Парвус

Валентина Томашевская
Читала в прессе статьи, в которых говорится о том, что я революция 1917 финансировалась немцами, Парвусом.

Его статьями зачитываются молодые русские марксисты. Владимир Ульянов в письме из сибирской ссылки просит мать присылать ему копии всех статей Парвуса. Из дружбы с русскими марксистами родилась «Искра» ( первый номер газеты вышел в Лейпциге к 11 (24) декабря 1900 года.  До 1902 года газета издавалась ежемесячно, а с 1902 — каждые две недели. Тираж составлял около 8 тысяч. В апреле 1902 года, после того как германское правительство запретило издавать газету на своей территории, редакция переехала из Мюнхена в Лондон, а в 1903 году в Женеву ), которая со второго номера начала печататься в типографии, устроенной на квартире Парвуса в Мюнхене. Квартира стала местом встреч революционеров, особенно Парвус сблизился с Троцким. По существу, именно Парвус выдвинул тезис «перманентной революции».

Парвус - псевдоним известного немецкого и русского писателя и политического деятеля, социал-демократа. По происхождению русский еврей, Парвус родился в конце 1860 годов, в молодости участвовал в революционном движении в России, около 1890 г. эмигрировал из России, поселился в Германии и принял деятельное участие в социал-демократической журналистике, в особенности в журнале "Neue Zeit". В 1897 г. он сделался редактором дрезденской газеты "Sachsische Arbeiter Zeitung", которая за время его редакторства резкостью своего тона вызывала сильное недовольство не только среди правых элементов социал-демократии, но даже среди левых; на партейтаге в Штутгарте, в 1898 г., Бебель упрекал Парвуса за грубость языка и за личный характер полемики. Одно из крупных произведений первого периода его работы появилось в русском переводе под заглавием: "Мировой рынок и сельскохозяйственный кризис" (СПб., 1897); Парвус доказывает, что в настоящее время весь мир в экономическом отношении составляет один тесно сросшийся организм и что экономические условия отдельных стран все более и более определяются зависимостью от мирового рынка, игрушкой которого становится политика государств; буржуазия каждой отдельной страны оказывается все менее и менее в состоянии управлять своей собственной судьбой. В 1898 г. Парвус был выслан из Саксонии и поселился в Мюнхене. В 1900 г. Парвус вместе с доктором Леманом совершил поездку по России, результатом которой явилась книга "Das hungernde Russland", в которой предсказывалась близость революции. В конце 1905 г. Парвус вернулся в Россию, принял деятельное участие в газете меньшевиков "Начало" и в агитации социал-демократической партии и выпустил брошюру: "Настоящее политическое положение и виды будущего" (СПб., без года), в которой, между прочим, заявил, что понимает социал-демократию в ее западноевропейском смысле и, следовательно, включает в нее и социал-революционеров. В марте 1906 г. Парвус арестован ...
Версия статьи из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.).

http://www.rulex.ru/01160611.htm

Когда в октябре 1905 г. вспыхнула Первая русская революция, Парвус приехал в Петербург и здесь вместе с Троцким вошел в Исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, развив бурную революционную деятельность. "Для нас революция была стихией, хоть и очень мятежной,-писал об этом времени Троцкий.- Всему находился свой час и свое место. Некоторые успевали еще жить и личной жизнью, влюбляться, заводить новые знакомства и даже посещать революционные театры. Парвусу так понравилась новая сатирическая пьеса, что он сразу закупил 50 билетов для друзей на следующее представление. Нужно пояснить, что он получил накануне гонорар за свои книги. При аресте Парвуса у него в кармане нашли пятьдесят театральных билетов. Жандармы долго бились над этой революционной загадкой. Они не знали, что Парвус все делал с размахом". (Lehmann С. u. Parvus. Das hungernde Russland. Stuttgart, 1900 с. 178)

За организацию революционных выступлений в России Парвус был осужден и приговорен к ссылке на поселение в Туруханск. По дороге, в Енисейске, Парвус напоил до полусмерти конвой и сбежал сперва в Петербург, потом в Германию (осень 1906 г.). Написанная по итогам его пребывания в России книга «В русской Бастилии во время революции»(1907) стала бестселлером и на какое-то время превратила Парвуса в культовую фигуру.

В Германии с ним произошла забавная, почти анекдотическая история,
к которой невольно имел отношение М.Горький. Вот что рассказывает в очерке "В.И.Ленин" сам пролетарский писатель: "К немецкой партии у меня было "щекотливое" дело: видный ее член, впоследствии весьма известный Парвус, имел от "Знания" (издательства. - И. Фроянов) доверенность на сбор гонорара с театров за пьесу "На дне". Он получил эту доверенность в 902 году в Севастополе, на вокзале, приехав туда нелегально. Собранные им деньги распределялись так: 20% со всей суммы получал он, остальное делилось так: четверть-мне, три четверти в кассу с.-д. партии. Парвус это условие, конечно, знал и оно даже восхищало его. За четыре года пьеса обошла все театры Германии, в одном только Берлине была поставлена свыше 500 раз, у Парвуса собралось, кажется, 100 тысяч марок. Но вместо денег он прислал в "Знание" К. П. Пятницкому письмо, в котором добродушно сообщил, что все эти деньги он потратил на путешествие с одной барышней по Италии. Так как это, наверно, очень приятное путешествие, лично меня касалось только на четверть, то счел себе вправе указать ЦК немецкой партии на остальные три четверти его. Указал через И. П. Ладыжникова. ЦК отнесся к путешествию Парвуса равнодушно. Позднее я слышал, что Парвуса лишили каких-то партийных чинов,-говоря по совести, я предпочел бы, чтоб ему надрали уши. Еще позднее мне в Париже показали весьма красивую девицу или даму, сообщив, что это с нею путешествовал Парвус. "Дорогая моя, - подумалось мне,-дорогая"". (Горький М. Полн. собр. соч. Художств. произв. В 25 т. М., 1974. Т.20. С. 10-11.)

В электронной версии журнала «Отечественные записки». Журнал для медленного чтения
нашла эссе:
Сергей Земляной «РОДИНА И РЕВОЛЮЦИЯ ПО СХОДНОЙ ЦЕНЕ»
Из жизни
Израиля-Александра Гельфанда-Парвуса.

...Фюрстенберг-Ганецкий и Воровский требовали от Парвуса, чтобы он под присягой подтвердил, что не передавал деньги большевикам ни через них, ни через кого-либо другого. От присяги Парвус благоразумно ушел, а в брошюре «Мой ответ Керенскому и компании» (опубликована брошюра 8 августа 1917 года была) написал: «Я всегда, всеми имеющимися в моем распоряжении средствами поддерживал и буду поддерживать российское социалистическое революционное движение. Скажите, вы, безумцы, почему вас беспокоит, давал ли я деньги Ленину? Ни Ленин, ни другие большевики, чьи имена вы называете, никогда не просили и не получали от меня никаких денег ни в виде займа, ни в подарок. Но и им, и многим другим я давал нечто большее, чем деньги или динамит. Я был одним из тех людей, кто наделил духовной пищей революционное самосознание российского пролетариата, которое вы теперь тщетно пытаетесь разрушить».

Вот какие выводы делает автор:
«На что рассчитывал Парвус? На благодарность Ленина и большевиков за оказанные им услуги? Благодарными бывают за помощь только слабые. Сильные забывают о благодарности точно так же, как о благодетелях. Парвус был неудобен Ленину и большевикам, которые в 1917 году входили в силу. И они пренебрегли Парвусом. Этого он не смог пережить. Если его пестрая и многослойная жизнь и имела какой-то смысл, то он был безвозвратно утрачен. Мавр мог уходить. И он ушел 12 декабря 1924 года, правда, пережив своего провиденциального собеседника и врага Ленина на год. Без малого».

http://www.strana-oz.ru/?numid=10&article=53

Вот что о Парвусе пишет Троцкий: "Парвус был, несомненно, выдающейся марксистской фигурой конца прошлого и самого начала нынешнего столетия. Он свободно владел методом Маркса, глядел широко, следил за всем существенным на мировой арене, что при выдающейся смелости мысли и мужественном, мускулистом стиле делало его поистине замечательным писателем. Его старые работы приблизили меня к вопросам социальной революции, окончательно превратив для меня завоевание власти пролетариатом из астрономической "конечной" цели в практическую задачу нашего времени. Тем не менее в Парвусе всегда было что-то сумасбродное и ненадежное. Помимо всего прочего этот революционер был одержим совершенно неожиданной мечтой: разбогатеть. И эту мечту он в те годы тоже связывал со своей социально-революционной концепцией". (Троцкий Лев. Моя жизнь. Опыт автобиографии. С. 168 ) По поводу участия Парвуса в революции 1905 г. Троцкий замечает: "Несмотря на инициативность и изобретательность его мысли, он совершенно не обнаружил качеств вождя".

По Солженицыну, Парвус "когда-то нищий, как все социал-демократы, и поехавший в Турцию стачки устраивать ... откровенно теперь писал, что богат, сколько ему надо (по доходившим слухам-сказочно), пришло время обогатиться и партии. Он хорошо писал: для того, чтобы верней всего свергнуть капитализм, надо самим стать капиталистами. Социалисты должны прежде стать капиталистами. Социалисты смеялись, Роза, Клара и Либкнехт выразили Парвусу свое презрение. Но может быть поторопились. Против реальной денежной силы Парвуса насмешки вяли". (Солженицын А. Ленин в Цюрихе. С. 15.) Солженицын изображает Парвуса противоречивой личностью: "Отчаянный революционер, не дрожала рука разваливать империи-и страстный торговец, дрожала рука, отсчитыбая деньги. Ходил в обуви рваной, протертых брюках, но еще в Мюнхене 901-м году твердил Ленину: надо разбогатеть! деньги-это величайшая сила...»

Литературный "золотоискатель" И. Бунич изображает Парвуса "международным авантюристом" крупного масштаба. Он ставит Гельфанда выше Ленина, поскольку первый был "наставником и учителем" второго. (Бунич И. Золото партии. С.31) И вот этот "международный авантюрист" завязывает тесные отношения "со всемирным клубом международных банков", сам основывает "банки и торговые предприятия, ворочая гигантскими суммами". (Бунич И. Золото партии. С.33,34 ) Как ему это удалось, с чьей помощью он стал своим человеком во "всемирном клубе международных банков", Бунич не разъясняет. Поэтому Парвус выступает у него как герой-одиночка, феномен которого может вызвать лишь удивление.
По словам А. С. Каца, "личность Парвуса весьма интересна, загадочна и достойна изучения, как и личность Ленина. Особенно в связи с его тайным влиянием на развитие революционной драмы". (Кац А.С. Евреи. Христианство. Россия. С. 255.) Парвус и Ленин-"великие люди". (Кац А.С. Евреи. Христианство. Россия. С. 255.) Что касается непосредственно Парвуса, то "это был коммерциально одаренный революционер, философски мыслящий коммерсант, политик, русско-немецкий социал-демократ, идеолог, пророй, журналист, издатель и любитель сладкой жизни" (Кац А.С. Евреи. Христианство. Россия. С. 255.)
Таковы некоторые суждения о Парвусе историков, писателей и политических деятелей. Многое в этих суждениях нам представляется недостаточным. Нельзя простодушно воспринимать Парвуса как платного германского агента. Он был куда более самостоятельным и значительным, чем простой агент. Нельзя также рассматривать его как авантюрную сверхличность, действующую в одиночку, на свой страх и риск, по сугубо собственной инициативе. Подобный взгляд по меньшей мере наивен.

Фрагмент из кн.: И.Я.Фроянов Октябрь семнадцатого. С-Пб, 1997

 После смерти Парвуса не осталось никаких бумаг, исчезло все его состояние. А брошенные им сыновья от первых двух жен стали крупными советскими дипломатами: один работал в посольстве СССР в Италии (потом исчез), второй был ближайшим сотрудником Максима ЛИТВИНОВА, попал в лагерь и оставил интересные мемуары.
(Источник — журнал «Спутник», №10, 1997.)

Александр Львович Парвус (настоящее имя Изра;иль Ла;заревич Ге;льфанд; 27 августа 1867, Березино, Минская губерния — 12 декабря 1924, Берлин)

http://www.hronos.km.ru/biograf/parvus.html