Магистр авантюры. Глава 6

Александр Дмитровский
Глава 6. Дело об ожерелье королевы. Проклятие Калиостро.

 … 30 января 1785 года великий маг появился в Париже. В это время французская столица бредила «животным магнетизмом», слава знаменитого врача-афериста Месмера достигла апогея, ловкий австриец обещал посредством неслыханного доселе магнетизма изменять состояние организма и излечивать болезни. Калиостро же решил заняться вызыванием духов. И вскоре падкие до новизны парижане были покорены "божественным" Калиостро. Сам Людовик XVI издал указ, согласно которому посмевший нанести обиду или оскорбление Великому копту обвинялся в оскорблении самого королевского величества … Граф быстро стал самым модным иностранцем во французской столице…
Париж конца XVIII века был колыбелью научного рационализма, истинной столицей европейского Просвещения. Но именно в этом царстве разума нашли себе прибежище шарлатаны всех мастей. Как ни странно, успехи естественных наук сильно способствовали увлечению оккультизмом и разнообразными проявлениями иррационального. Как писал тогда Мирабо – «границы возможного сильно расширились и реальное уже не всегда кажется правдоподобным».
А чуть позже разразился грандиозный скандал, связанный с ожерельем французской королевы. Я бы ничуть не удивился, узнав о том, что другой Александр, Дюма-отец, через полвека эту историю положил в основу похождений знаменитых трёх мушкетёров во Франции и в Англии за подвесками королевы, её любви к лорду Бэкингему, о кознях кардинала и проделках очаровательной миледи. Только благородный д”Артаньян и его сотоварищи были не очень изобретательны, прямо скажем – прямолинейны, как их шпаги, и все проблемы решавшие с помощью грубой силы. Куда им до другого Александра, графа Калиостро, менее благородного, чем упомянутые господа мушкетёры, зато фантастически изобретательного и блистательного авантюриста, без которого этот скандал не был бы полным и таким изящным…

История с ожерельем королевы - это одна из самых запутанных детективных загадок прошлого. Началась она больше чем за десять лет до прибытия Калиостро в Париж. В 1772 году Людовик XV решил преподнести своей фаворитке мадам Дюбарри ожерелье невероятной ценности, состоящее из 629 бриллиантов чистой воды. Он заказал это чудо придворным ювелирам Бемеру и Бассанжу, и спустя два года украшение было готово. Но Людовик XV не смог получить свой заказ, потому что скоропостижно скончался. Новая правящая чета - Людовик XVI и Мария Антуанетта - выкупать ожерелье не стали. Мария Антуанетта была поражена его великолепием, но сочла несколько вульгарным. А Людовик XVI предпочел на те же деньги приобрести несколько военных кораблей…
Французский кардинал, герцог де Роган, был в состоянии сильной задумчивости. Он никак не мог решить для себя, как ему быть … некая дама (видимо, столь же склонная к интригам, как и миледи из «Трех мушкетеров») сообщила герцогу, что королева испытывает к нему тайное чувство. В доказательство де Рогану была устроена встреча в Версале с женщиной, похожей на Марию Антуанетту. Кардиналу было даже дозволено приложиться к руке «королевы», а в подтверждение своего сердечного расположения он должен был согласиться выступить посредником в покупке ожерелья…
Загадочная дама - графиня де Ламотт - оказалась очень близкой знакомой графа Калиостро. Сам кардинал был натурой впечатлительной и увлекающейся, знаменитый маг и кудесник был для него божеством. Карета прибыла наконец к особняку Калиостро, на улицу Сен-Дени, граф ожидал гостя на первом этаже роскошного особняка:
 - Что-то вы невеселы, друг мой, и задумчивы … - приятным голосом произнёс хозяин, проявляя заботу о душевном состоянии всесильного кардинала – Уж не случилось ли что-нибудь неприятное с вами?!
 - Скорее наоборот, любезный граф, приятное и вот это-то меня сильно беспокоит – засмеялся де Роган.
 - Тогда мне понятно ваше беспокойство, милейший кардинал. Вы просто влюблены! – теперь уже задумался, казалось, Калиостро – Я даже догадываюсь, кто ваша пассия …
 - Давайте обойдемся без имён, граф, ваши таланты известны всему Парижу. Я и прибыл к вам за советом – кардинал посмотрел на мага с надеждой. Тот был по-прежнему задумчив и поглощён в себя, простому смертному мысли чародея были недоступны … Первым воцарившуюся тишину нарушил сам хозяин:
 - Вам я не могу отказать в просьбе, пойдемте со мной, монсеньор, заглянем в ваше ближайшее будущее – граф Калиостро встал и жестом поманил гостя за собой. Глухая ночь была таинственна, узнать о своём будущем было страшновато, кардинал внутренне поёжился, но последовал за хозяином в большую комнату, в которой царил полумрак и пахло чем-то неизвестным , так одуряющее приятно …
И вот Бемер и Бассанж, едва избежавшие разорения из-за этого ожерелья, для которого все камни были закуплены в кредит, получили письмо от кардинала герцога де Рогана. Кардинал сообщил им, что Мария Антуанетта решила все-таки выкупить бриллианты в рассрочку, но хочет сделать это втайне от короля, и потому прибегла к посредничеству Рогана. Кардинал предоставил ювелирам гарантийное письмо, подписанное королевой, и лично забрал ожерелье.
После того, как кардинал передал ожерелье графине де Ламотт для Марии Антуанетты, муж графини спешно отбыл в Лондон, где впоследствии всплыли некоторые камни из знаменитого украшения. Когда срок первого платежа прошел, ювелиры решились напомнить королеве о долге. Но Ее Величество высказала недоумение, а затем и негодование. Поручительное письмо оказалось подделкой, а ожерелье бесследно исчезло. Ничего не знал о судьбе ожерелья и герцог де Роган.
 Графиня де Ламотт зачем-то задержалась в Париже, была арестована и на допросе объявила, что авторство всей интриги целиком принадлежало графу Калиостро.
21 августа 1785 года Париж был поражен известием о том, что граф Калиостро арестован и заточен в Бастилию. Все его бальзамы и «эликсиры молодости» были арестованы, а бумаги опечатаны. Целых 6 месяцев он просидел в одиночной камере без допроса. Жену Калиостро, Лоренцу, также упекли в тюрьму.

 Вскоре состоялся суд, помещение которого не смогло вместить всех желающих, люди стояли и в коридорах здания суда и на близлежащей к нему площади. Калиостро и его адвокаты провели дело вполне успешно. Правда, один из очевидцев процесса иронически заметил: «Впервые под сводами Дворца Правосудия раздавалась речь о подземельях Мемфиса и лабиринтах пирамид». Калиостро был, в конце концов, оправдан за недостатком улик. И даже на некоторое время стал народным героем как жертва режима. Но Людовик XVI на следующий же день после суда прислал Калиостро предписание в двухнедельный срок покинуть пределы королевства. Что тот и сделал. Предварительно он проклял ненавистную Бастилию и предсказал, что простоит она недолго и обратится в прах. Так и случилось. Не прошло и десяти лет, как Бастилия была сметена бурей Французской революции, а Мария Антуанетта лишилась не только украшений, но и головы.
Сохранилось предание о том, что, когда Калиостро садился на корабль, увозивший его в Англию, перед ним преклонила колени толпа в несколько тысяч человек, просившая его благословения! Многие из приверженцев последовали за ним в Лондон и там способствовали его триумфу…
Сам же граф, Александр Калиостро, стоял на верхней палубе корабля и смотрел на своих восторженных поклонников с печальной улыбкой, его взгляд скользил по толпе, выискивая своих верных адептов. Он жалел об одном, не до конца удалось завершить формирование масонской ложи, хотя он очень активно пропагандировал свое египетское масонство — это была более доходная статья. Калиостро, вращаясь в обществе, часто повторял, что явился с Востока, что постиг там всю мудрость седой древности. В Париже насчитывалось более семидесяти масонских лож, что облегчало задачу итальянцу. Граф вспоминал, переплывая Ла-Манш ...
Однажды кудесник заявил, что на интимном ужине для шести знатных особ он вызовет с того света тени умерших, то есть духов. Ужин состоялся на улице Сен-Клод, в особняке Калиостро. Все собрались в полночь в зале, где был неслыханно роскошно накрыт круглый стол. После того как подали ужин, слуги были отосланы под угрозой мгновенной смерти, если они попытаются открыть двери прежде, чем их позовут. Свечи погасили и Великий копт начал свое таинство...
На одном из таких вечеров были вызваны отошедшие в мир иной энциклопедисты Дидро, Вольтер, Даламбер, Монтескье. Калиостро громко и четко произнес имена усопших. И вот все вызванные энциклопедисты откуда-то появились в зале и сели за стол. Похожи ли они были на живых философов, об этом история умалчивает, но гости не сомневались, что перед ними подлинные знаменитости. На вопрос, как дела на том свете, последовал ответ:
 - Никакого "того" света нет, смерть есть только прекращение нашей телесной жизни, после смерти человеческое существо превращается в безразличную духовную сущность, не ведающую ни наслаждений, ни страданий...
Духи французских философов-материалистов с помощью Калиостро каялись в своем прошлом, безверии, в своих прегрешениях против церкви, монархии, отрекались от своих взглядов и произведений.
Подробности этих бесед попадали в газеты, однако не сообщалось, кто из живых гостей присутствовал на ужине у Великого и таинственного Копта...