Общество Золотой Розы

Александр Туляков
ОБЩЕСТВО ЗОЛОТОЙ РОЗЫ
Посвящается Магритт Валентиновне Лавровой.

Эта история произошла в маленьком городке в одной из далёких стран. Я не знаю, как назывался тот городок, да это и не нужно - знаю только, что был он красив, в нём было много деревьев и на всех улицах стояли старые дома с покатыми крышами и решётчатыми окнами.
В городе жил сапожник, звали его Вольфар. С утра до вечера сидел он в своей мастерской, шил сапоги, прибивал каблуки, а чтобы работа шла быстрее, пел. Песен он знал много и пел хорошо, и поэтому многие жители часто приходили к его мастерской не потому, что у них прохудился сапог или ещё что-то случилось, а просто послушать Вольфара. Он не был волшебником, хотя в тех краях они и встречались, но от его пения всем становилось лучше - старики молодели, больные выздоравливали, а девушки казались ещё красивее. Часто они окружали мастерскую и кричали в окно:
-Эй, Вольфар, выходи к нам, мы ждём тебя!
Все девушки в том городе были красивыми, но одну Вольфар считал красивее всех. Звали её Мителла. Он был влюблён в неё, да и ей нравился молодой сапожник. Часто по вечерам они гуляли вдвоём по улицам города и казалось, что ничего вокруг них не было - они видели только друг друга. Когда Мителла улыбалась, то казалось, что Вольфар расцветал, а когда улыбался Вольфар, длинные светлые волосы Мителлы светились на ночной улице.
-Скажи, ты женишься на мне? - спросила однажды Мителла.
-Конечно,- ответил Вольфар,- но сначала я хотел бы сделать тебе подарок, которого нет ни у кого.
-Какой же? - спросила Мителла.
-Я пока не знаю. Но сегодня ночь святого Амброзия. Всё, о чём подумаешь в эту ночь, обязательно приснится. Вот и я хочу, чтобы мне приснился такой подарок для тебя, которого ни у кого нет.
-А потом?
-Потом я пойду его искать. И найду, обязательно. Я обещаю тебе.
-А может, и не надо никаких подарков? Я ведь люблю тебя просто так.
-Не беспокойся, любимая. Всё будет в порядке.
Наутро Мителла, придя к Вольфару, увидела, что тот собирает узелок. Увидев свою невесту, сапожник воскликнул:
-Здравствуй, Мителла. Я видел. Сегодня во сне я увидел золотую розу. Это особенная роза. Она вместе с другими такими же растёт в далёком саду, и много людей их охраняют, поливают, ухаживают за ними. И я ухожу. Я добуду эту розу, принесу её тебе, и тогда мы поженимся.
Не хотелось Мителле отпускать своего возлюбленного, но такой уж он был - если что пообещает, обязательно должен сделать.
-Ты только возвращайся,- сказала она. - Смотри, это полотенце я разрываю пополам. Одну половину возьми ты, другая будет у меня. Оно не простое: мне его подарила одна знакомая волшебница. Если с кем-то из нас случится беда, другой сразу об этом узнает.
-Я вернусь,- пообещал Вольфар. - Добуду золотую розу и вернусь. Жди меня.
-Обязательно буду ждать.
Вольфар положил полотенце в узелок, поцеловал любимую и пошёл. Долго он шёл, а когда уставал, начинал петь. И опять, как и в городе, происходили чудеса: даже самый тёмный лес озарялся светом, звери прибегали послушать чудесного певца, грибы и ягоды появлялись вокруг, а усталость сразу исчезала. Вольфар обедал и опять пускался в путь.
Много дней шёл сапожник и оказался в большом лесу. Вдруг слышит - шум впереди. Видит - это ведьма в старой ступе летит - волосы по ветру развеваются, во рту трубка длинная.
-Ты кто такой? - спрашивает.
-Здравствуй, бабушка,- ответил Вольфар. - Я бедный сапожник, хожу по свету, подарок для любимой ищу. Ты-то кто такая будешь?
-Я ведьма Крысильда, Бабе-Яге родная сестра, а леса этого хозяйка. Не боишься меня?
-А что мне тебя бояться? Хоть ты и Крысильда, а по глазам твоим вижу - не злая ты. Вон как глаза-то светятся - будто ангелы в них сидят. Только ты этих ангелов глубоко спрятала, выхода им не даёшь - вот и кажешься злой. Давай-ка лучше, бабушка ведьма, посидим да трубочку выкурим - дело у меня к тебе есть.
-Правду говоришь,- отвечает Крысильда. - Меня ведь моя сестра сглазила. Раньше-то я не такой была. Садись ко мне в ступу.
Сел Вольфар в ступу к ведьме и полетели они по лесу быстрее ветра. Прилетели на поляну - там дом стоит. Вошли они в этот дом и сидят, разговаривают.
-Что же ты, сапожник, ищешь? - спросила Крысильда.
-А вот что,- ответил Вольфар. - Видел я во сне золотую розу и поклялся, что добуду её и подарю своей невесте. Только где эта роза растёт - не знаю. Знаю только, что в каком-то саду.
-Не знаю я такого,- отвечает Крысильда. - Я хоть и колдунья, а тоже не всемогущая. Ничем тебе помочь не смогу.
-Я знаю, где это,- ответил старый ворон, который сидел рядом. - Долго до этого сада идти, да и возьмёшь ли ты эту розу - неизвестно. Слышал я, что розы эти не простые, а вот что в них особенного - этого я не знаю. До Чёрного дома три месяца идти, в нём сестра нашей хозяйки живёт, а оттуда - ещё столько же. Только мало кто этот Чёрный дом мимо проходил - не выпускает Яга оттуда путников. Только смелый и добрый может выбраться.
-Спасибо тебе, ворон,- ответил Вольфар. - Знаю я теперь, где искать золотую розу.
-А за то, что помог мне добро в себе найти,- говорит Крысильда,- возьми эту волшебную дудочку. Если трудно придётся, она поможет.
-Спасибо тебе, Крысильда,- ответил Вольфар. - Пусть твой лес всегда цветёт и зеленеет на радость людям.
Положил Вольфар волшебную дудочку за пазуху и дальше пошёл. Долго шёл, много лесов и городов видел. Дошёл наконец и до Чёрного дома Яги. Хочет стороной его обойти, а не может - что-то его прямо в дом тянет. Вдруг вихрь поднялся, закружил сапожника, и видит он - не у Чёрного дома он стоит, а сидит в подземелье, а рядом с ним Яга. Встал Вольфар, поклонился ей - хоть и ведьма, а всё-таки пожилая женщина.
-Ты зачем свою сестру сглазила, злой сделала? - спросил Вольфар.
Не ответила Яга, повернулась и ушла, и дверь за собой закрыла.
«Что же делать-то? - подумал Вольфар. - Не найти мне теперь золотой розы. Вот беда. Дай-ка хоть на дудочке поиграю - может, легче станет».
Только заиграл он на дудочке, как опять вихрь возник и вынес Вольфара из подземелья. Стоит он и видит: Чёрный дом рассыпается, а камни, только земли касаясь, сразу исчезают. Вот уж и нет дома, одна Яга на его месте стоит.
-Как же это ты,- говорит Яга,- смог у моей сестры дудочку взять? Неужели расколдовал её?
-Расколдовал, бабушка, расколдовал,- отвечает Вольфар.
-Какой же ты такой великой силой владеешь, что даже меня победить смог? - спрашивает Яга.
-Добром, бабушка. Добро всегда побеждает.
И пошёл Вольфар дальше. Долго шёл. Вдруг слышит - звон сильный. Видит - карета показалась, а в ней человек сидит - толстый, богатый, довольный. Остановилась карета, человек вышел и подошёл к Вольфару.
-Ты почему не кланяешься? - спросил он. - Я самый богатый человек в этом городе и мне все кланяются. Видишь у меня эту розу на шапке? Эта роза помогла мне добиться богатства, успеха, счастья.
И действительно, Вольфар увидел, что на шапке у человека приколота золотая роза - такая же, как он видел во сне.
-Где ты взял эту розу? - спросил он.
-Украл в саду,- ответил человек. - Там много их, но за ними следят, не подарят и не продадут. Я хотел когда-то подарить её своей невесте, но они не дали. Пришлось украсть. А как только украл да себе взял, тут у меня и торговля на лад пошла. Хочешь, продам её тебе. Может быть, таким же, как я, будешь.
-Нет,- сказал Вольфар. - Не хочу я быть таким, как ты. Вижу я - плохой ты человек. Я сам найду золотую розу и не сделаю как ты.
-Да как ты смеешь,- рассердился человек,- меня, Вольфара Мэлоуна, плохим называть? Прикажу полицейским - они тебя в тюрьму посадят!
Он хлестнул плёткой кучера, кучер хлестнул коней, и карета умчалась дальше.
А сапожник Вольфар задумался: этого торговца зовут так же, как и его. И точно так же он хотел подарить своей невесте золотую розу, но взял её себе и превратился в злого, жадного и властного торговца. И он считает своё положение счастьем и говорит, что он счастливый человек.
Так шёл Вольфар, задумавшись, по городу и увидел за высокой стеной сад, в котором росли золотые розы. Вот оно - то, к чему он стремился долгие месяцы, то, что явилось ему однажды во вне и уже не покидало его мыслей. Вот он, сад золотых роз. Нужно только перебраться через стену, сорвать одну розу и скорее в родной город, к прекрасной Мителле.
-Кто ты и что здесь делаешь? - услышал он голос рядом. Он обернулся и увидел стражника.
-Я сапожник Вольфар,- сказал Вольфар. - Пришёл издалека. Однажды я пообещал подарить своей невесте то, что мне приснится в ночь святого Амброзия. А приснилась мне золотая роза - такая же, какие растут у вас в саду. Я поклялся, что найду эту розу, где бы она ни была. И вот, наконец, я её нашёл.
-Мы никому не даём этих роз,- ответил стражник. - Эти розы приносят только несчастье и поэтому наша задача - следить, чтобы они не попали ни к кому в руки. Каждый, кто коснётся этой розы, убивает в себе всё добро и становится злым, жадным, завистливым. Но и уничтожить эти розы мы тоже не можем. Их вырастил злой волшебник и хотел рассадить по всему миру. Но мы унесли их у него и посадили здесь. Мы - Общество Золотой Розы, мы охраняем мир от козней волшебника и не можем допустить, чтобы зла в мире стало больше.
-Но я же обещал! Как же я могу вернуться домой без розы? - воскликнул Вольфар.
-Ты видел торговца, у которого такая роза была приколота к шапке? - продолжал стражник. - Однажды он обманул нас и украл розу. Если бы розы коснулся ты, ты тоже стал бы таким, как он. Поэтому лучше отправляйся домой, как бы не случилась беда.
-Беда? - переспросил Вольфар. - Какая беда?
-Посмотри на своё полотенце,- сказал стражник.
Вольфар достал полотенце, которое дала ему Мителла. Оно было тёмным.
«Если с кем-то из нас случится беда, другой сразу же об этом узнает,»- вспомнил он слова невесты.
-Мне нужно скорее попасть в родной город,- сказал он,- но как? Ведь сюда я шёл почти год.
-Нет ничего проще,- ответил стражник. - Дай-ка мне волшебную дудочку старушки Крысильды.
Вольфар дал ему дудочку. Стражник поднёс её к губам и заиграл. И в ту же минуту Вольфар увидел, что стоит в родном городе у дома Мителлы.
-Мителла! - крикнул он. - Я вернулся!
Но Мителла не ответила. Несколько раз позвал он свою невесту, но её не было. Тут из дома вышла соседка.
-Долго же ты ходил, сапожник,- сказала она. - В церкви твоя Мителла. Пока ты искал свою розу, родители обручили её с мэром города. Сегодня они венчаются.
Вольфар бросился к церкви и увидел, как под руку с мэром города туда входит его невеста Мителла. Дух перехватило у молодого сапожника.
-Мителла! - крикнул он.
Процессия остановилась, все обернулись на крик. Услышала и невеста.
-Вольфар! - крикнула она. - Ты вернулся! - И выбежала из свадебной процессии, побежала к Вольфару, и вместе они бежали до тех пор, пока не оказались за городом.
-Не нужна мне никакая роза,- сказала Мителла,- мне нужен только ты.
-В этом городе мы уже жить не сможем,- сказал Вольфар. - Мэр не даст жить ни тебе, ни мне. Давай пойдём в соседний город, поженимся и будем жить там.
И они пошли. В соседнем городе Вольфар опять открыл сапожную мастерскую, а Мителла стала торговать рыбой. Каждый день она ходила по улицам и кричала: «Свежая рыба! Живые улитки!», а Вольфар сидел в своей мастерской и работал, напевая, как раньше. И так же, как раньше, со всех окрестных улиц сходились люди, чтобы послушать прекрасное пение молодого сапожника. И опять старики молодели, больные выздоравливали, а цветы на окнах домов росли быстрее.
У Вольфара и Мителлы родилась дочь Молли, которая была так прекрасна, что все называли её «прелестная Молли». Однажды её увидел добрый старый волшебник-поэт с седой бородой и сочинил про неё песню, которую очень полюбили в этом городе. И эту историю он мне рассказал, а я уже рассказываю вам.

27 октября 2005 г.