Магистр авантюры. Глава 4

Александр Дмитровский
Глава 4. Великий Копт и масоны.

Калиостро направился в Брюссель, а оттуда — в Германию, после чего решил навестить родственников в Палермо, где нарвался на своего лютого врага Мурано. Ростовщик подал на него жалобу и заключил в темницу, но Калиостро удалось освободиться с помощью влиятельного богача, к которому у него было рекомендательное письмо…
Супруги прибыли в Марсель. Граф познакомился с богатой пожилой дамой, увлекавшейся тайными науками, и ее приятелем-алхимиком. Они буквально вцепились в Калиостро, и Джузеппе вместе с ними занялся составлением рецепта эликсира жизни. Когда ему надоело это занятие, он удалился под предлогом того, что ему потребовалась какая-то особенная трава. Старики дали ему на дорогу по мешочку золота каждый.
Объехав юг Испании и мимоходом обобрав в Кадиксе очередного любителя алхимии, Калиостро вспомнил об английских масонах, учивших, что посредством магических церемоний и формул люди могут управлять духами, вызывать тени покойников, превращать неблагородные металлы в золото. Трюки Калиостро — превращение железных гвоздиков в золотые, выращивание бриллиантов и т. п. — очень понравились английским масонам. Его, в свою очередь, радовало, что старшие мастера в ложах не подвластны никому и никто не может контролировать их деятельность, их финансовые расходы.
Он бывал на Востоке, многое почерпнул из рассказов Альтотаса и представлял, какое впечатление производит одно упоминание о Востоке на любителей чудесного и таинственного в Европе…
Калиостро придумал свое собственное масонство, египетское, главой или Великим Коптом которого объявил, естественно, себя. Иными словами, вознес себя на самую высшую ступень, объявив главой настоящего, самого древнего, основанного ветхозаветными патриархами египетского масонства.
Масоны рассудили, что, привлекая сторонников к своему египетскому масонству, граф работает на пользу общего дела, и щедро поддерживали Калиостро. Новоиспеченный масон мог бросать деньги налево и направо, разъезжал в шикарных экипажах, его сопровождали слуги, облаченные в богатейшие ливреи. Эта роскошь, безусловно, производила сильное впечатление на обывателей. К тому же при случае Калиостро мог блеснуть своими знаниями и очаровать заманчивыми тайнами своего нового учения, сложностью обряда посвящения в египетское масонство. Поклонники чудесного не давали ему прохода. Калиостро сулил новообращенным полное духовное и физическое совершенство — здоровье, долгожительство и высшую душевную красоту. Членом общества мог стать кавалер не моложе 50 лет или дама старше 35 лет. Великий копт не хотел привлекать легкомысленную молодежь.
 Кандидат в ученики египетского масонства прежде всего должен был выдержать строгий пост и уединение, пройти множество мелких обрядов. Во время поста обращаемый принимал эликсиры, пилюли и капли, данные ему кудесником. Пост надо было начинать непременно с весеннего полнолуния. В известный день поста новичок подвергался кровопусканию и принимал ванну с весьма крепким металлическим ядом, после чего у него появлялись признаки настоящего отравления: судороги, лихорадка, дурнота и сверх того выпадали волосы и зубы, — что характерно для отравления ртутью. (Калиостро, как показало расследование его врачебной деятельности, вообще не церемонился с сильнодействующими средствами). Выдержавшим полный курс и повторившим его через полстолетия после посвящения Калиостро гарантировал 5557 лет жизни. Сам же маг всем говорил, что живет чуть ли не с сотворения мира, он выдавал себя за современника Ноя и утверждал, что вместе с ним спасся от всемирного потопа…
 В конце 1770-х годов граф Калиостро оказался в Германии, в стране, где процветали клубы разных иллюминатов, масонов, розенкрейцеров. Здесь варили эликсиры жизни, искали философский камень и способы превращения простых металлов в золото. В особой брошюре, изданной в Страсбурге на французском языке в 1786 году, рассказывается о целом ряде чудес, сотворенных авантюристом в Германии. На своих магических сеансах он демонстрировал сверхъестественные чудеса, торговал эликсирами молодости. В подтверждение эффективности чудесного напитка Калиостро приводил свой почтенный возраст, уверяя, что был знаком даже с Александром Македонским, знал Иисуса Христа. Везде он собирал крупные суммы франков, лир, фунтов, значительная часть которых поступала в качестве взносов вступающих в основанную им ложу франкмасонства.

 В 1779 году авантюрист ненадолго объявился в Митаве. Здесь его встретила одна из наивнейших и преданнейших его поклонниц Элиза фон-дер-Рекке, урожденная графиня Медем, которая с восторгом приняла мага и тайного масона, самого Великого Копта.
Госпожа Рекке познакомила итальянского графа с местной знатью. Поведение его было безукоризненным: он не предавался ни обжорству, ни пьянству, ни другим излишествам… Граф проповедовал воздержание и чистоту нравов. Калиостро не скрывал, что мечтает распространить египетское масонство на северо-востоке Европы и с этой целью намерен основать в России масонскую ложу, в которую будут приниматься и женщины. Первая ложа образовалась в Митаве, куда вошло немало знатных людей города.
Все ждали от графа чудес. Итальянец устроил для своих почитателей сеанс магии. Мальчик из семейства Медем, с которым предварительно была проведена беседа, вдруг обрел дар ясновидения. В другой раз он вызвался найти клад, состоявший из сокровищ духовных книг и рукописей магического содержания, зарытых будто бы 600 лет тому назад на земле графа Медем.
 Клад, естественно, стерегли злые духи, и Калиостро предупредил, что предприятие сопряжено с ужасными опасностями, однако он готов рискнуть, ибо нельзя допустить, чтобы клад достался черной магии. Чародей указал место, где следует искать клад. Но прежде надо было победить злого духа, борьба с ним продолжалась несколько дней. Наконец он объявил, что враг побежден и что можно откапывать клад. Но дело было отложено еще на некоторое время, а потом кудесник умчался в Петербург. В Митаве Калиостро получил рекомендательные письма, открывавшие ему доступ в высший свет столичной аристократии. Великий магистр мечтал распространить там свое египетское масонство.
 Правда, до отъезда в «Северную Пальмиру» ставший уже великим наш авантюрист вновь посетил Страсбург, где в день своего приезда, 3 июня 1780 года, Калиостро дал представление…

 Калиостро, выглядевший внешне невозмутимым, на самом деле волновался как никогда. Граф наблюдал за приготовлениями к представлению, обещавшему быть грандиозным, все билеты были проданы, нужные лица приглашены ... Дело было за малым, публику нужно было очень сильно удивить и ошарашить так, чтобы все запомнили надолго - граф Александр Калиостро не кто иной, как Великий Маг и Чародей, основатель таинственного и могучего братства египетских масонов...
 - О боги, куда вы потащили грязные подсвечники, бездельники? - магистр начинал потихоньку злиться на своих помощников - они должны сиять... Карл, распорядитесь принести товары, заказанные по моему списку в аптеках, я лично проверю их качество.
 - Не извольте беспокоиться, ваше сиятельство, всё самое свежее - дородный бюргер, нанятый Калиостро в помощники для организации магических сеансов, смотрел на известного мага с подобострастием. Граф мало того, что хорошо оплачивал его услуги, так он еще и младшую дочь Карла вылечил от непонятной болезни, не взяв с него денег. Луиза была уже совершенно здорова и вся большая семья стражбурца готова была молиться на Калиостро...
 - Лоренца, Лоренца! Проследи, чтобы факелы были пропитаны вот этим составом, а в угловые лампады было налито вон то ароматическое масло - граф оглядел огромное помещение, где через три часа должно было состояться действо - мне надо отдохнуть перед началом. Готовы ли мои костюмы?!
 - Не волнуйся, Алессандро, всё будет хорошо. Идите отдыхать, граф, я присмотрю - Лоренца с нежностью смотрела на мужа - Остались последние штрихи ...
 Зал, в котором заезжий чародей принимал высший свет Страсбурга, был обставлен с мрачной роскошью. Большое серебряное распятие в углу отбрасывало лучи прямо в публику. Стены огромного зала были тщательно и весьма красиво задрапировали черным шелком. Помещение освещалось множеством свечей в массивных серебряных канделябрах, расположенных так, чтобы изображать магические фигуры и символы. Большой стол, стоящий по центру залы, покрывала черная скатерть с вышитыми на ней заклинаниями и магическими знаками. На столе были расставлены белые человеческие черепа, фигуры египетских божеств, сосуды с эликсирами, а в центре — таинственный стеклянный шар, наполненный хрустально-прозрачной водой. Сам граф Калиостро был одет в костюм Великого копта — черный балахон с вышитыми на нем красными иероглифами. На голове графа был египетский головной убор с повязками из золотой парчи, собранными в складки, охватывавшими его голову и спускавшимися на плечи. На лбу повязку сдерживал обруч, осыпанный драгоценными каменьями. На груди крестообразно была повязана изумрудного цвета лента, покрытая изображениями скарабеев и разноцветными буквами, вырезанными из металлов. На поясе из красного шелка висел широкий рыцарский меч с рукояткой в форме креста.
 Свои выступления граф начинал просто: очерчивал на полу "магический круг" — и тот светился таинственным зеленоватым светом. В присутствии пораженной публики кудесник увеличивал в размерах бриллианты, превращал пеньковую мешковину в драгоценные ткани, железные гвозди — в золотые, восстанавливал сожженные и разорванные письма, угадывал карту, читал запечатанные в конвертах записки зрителей.
 
Магический сеанс продолжался несколько часов. Заключительной его частью стали манипуляции с волшебным шаром. Калиостро произносил на непонятном для присутствующих языке магические заклинания, после чего его помощники-духи "входили" в шар, и вода в нем медленно мутнела. Калиостро подводил к шару прорицательницу — свою жену Лоренцу, та опускалась на колени и, пристально вглядываясь в мутную воду сосуда, сообщала о том, что видела внутри. Она рассказывала о событиях, будто бы происходящих в сию минуту в Лондоне и Петербурге, Вене и Риме. Затем гас свет в зале, шар начинал светиться изнутри, и зрители могли видеть мелькающие в нем человеческие фигуры, иероглифические надписи и т. д. И…, наконец шар темнел.
 "Возьмитесь все за руки! — приказывал Калиостро. — Сейчас вы познаете истинные тайны Вселенной. Будьте осторожны!"…
 Тотчас засверкало большое овальное зеркало, которое висело над столом. Присутствующим казалось, будто бы открылось окно в "иной мир". В зеркале виднелись силуэты человеческих фигур, а зрителям при этом казалось, что они очень похожи на тех людей, которых кудесник в это время называл. В заключение стол и зеркало окутало облако белого дыма, на его фоне отчетливо вырисовывалась фигура двигающегося человека. Внезапно блеснули молнии, раздались звуки грома, и наступила темнота…
Когда свет в огромном зале вновь загорелся, все исчезло. Магический сеанс закончился…
Все увиденное привело гостей в трепет, теперь они не сомневались: Калиостро — великий маг и волшебник. Чародей задержался в гостеприимном Страсбурге на целых три года.