёт (поёт сам) «Ежли я ещё не спятил…»

(ему вторит появившийся оттуда, куда ушёл, ДЯТЕЛ.
Его карман оттопырен от чего-то цилиндрического)

ДЯТЕЛ: «Ежли я ещё не спятил…»
МИТЯ и ДЯТЕЛ вместе: «Значит, я уж не сумею
 Полюбить хороший дятел».
ЛЕНА: А что ты сейчас изобретаешь?
МИТЯ: Как положено шизам нашего рода - машину времени.
ДЯТЕЛ: Нет. Машину для исполнения желаний.
ЛЕНА: Как это?
ДЯТЕЛ: А вот так. Захочет человек чего-то, лучше всего, несбыточного - например, счастливым стать - закладывает туда своё представление о счастье, и машина ему помогает в исполнении этого желания.
ЛЕНА: А как?
ДЯТЕЛ: Этого я пока не знаю.
ЛЕНА: Значит, ты и сам сможешь счастливым стать?
ДЯТЕЛ: Я - нет.
ЛЕНА: Почему?
ДЯТЕЛ: Я не знаю, что такое счастье для меня. Я достигаю чего-то одного - мне хочется большего.
МИТЯ: Быть с Богом?
ДЯТЕЛ: Бог Сам позовёт, когда надо будет. Я имею в виду - здесь, в обыденности.
МИТЯ: Слушай, пошли ещё над машиной подумаем.
ДЯТЕЛ: Пошли. (достаёт из кармана бутылку «Джин-Тоника». Уходят)
(входит ЛЮБА с коробочкой)
ЛЮБА (обращаясь к уходящему ДЯТЛУ): Слышь, где Кара? Не видел?
ДЯТЕЛ (останавливаясь): Нет, а что?
ЛЮБА: Да я ей ещё тут помады… (видит ЛЕНУ) принесла. (садится на пенёк) Пойду поищу. (встаёт. ДЯТЕЛ уходит)
ЛЕНА: Её дети увели.
ЛЮБА: Какие дети?
ЛЕНА: Её.
ЛЮБА: У неё есть дети?
ЛЕНА: Конечно. А ты не знала?
ЛЮБА: Нет, она ничего не говорила.
ЛЕНА: Что же ты - живёшь в одной квартире с подругой и ничего о ней не знаешь?
ЛЮБА: Шучу. Знала, но забыла. Меня этот Дятел волнует.
ЛЕНА: А что такое с ним?
ЛЮБА: Сумасшедший он, что ли? Всё сидит, со своей машиной возится. Чего он хочет-то?
ЛЕНА: Хочет всех счастливыми сделать.
ЛЮБА: Ха! Счастливыми! Он бы себя сначала счастливым сделал. Вон как живёт - ест неизвестно что, всё с этим Митьком пьёт…

(по заднему плану проходят, обнявшись, МИТЯ и ДЯТЕЛ, поют всё ту же песню)

…Вот, смотри. У него даже мобильного телефона нет.
ЛЕНА: Что же он не купит?
ЛЮБА: Я его спрашивала. Говорит, «не нужен». А я полагаю, что у него просто денег не хватает. Ха! «Не нужен»! Мобильный телефон всем нужен. (звонок мобильного телефона) Ой! (в зал) Ну вот, видите?
(убегает.
Навстречу ей выходит МИТЯ, они с ЛЮБОЙ на миг встречаются взглядами.
МИТЯ убегает в осветительскую будку)

ЛЕНА: А я вот чувствую, что что-то его от нас всех отличает. (обвязывает полотенцем голову, в это время из-за кулис вылетает пустая пластмассовая бутылка из-под «Джин-Тоника». ЛЕНА идёт к ней, поднимает её) Бутылка. Почему он пьёт? Может, что-то заглушить хочет в себе? Или вокруг себя?

(падают мелко нарезанные бумажки.
ЛЕНА стоит под ними)

Надо же!.. Как будто снег. Так вот и кажется, что - как Катерина в «Грозе» - взлетела бы… В этом свете… Оставила бы их всех - эту прагматичку Любу, эту молодящуюся Кару… Они ничего не понимают. А он? Он, наверное, понимает. Все его Дятлом зовут, а он ходит, как будто не замечает. Как же его на самом-то деле зовут? Коля? Саша? Лёша? Дима? Не помню.

(из первой кулисы показывается ВАНОВА.
Она смотрит на ЛЕНУ и восхищается)

ВАНОВА (сама себе): Здорово! Прямо как я когда-то. Я когда-то тоже такой была. (снимает парик)

(ЛЕНА выпадает из забытья, оглядывается на ВАНОВУ)

ВАНОВА (себе): Она меня заметила. (быстро надевает парик. В замешательстве) Я тут чайник забыла…
ЛЕНА: Вот он, возьми. (даёт ей чайник) Посиди со мной, поговорим.
ВАНОВА: Некогда мне. (уходя, сталкивается с заметно качающимся ДЯТЛОМ. Обращается к нему) И не надоело тебе?
ДЯТЕЛ: Что?
ВАНОВА: Так жить?
ДЯТЕЛ: Нет.

(ВАНОВА обнимает ДЯТЛА за плечо, идёт с ним к авансцене)

ВАНОВА: И правильно. Не сдавайся. (спохватываясь) Однако, заболталась я. (уходит)

(ДЯТЕЛ нетвёрдыми шагами идёт в заднюю кулису)

ЛЕНА: Подожди!
(ДЯТЕЛ оборачивается)

Можно тебя попросить?
ДЯТЕЛ: Что?
ЛЕНА: Когда будешь свою машину испытывать, испытай, пожалуйста, на мне.
ДЯТЕЛ: На тебе? Но я не хочу и не могу тобой рисковать. Мало ли что случиться может?
ЛЕНА: Слушай, извини, я как-то совсем забыла - а как тебя зовут?
ДЯТЕЛ: Ну ты даёшь! После того, что было, ты не помнишь, как меня зовут?
ЛЕНА: Да нет, всё время помнила, а сейчас как-то из головы вылетело.
ДЯТЕЛ: Да какая разница, как меня зовут? «Дятел» меня зовут.
ЛЕНА: Ну всё равно… (приближается к нему) Испытай на мне, пожалуйста. Я ничего не боюсь.
ДЯТЕЛ: Ну ладно. (слегка похлопывает её по плечу из «пристройки сверху», ЛЕНА целует его в щёку. Об`ятие) Прости, мне пора.
ЛЕНА: Обещай.
ДЯТЕЛ: Ну я же сказал.

(уходит шатающейся походкой, напевая всё ту же песенку Алексея Хвостенко.
Входит ЛЮБА)

ЛЮБА: Ну что? Как дела?
ЛЕНА: Я Дятла люблю.
ЛЮБА: Дятла? Ты что, сдурела? (включает в кулисе радио, оно говорит):
РАДИО: Сегодня погода снежная.
ЛЮБА: Он же ничего не может. Он не живёт в нашем обществе, он не умеет зарабатывать. Он псих.
РАДИО: Будьте внимательны - сегодня погода снежная.
ЛЮБА: Настоящий псих. (видит лежащую бутылку) Да ещё и алкоголик. (берёт бутылку, читает) «Джин-Тоник». Если пьёт, пил бы что подороже, получше, а не эту бормотуху. (насмешливо) А-а, знаю - денег нет. Всё на свою машину времени угрохал!
ЛЕНА: Не времени, а счастья.
ЛЮБА: Ну счастья, какая разница? Долбится-долбится головой, пока мозгами не с`едет. Одно слово - Дятел. Спятил.
ЛЕНА: Да он нам всем добра хочет!
ЛЮБА: Нужно нам его добро?! Нам его добро - как блохе серебро! О себе бы позаботился.
ЛЕНА: Вот увидишь - я первая буду с ним его машину испытывать. Я знаю - мне это нужно. И тебе, и всем нам. И Каре Вановой тоже.
ЛЮБА: Да ей-то зачем? Она взрослая женщина. Это ты всё мечтаешь, а пора уже на жизнь трезво смотреть.
ЛЕНА: Я люблю его. И скоро ты всё увидишь. (уходит)
ЛЮБА (себе): Так, она определённо сдвинулась. Что ещё я там увижу? Хотела одному психовозку вызывать, а придётся двоим. Какая там у нас погода? (опять включает радио)
РАДИО: Будьте внимательны - сегодня погода снежная.

(ЛЮБА уходит)

Будьте внимательны - сегодня погода снежная.

(падают мелко нарезанные бумажки.
Из-за кулисы вылезает ДЯТЕЛ)

ДЯТЕЛ: Митя, иди помоги мне машину вытащить!
МИТЯ (из осветительской будки): Я не могу - у меня тут дело.
ДЯТЕЛ: Давай вытащим, а потом опять туда пойдёшь!
МИТЯ: Ох, ёлы-палы! Ладно, сейчас!

(МИТЯ выбегает к ДЯТЛУ.
Они вытаскивают странное сооружение, ставят его на сцене.
МИТЯ убегает в свою будку)

ДЯТЕЛ («колдуя» над машиной): Так… Это так… Это сюда… Включаем… Правда, что ли, Лену позвать? Или самому попробовать? Боюсь, как бы с ней чего не случилось. (замерев) Я ведь люблю её. (в прежнем темпе) Ладно, не буду ею рисковать. Сам попробую. Ну, дай Бог. (что-то шепчет в одну из трубок машины)

(сцена заволакивается дымом, раздаётся звук взрыва, вспыхивает ярчайший свет)

ДЯТЕЛ: Какой невероятный свет!..

(дым продолжается, второй звук взрыва, после чего на сцене - тишина и ничего нет - ни ДЯТЛА, ни машины.
Вбегает ЛЕНА)

ЛЕНА: Что случилось? Володя! Я вспомнила - Володя его зовут.

(всё поняв, садится)

Звали… Погиб… Вот он и достиг того, чего хотел. Для себя.

(в это время - сначала тихо, потом всё громче - начинает звучать та самая - совершенно дурацкая и бессмысленная песенка Алексея Хвостенко «Дятел»)

КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ


ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

ВАНОВА (выходит с пылесосом): Ох, нагрязнили-то, наснежили! С тех пор, как погиб этот Дятел, так и не убирались. Лена сказала, что уберёт, а вот - Никто на себя ответственности брать не хочет. (начинает пылесосить) Ванова не пропылесосит - никто не пропылесосит.

(входит ЛЕНА)

ЛЕНА (сама себе): Может, он меня не хотел подвергать опасности? А может… Он для себя… Освободиться хотел… Вырваться… Вот и освободился… Вырвался… Но должно быть продолжение.
ВАНОВА: Что же ты? Сказала, что уберёшь, а уже сколько месяцев не убираешь.
ЛЕНА: И почему я тогда опоздала? А он и не сказал.
ВАНОВА: Ты всё о нём? О Дятле? Ну нельзя же так. Тебе жить надо. (выключает пылесос, подходит к ЛЕНЕ) Жить тебе надо, понимаешь? Ты ведь настоящая. (снимает парик) Как он. Тьфу ты, и я туда же. (спешно надевает парик)
ЛЕНА: А я и не знала, что это у тебя парик. Хорошие у тебя волосы. (пытается снять парик с неё)
ВАНОВА: Нет, не надо! А впрочем… (отдаёт ей свой парик) Хватит мне всем врать. Надоело.
ГОЛОС ЛЮБЫ: Кара, Митя не приходил?

(ВАНОВА забирает у ЛЕНЫ парик, надевает.
Быстро входит ЛЮБА)

ЛЕНА: Я в поликлинику. Мне назначено. (уходит)
ЛЮБА: Митя, я говорю, не приходил?
ВАНОВА: Нет. Ты бы ему позвонила.
ЛЮБА: Да, на мобильный надо. (хватается за карман) А где мой-то? (ищет по карманам) Спёрли, что ли? Утром ещё здесь был. А я никуда не выходила. (смотрит туда, куда ушла ЛЕНА)
ВАНОВА: Думаешь, из наших кто? Вроде у нас все порядочные.
ЛЮБА: У Иришки, старшей твоей, спросить надо. Может, она что знает? (видит в осветительской будке МИТЮ) А, вот ты где! Иди сюда! Дело есть!

(из будки вылезает МИТЯ.
Он в пиджаке на тельняшку)

МИТЯ: Ну что ты всё «дело» да «дело»! Дай ты мне жить спокойно!
ЛЮБА (обнимая его): Дам. Дам тебе жить спокойно. Вот женишься на мне - и будешь жить спокойно. Будешь работать… Будешь зарабатывать… И всё будет спокойно. (нащупывает что-то в его кармане, достаёт оттуда кусок металла) А это что?
МИТЯ: Это? А, это от Володькиной машины.
ЛЮБА: Какой машины? Какого Володьки?
МИТЯ: Ну Дятла. Машина желаний, помнишь? Вы с Карой тогда все обломки выбросили, а один я сохранил.
ЛЮБА: Зачем?
МИТЯ: Ну… в память о друге.
ВАНОВА: Да ну вас. Пойду порепетирую. (достаёт из-за пазухи книгу, уходит, читая) «Ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала…»
ЛЮБА: Выбрось ты эту железяку. Он же был псих, ненормальный. И в этом обществе жить не мог.
МИТЯ: «В этом»? Если ты так говоришь, значит, и для тебя наше общество чужое?
ЛЮБА: Вот-вот. Он тоже к словам придирался. Ну так что - женишься на мне?

(вбегает ВАНОВА с мобильным телефоном)

ВАНОВА: Вот он, твой телефон. И не стыдно? На Иришку мою думала. А она не воровка, она порядочная девушка, на актрису учится. (залу) Может быть, и сделает то, что я не смогла? (садится на пенёк)
МИТЯ: Погоди, мне надо в будку сбегать. А ты пока ухи приготовь. Я рыбы купил.
ЛЮБА: Ничего, щей поешь, не умрёшь. А рыбу я Ленке отдам. (смеётся) Там фосфор. Ей для мозгов полезно.
МИТЯ: Так я пойду? Ну надо мне, понимаешь?
ЛЮБА: Ну ладно, в последний раз. (МИТЯ уходит) Скоро некогда будет по осветительским будкам бегать. (ВАНОВОЙ) Утром Женька Морозов звонил. Обещал его в ресторан устроить. Будет нормальным человеком.
ВАНОВА: Пить-то бросил?
ЛЮБА: Бросил. Попробовал бы не бросить. Я бы ему показала!
ВАНОВА: Не слишком ли ты его зажимаешь? Он же не твоя собственность.
ЛЮБА: Да что ты говоришь? Он будет мой! И всё! (гордо удаляется) Митя!

(входит ЛЕНА)

ВАНОВА: Ну как ты? Что в поликлинике сказали? Здорова?
ЛЕНА (счастливо): Беременна я. (видит обломок машины ДЯТЛА) А это что? От машины желаний?
ВАНОВА: Да. Митя сохранил один обломок, а Люба велела выбросить.
ЛЕНА: Люба велела…

(звук часов с кукушкой)

ВАНОВА: Обед пора готовить. (встаёт) Ой, что это у меня с ногой? (уходит, прихрамывая)

(ЛЕНА подходит к обломку)

ЛЕНА (берёт обломок): Один остался… Последний… Всё время эту машину делал, и она-то его и убила… Кусок железа… Почему именно тебя? Лучше бы меня. (прижимает обломок к себе, в это время падают мелко нарезанные бумажки) Но нет. Будет продолжение. Я продолжу жить, как ты. Ведь тело уходит, а дух-то остаётся.

(звук пылесоса. Бумажки прекращают падать.
Входит ЛЮБА с пылесосом, убирает бумажки)

ЛЮБА: Опять накидала не поймёшь чего! Митя! Где ты? Я жду! (исчезает)
МИТЯ (выходя из осветительской будки): Сейчас! Иду! (перебегает в ту кулису, куда исчезла ЛЮБА. На ходу кричит ЛЕНЕ) Лена, привет!
ЛЕНА (тихо поёт): «Ежли я ещё не спятил…»

(МИТЯ на мгновение останавливается и оборачивается, но тут же уходит к ЛЮБЕ.
ЛЕНА уходит, напевая ту же песню Хвостенко)

КОНЕЦ ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ


ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

(из первой кулисы выходит МИТЯ, снимает тельняшку, бросает её на сцену, уходит назад.
Звучит шум дождя. Выходит ВАНОВА)

ВАНОВА: Ну и погода! Угораздило же их именно сегодня свадьбу играть! И Лену сегодня из род-дома выписывают.

(опускается первая падуга*.
ВАНОВА видит тельняшку МИТИ на полу)

Что это? Митина тельняшка? Совсем цивильным стал, в чёрном костюме ходит. (вешает тельняшку на падугу) Тряпку из неё сделать, что ли?
РАДИО: Сегодня погода дождливая…
ВАНОВА: А, отстань! Без тебя вижу. Хорош прогноз - сначала дождь идёт, а потом о нём передают.
РАДИО: Будьте внимательны - сегодня погода дождливая…
ВАНОВА: Заладило как попугай! (выключает в кулисе радио) Может, зря я с режиссёром поссорилась? Он грозился с роли снять.

(выбегают ДЕТИ ВАНОВОЙ - так же, как в первом действии, но в противоположном направлении)

СТАРШАЯ ДОЧЬ ИРИНА: Мама, мама, ну как твой спектакль? (убегают)
ВАНОВА: Что это было? Ах да, мои дети. (обхватывает голову руками) Откуда они взялись?

(оттуда, куда убежали ДЕТИ, выходит МЛАДШИЙ из них, подходит к ВАНОВОЙ)

МЛАДШИЙ: Мама, а правда, что Люба Митю убила?
ВАНОВА: Что? Что ты говоришь? Убила? Убила?! (успокоившись) Ну что ты, иди. Они сегодня женятся, у них свадьба, праздник, а ты говоришь: убила. Ну иди же.
МЛАДШИЙ: Мама, а как твой спектакль?
ВАНОВА: Хорошо, хорошо. Скоро буду играть. Не волнуйся. Иди.

(из разных кулис поочерёдно выходят ДЕТИ ВАНОВОЙ, медленно окружая её)

ДЕТИ (по очереди): - Мама, а как твой спектакль?
- Мама, а ведь дядя Федя тебя сам в спектакль пригласил.
- А ты с ним поссорилась.
ИРИНА: Мама, спасибо тебе за то, что ты меня в театр влюбила. Я обязательно играть буду. И всё, что ты не сделала, сделаю.
МЛАДШИЙ: Мама, а правда, что Люба Митю убила?
ОСТАЛЬНЫЕ (как эхо): Убила… Убила…

(раздаётся звонок, ДЕТИ выстраиваются в ряд и убегают)

ВАНОВА: Кто там? Войдите!

(входят: МИТЯ - в пиджаке, брюках и белой рубашке с галстуком - и ЛЮБА - в повседневной одежде, только на голове - что-то наподобие фаты)

ЛЮБА: Ну и погода! Кошмар. Дождь льёт, как из ведра.
МИТЯ: А ты, я гляжу, уже всё приготовила.

*Словом «падуга» здесь называется то, что обычно в театрах называется штанкетом.


ВАНОВА: Да, только нужно стол поставить.
(выносят втроём из кулисы стол, стулья)

МИТЯ (видит тельняшку): А это что?
ВАНОВА: Как что? Твоя тельняшка.
МИТЯ: Знак глупой молодости. Хорошо, что она кончилась.
ЛЮБА: Мы из неё тряпку сделаем. (хочет взять тельняшку, падуга в это время поднимается)

(слышится стук за сценой)

МИТЯ: Что это?
ВАНОВА: А, это Семёныч что-то строит.
ЛЮБА: Как, и он что-то начал строить? Как этот придурочный Дятел?
ВАНОВА: Нет, ну что ты! Он шкаф ремонтирует.
ЛЮБА: Дурак этот Дятел был. Долбился своей головой в каменную стену, думал - пробьёт. Для других старался, а для себя ничего сделать не смог.
МИТЯ: Давайте не будем о нём. У нас, в конце концов сегодня свадьба.
ЛЮБА: Отметим её втроём - в узком семейном кругу.
ВАНОВА: За вас. Счастья вам. Надеюсь, что вы будете счастливы.
МИТЯ: Не надо про счастье. Это мне всё время Дятла напоминает.
ЛЮБА: Ладно, расслабься. Забудь. Был псих - и нет его.
ВАНОВА: Лена сегодня из род-дома выписывается. Кто бы поехал, встретил.
МИТЯ: Давай я поеду. Где ключи от твоей… от нашей машины?
ЛЮБА: Ты что, водить умеешь?
МИТЯ: Э-э… Ну ладно, я думаю, дойдёт.

(из кулисы выходит МЛАДШИЙ ИЗ ДЕТЕЙ ВАНОВОЙ)

МЛАДШИЙ: Мама, а правда, что Люба Митю убила?

(МЛАДШИЙ исчезает туда, откуда вышел)

МИТЯ: От кого же всё-таки у неё ребёнок?
ВАНОВА: Она так и не говорила.
МИТЯ: Может, Дятла? Время позволяет.
ЛЮБА (смеётся): Да ты что? Он наверняка ничего не мог. Он же был алкоголик и псих.

(звучит фрагмент - откуда-то с середины - песня Хвостенко «Дятел»)

ЛЮБА: Откуда это?
ВАНОВА: Иришка, наверное. Она же теперь в этой комнате живёт.
ЛЮБА (кричит): Ирка, выключи этот бред! Лучше иди к нам!
ГОЛОС ИРИНЫ: Я лучше буду к экзаменам готовиться.

(песня прекращается, ИРИНА начинает читать: «Люди, львы, орлы и куропатки…», постепенно стихая)

ЛЮБА: Хорошо. Спокойно. Никто не мешает. Хорошо, когда никто не мешает.

(входит ЛЕНА, промокшая, но весёлая.
Она держит на руках новорождённого ребёнка и поёт что-то на манер колыбельной)

ЛЮБА: Родила?
ЛЕНА: Как видишь. 50 сантиметров. Вес - три двести.
МИТЯ: Теперь-то ты можешь сказать, кто отец?
ЛЕНА: Могу. Володя отец.
ЛЮБА: Какой Володя?
ЛЕНА: Ну которого вы Дятлом зовёте. Незадолго до гибели… Тогда…

(пауза.
Немая сцена.
ЛЮБА поперхнулась, МИТЯ похлопал её по спине)

А что? Теперь я счастлива. Он меня без всякой машины счастливым сделал.

(выходит вперёд)

Это его продолжение. Говорила я, что тело уходит, а дух остаётся. Так вот он, дух. (достаёт из первой кулисы обломок машины ДЯТЛА, кладёт ребёнка на него, показывает его залу) Вот он, дух, продолжение Володи, который стремился жить для других, помогать людям.

(во время этого монолога остальные персонажи исчезают, она остаётся, освещаемая, на первом плане)

Но неужели и ему придётся так же биться о глухую стену равнодушия, чувствовать своё бессилие и заливать его выпивкой? И над ним так же будут насмехаться, как над Володей? Но нет, малыш, я не дам тебя в обиду. Ты видишь, ты чувствуешь, ты всё понимаешь. Я с тобой. Рядом с тобой всегда будут люди, которые тебя понимают, верят тебе и принимают.

(сверху зажигается свет.
ЛЕНА поворачивается на него)

Что это? Откуда этот свет? А-а, знаю! Значит, есть надежда? (кричит в осветительскую будку) Ну скажи, осветитель, есть надежда?

КОНЕЦ

Декабрь 2002 - сентябрь 2005 г.