Путешествие на юг

Галина Кошкина
Город Абаза, Республика Хакасия. От Красноярска - 600 километров и три перевала. За 10 месяцев моего водительского стажа это была уже третья поездка в Абазу.

Вот что написано про городок в «Википедии»: «Абаза — город (с 1966) в России, республиканского подчинения Хакасии, название города происходит от сокращения «АБАканский ЗАвод». Население 17,5 тыс. жителей (2005).

Город расположен в межгорной котловине, в верхнем течении реки Абакан, в 179 км от города Абакана. Железнодорожной веткой через станцию Аскиз соединен с линией Новокузнецк — Абакан и автомобильной дорогой с городом Ак-Довурак (Тува)».

На самом деле автомобильной дорогой и железнодорожной веткой город соединен и со столицей Хакасии – Абаканом. Забегая вперед, отмечу: трасса от Абакана весьма неплохая – причем в любое время года, дорожное покрытие отменного качества, регулярно обновляется и благодаря особым степным климатическим условиям даже в самые лютые и снежные зимы дорога остается сухой и чистой. Правда, через Таштыпский перевал зимой не самая приятная дорога.

До 1991 года Хакасская автономная область была частью Красноярского края. Но после отделения и получения Хакасией статуса республики моя маленькая родина стала, условно говоря, «заграницей».

Ключ на старт!

Итак, субботний солнечный полдень. Автомобиль - ВАЗ-2114 вишневого цвета, домашнее прозвище – «Яся» (переднеприводный 5-дверный хэтчбек, двигатель бензиновый 8-клапанный, объем 1,5 литра, МКП, инжектор). На АЗС «Магнат РД» залили бензобак «под горлышко» (40 литров Аи-92). В салоне – водитель, пассажир, пара бутылок с водой и лимонадом, пакет с бутербродами и пакеты с вещами и подарками родственникам. В багажнике: запаска, домкрат, аптечка, набор инструментов, знак аварийной остановки и огнетушитель. К слову, до сих пор недоумеваю – зачем он там нужен, его ведь, случись чего, достать можно и не успеть… Ну да ладно, не о нем речь. Ключ на старт… Поехали!

На то, чтобы выбраться из города, ушло 45 минут. Вывод: хочешь покинуть мегаполис быстрее – не спи до обеда.

На выезде в сторону Дивногорска по случаю выходного дня полно машин. На знаки ограничения скорости и «Обгон запрещен» половина водителей внимания не обращают, бодренько вылетают на встречную в самых неожиданных и опасных местах. Памятуя мудрые наставления инструктора из автошколы Андрея Князева, терпеливо уступаю дорогу всем «Д», которые спешат наделать себе проблем. Милости просим, я никуда до такой степени не тороплюсь, особенно, извините, «туда»! Единственное место, где все лихачи покорно выстроились в хвостик за моей спиной и синхронно снижали скорость (60… 40… 30…) строго по знакам ограничения – это на Слизневском спуске. И на том, как говорится, спасибо.

«Мы здесь уже были…»

Выехав за Дивногорск, остановились на площадке передохнуть. На дорогу от дома до этой точки затратили полтора часа, проехали 65 км, из них 20 – по городу. Бензина израсходовали, судя по датчику, литров пять. Неплохо.

Впереди – затяжной Балахтинский перевал. На самом деле вроде как и не перевал даже – степенные подъемы да тягуны. Самый опасный участок – от моста через Енисей в районе ГЭС до Верхней Бирюсы (километров пятьдесят): однотипные зигзагообразные повороты в подъем, причем справа у тебя скала, а слева – обрыв, заросший лесом. После третьей «загогулины», с точностью повторяющей две предыдущие (даже знаки стоят одни и те же!), создается впечатление, что ездишь по кругу. Но самая большая опасность в таких поворотах - встречные водители, которые легкомысленно идут на обгон при полном отсутствии обзора. Едешь себе не спеша, 60-70 км/ч, поворот за скалу направо – а там тебе в лоб по встречной несется в обгоне великий чудак, выныривая, что характерно, тоже из-за поворота. Уходить от лобового столкновения абсолютно некуда: как уже было сказано, справа – скала, слева – обрыв. Можно, конечно, применить экстренное торможение (только не зимой!), но рассчитать, с какой скоростью летит на тебя этот пеликан и успеет ли он вернуться в свою полосу до удара, практически невозможно. Вывод второй: хочешь как минимум сохранить нервную систему, а то и здоровье – забудь о кураже, выбрось из головы мечты о «Формуле-1» и, сбросив скорость при входе в поворот до 40 км/ч, прижмись к правому краю дороги, насколько это возможно. А потом – «шепотом, на цыпочках» проезжай. Много времени на этом едва ли потеряешь – секундное дело, зато от неприятностей и ошибок убережешь себя, своих пассажиров и даже бесшабашных встречных водителей.

Орлы, пеликаны и рельефы

Кстати, о водителях. На мой взгляд, представители «междугородного» транспортного сообщества четко делятся на две категории: водители и «вредители». О первых ничего плохого, кроме хорошего, сказать не могу: едут сами и другим ехать не мешают, заранее уведомляют о своих маневрах, вежливо пропускают при обгоне, чуть уходя к обочине и снижая скорость, переключаются с дальнего света на ближний без напоминаний.
Представители второй категории, очевидно, искренне уверены, что трасса – самое подходящее место для самоутверждения. Дальний свет в темноте – единственно возможный вид освещения. Опережение по второй полосе – только в 10 сантиметрах от твоего автомобиля и только на скорости не ниже 150. Если ты подаешь сигнал о намерении обогнать его на двухполосной дороге, займет ровно середину полосы, и, дождавшись твоего выхода на встречную, придавит «тапку в пол». Увидев за рулем женщину, немедленно открывает «гендерное ралли» под девизом «Знай свое место!». И лишь одно утешает: таких мало. К тому же на трассе с ними совсем не сложно разминуться: снижаешь скорость – и пусть себе летит, орел пенопластовый, в светлые дали в гордом одиночестве.

Впрочем, это так, лирическое отступление. Хотя и не абстрактное: по собственной неосторожности и из-за вредности «вредителя» неподалеку от Балахты я сама чуть не стала виновницей лобового столкновения. Проблема в том, что тамошние «рельефы» очень коварны: вроде перед тобой прямая и ровная дорога, и даже немного в горку идет, и на ярком солнышке над асфальтом марево жаркое колышется… А на самом деле эта самая прямая дорога делает нырок вниз и коварно прячется от глаз. Такой вот оптический обман.

Совет: в тех краях никогда не идите на обгон по встречной, если перед вами – длинный подъем (собственно говоря, это и ПДД не приветствуют). В самый неподходящий момент прямо из-под земли на вас может вылететь машина…

Надо ли говорить, что «вредитель», которого я обгоняла, попросту прибавил скорости, когда «Яся» обошла его на полкорпуса. Спасибо опять же «Ясечке»: она послушно уперлась всеми четырьмя лапками в раскаленный асфальт, а затем резво ушла за «японку» - и всем повезло. Кроме вещей в салоне, которые от резкого торможения отправились «путешествовать».

Тише едешь…

После инцидента с обгоном на ближайшей подходящей площадке остановились и привели в порядок салон. Поскольку с заднего сиденья наш багаж далеко не улетел – только до спинок передних кресел, то много времени на уборку не понадобилось. Пока раскладывали пакеты, меня не покидала назойливая мысль: «Оказывается, лобовая авария - совсем не страшно. Ни капельки. Просто не успеваешь испугаться…» А руки предательски ходят ходуном, а сердце пытается пробить дыру в грудной клетке. Нет уж, такой экстрим нам не нужен! Далее соблюдаем все меры предосторожности и строго чтим закон в лице ПДД! В конце концов наша главная цель – добраться до пункта назначения, а не побить чужие рекорды по скорости и глупости!

Вообще, ехать весной и летом по этой трассе одно удовольствие. Вокруг – хвойно-лиственные леса, вдоль дороги ковром из солнечных зайчиков тянутся заросли цветущих одуванчиков, подальше от асфальта прячут хрупкие лепестки ветреницы, колышутся огромные ажурно-белые зонтики борщевика. Встречных машин практически нет, травка зеленеет, солнышко блестит, в общем, идиллия! Жаль только, крутить головой водителю не полагается – надо следить за дорогой.

Былое и думы

Между делом вспоминаю, как ехала здесь самостоятельно в первый раз. Было это 4 ноября 2006 года. В городе накануне прошел небольшой снежок, а с утра подтаял, улицы где подсохли, где, наоборот, размокли, но гололеда не было. Не было его и до самой ГЭС. А вот дальше начался кошмар начинающего водителя: толстый слой снежного наката, до зеркального блеска отполированный колесами… Периодически на пути попадались грейдеры, подсыпавшие этот «дворец ледового спорта» песчано-гравийной смесью, но заметно легче мне как-то не становилось. Еще бы – я права-то получила только 20 сентября, а 23 октября впервые села за руль собственной машины! Откуда тут опыт, откуда уверенность на дороге? Какой леший куснул меня за бок, что я сразу понеслась через три перевала, да в такую погоду, бог знает куда? А вот… Безумству храбрых поем мы песню, стуча зубами от ужаса.

Благо «Ясечка» – автомобиль переднеприводный, коробка - «механика». Для такой дороги самое милое дело. И вот так, стуча зубами, со скоростью 40 км/ч, на шипованной резине Cordiant Polar и с заклинанием: «Куда ты, зараза, лезешь на встречную? Поймаю – подвеску вырву!» мы без эксцессов доехали тогда до цели. Насчитав по дороге пять «перевертышей», не вписавшихся в повороты и скорбно задравших колесики в мрачное ноябрьское небо…

А кушать хочется всегда!

На самом деле мне за рулем есть практически не хочется. Внимание сконцентрировано на дороге, на поведении машины, опять же пейзажи за окнами проносятся изумительные. Так, разве что пару глотков минералки да мятный леденец – вот и перекусила. Но случаются еще и пассажиры, которые примерно через полтора часа начинают шуршать пакетиками с бутербродами и прочей сухомяткой. Хотя на этом направлении о еде можно особенно не беспокоиться: придорожные кафе встречаются регулярно. Первое – сразу за мостом через Енисей в районе ГЭС, набор стандартный: фаст-фуд («Смайк», «Час пик», «Бутерс» - наш ответ буржуйскому «Мак-Доналдсу»), шашлыки, самса, куры-гриль, напитки на любой вкус – от кофе «три в одном» до колы, пепси и пива. Последнее – исключительно для пассажиров, естественно.

Следующая «точка питания» - на Бирюсе, затем – на роднике, на площадке отдыха. Затем большой перерыв – и кафе перед поворотом на Балахту. Но мы проезжаем их все без остановки. Не то чтобы торопимся, просто голод еще не протянул к нам свои костлявые лапы.

Пикник на обочине

Лесные красоты сменяются уходящими вдаль зелеными полями, по обочинам – маленькие березовые рощицы. Дорожное покрытие – так себе, асфальт разъезженный, пористый, ближе к обочинам обкрошился до безобразных дыр с острыми краями. Здесь лучше вправо особенно не прижиматься.

Незадолго до поворота на Новоселово обычно встречается мобильный пост ГИБДД, о котором встречные водители предупреждают морганием фар. Инспекторы от такой корпоративной солидарности, конечно, не в восторге, а по мне – пусть лучше лихач опасается наказания и хоть какое-то время проедет, не нарушая правил.

Километров через десять другой, уже стационарный пункт ДПС. Рядом заправочная станция, площадка с эстакадой. Молоденький инспектор, разморенный жарой, к «Ясе» не проявил ни малейшего интереса, едем дальше.

Все бы ничего, можно и вообще не останаваливаться, но ветровое стекло изрядно заляпано последствиями «лобовых столкновений» с бабочками и прочими воздушными нарушителями рядности движения. Дворники вкупе со специальной жидкостью «Летний» уже не справляются с возложенной на них задачей. Что ж, придется приложить руки к вопросу обеспечения видимости…

Нет, вы подумайте, как влияют на мышление регулярные встречи с сотрудниками ГИБДД: начинаешь излагать, как будто протокол пишешь!

Останавливаю «Ясю» прямо на границе Красноярского края и Хакасии. У обочины – стела, своеобразный пограничный столб. На площадке несколько кафе, тянет ароматным шашлычным дымком, между легковушек и фур лениво бродит беспородная собачонка, явно не измученная недоеданием.

С изумлением обнаруживаю, что не запаслась обычной водой: только стеклоочиститель в баке да минералка и лимонад в салоне. Впрочем, не проблема – топаю в кафе, чтобы купить водички.

За прилавком симпатичный молодой человек восточной внешности принимает заказ у двух дальнобойщиков. Пока дожидаюсь своей очереди, рассматриваю заведение.

Вот это и называется культурный шок! В кафе чисто, на столиках никаких липких разводов, салфеточки, соль, перец, кетчуп. На полу – ни пылинки, на окнах белые тюлевые занавески, явно свеженькие. Перевожу глаза на бармена: одет аккуратно, руки опрятные, профессиональная улыбка на лице, вежливо слушает препирательства двух грубоватых мужичков в не слишком чистых футболках, деликатно советует, что именно стоит взять.
Уф-ф-ф, дальнобойщики наконец-то пришли к консенсусу, уселись за столик.
 
- Слушаю вас, чего желаете?
 
Ну просто ресторан «Метрополь», а не придорожная забегаловка! И я неожиданно для себя с улыбкой спрашиваю:

- А мясо у вас вкусное?
- Конечно! Есть шашлык, есть антрекот из тандыра.
- А готовят долго?
- Нет, довольно быстро. Но вы пока можете съесть салатик…

Заказываю два овощных салата, две порции мяса-гриль с печеной картошкой, абрикосовый компот себе и бутылку пива «Фостерс» мужу, зачем-то еще три самсы («С собой, пожалуйста, уж очень аппетитно пахнет!»). Заказ обошелся в… 550 рублей.
Овощи в салате аккуратно порезаны, и лучок тонкими кольцами, и зелень без желтых перезревших веточек… Керамические салатницы белоснежные, без мутных потеков - неизменного атрибута плохо помытой посуды…

Принесли мясо. Восхитительное! Ароматные антрекоты с шипящей корочкой, пахнущие дымком, остренький соус, ярко-желтая печеная картошечка с подпалинками от углей, крупные ломтики сладкого перца, сочный помидор, кружочки огурца… Мягкий, удивительно вкусный белый «деревенский» хлеб, в Красноярске такой не отыскать. Объедение!

Усаживаясь в машину, расхохоталась: а воду-то я так и не купила! Надо же какое неизгладимое впечатление на меня произвела придорожная пограничная гастрономия!
Кстати, самса и впрямь оказалась вкусной, даже остывшая, – мы съели ее уже на подъезде к Абазе.

Полетаем?

Дорога до Абакана по Хакасии, как я уже упоминала, очень хороша. Полотно качественное, практически без повреждений, в общем, нога сама так и норовит притопить педаль газа. Вокруг степь, трасса почти прямая. Я выбираю участок с хорошим обзором и немножко хулиганю. Сто… Сто двадцать… Ну скажите на милость, за что ругают продукцию отечественного автопрома? «Ясечка» (ВАЗ-2114) идет ровненько, двигатель работает равномерно, звук не надсадный – нормальный рабочий процесс. Поворотов на этом отрезке нет, но есть плавный изгиб, в который входим на сотке без малейшего крена. Машина хорошо держит дорогу, прошла даже без намека на занос.

Так, пока нет других машин – 130… 140… Пожалуй, хватит. Теперь я знаю, что на такой скорости «Яся» не трясется в лихорадке, не ревет раненым динозавром, управляемость нормальная. Тормоза успешно прошли проверку: автомобиль замедляется плавно, никаких посторонних звуков, пробуксовок и прочих нежелательных спецэффектов.

До Абакана, не особенно торопясь, мы доехали за 2,5 часа. При этом надо учесть, что по дороге – три населенных пункта: поселки Первомайское, Знаменка и Троицкое, где следует снижать скорость до 60 км/ч. Правда, там есть и объездные дороги, но мне не хотелось каждый раз делать крюк в три с лишним километра. А благодаря случайному дорожному «приятелю», серебристо-серой Toyota, я убедилась, что смысла в этом особого нет. «Японка» шла за нами на небольшой дистанции километров тридцать, затем свернула на объездную перед Первомайским, а я проехала через поселок. В результате на выезде я опять оказалась немного впереди. То же самое повторилось и около Знаменки. Тут у водителя Toyota, видимо, взыграл азарт, он добавил газу, и «японка», посигналив на прощанье, унеслась вдаль.

Экономная «Яся»

Ну вот, 400 километров за спиной. Датчик бензина качает стрелочку чуть выше отметки 1/4, то есть в баке у нас литров десять. А на старте, напомню, было ровно 40. На этой трассе АЗС есть практически каждые 30-50 километров, где чаще, где реже, но при исправном датчике посреди дороги не заглохнешь без горючего. Я, кстати, еще после первой поездки взяла за правило заправляться только на фирменных АЗС – КНП, «Магнат РД» или «Сибнефть». А вот прошлой осенью по неопытности свернула к какому-то кирпичному сарайчику с двумя кособокими колонками, «накормила» свою автомобильку тамошней горючкой и получила непонятные стуки-бряки в механизмах и явно плохое настроение «Ясечки», норовившей заглохнуть. Больше я в такие бензиновые курятники – ни ногой…

«Кольца Альманзора»

Проехав мимо Черногорска, попадаю на территорию, прозванную мной «Кольца Альманзора» - по названию фильма-сказки о загадочных колечках. А все потому, что здесь имеется не то шесть, не то семь кольцевых развязок, причем на некоторых из них кольцо – главная дорога, на некоторых – нет, а на парочке – частично. В общем, только успевай следить за знаками. Конечно, проще ехать по указателям в Абакан и выбираться затем через город, но это потеря, во-первых, времени, во-вторых, нервов. Город незнакомый, движение довольно хаотичное, с указателями просто беда – иногороднему человеку обнаружить правильное направление проблематично. А вот если грамотно сориентироваться на кольцах, можно миновать столицу Хакасии по объездной дороге и выскочить прямо на трассу Абакан - Ак-Довурак. Но это - если грамотно… В первый раз отправившись в Абазу, я крутилась по этим кольцам в разные стороны, совсем запуталась и в результате, расстроенная, поехала через Абакан, потратив зря около часа.

На этот раз я была осторожнее, держалась правого ряда и перед каждым указателем чуть снижала скорость. Благо дорога там трехполосная в каждом направлении, и другим участникам движения мои маневры особых неудобств не доставляли.

Водитель, будь внимателен!

Прямо от выезда из Абакана начинается ровная, как струна, асфальтовая дорога, обсаженная по обочинам тополями. Закатное степное солнце, пронзительно-яркое, не так донимает глаза, - его почти все время скрывают кроны деревьев. Зимой тут не так комфортно: солнце хоть и менее слепящее, но спрятаться ему негде, а вокруг – снег, белый, искрящийся, и все это великолепие резко бьет по глазам и болезненно отдается где-то в затылке… Вот тут и пожалеешь, что ветровое стекло не затонировано!

Дорога неширокая, всего две полосы, обгон возможен только по встречной, но запрещающие этот маневр знаки встречаются крайне редко. Транспорта немного, дело к вечеру, кто сильно торопился – уже дома чай пьет, а нам еще нужно проехать около 170 километров. Поскольку оставшегося бензина на такой «кусочек» явно не хватит, сворачиваю на АЗС «Сибнефти» и доливаю 20 литров. К слову сказать, стоимость бензина в Хакасии в июне была такой же, как и в Красноярске, – 18 рублей 50 копеек.
Воодушевленная скорым окончанием пути, я решила больше не делать остановок. И не сделала бы. Если бы сотрудник ГИБДД Аскизского района не решил иначе. Остановил он меня буквально в двух шагах от поселка Аскиз, который я собиралась миновать по объездной дороге. Машина ДПС с радаром была припаркована за автобусной остановкой, издалека и не заметишь…

- Почему скорость превышаете? – строго вопросил блюститель дорожного порядка, щуря восточные раскосые глаза.
- Никак нет! – по военному отрапортовала я. – Законные 90 ехала!
- А знак стоит 70, - с явным удовлетворением протянул инспектор. – Пройдемте в машину!
Прошли. Инспектор неторопливо разложил мои документы, внимательно изучил и пообещал «составить протокол и отправить по месту регистрации», а уж там, мол, комиссия разберется, предупреждение мне вынести или оштрафовать. Вот так сюрприз!

- А нельзя ли это как-нибудь здесь… - нерешительно начала я.
- Это как это здесь? Это что вы имеете в виду?! – возмущению сотрудника ГИБДД, казалось, не было предела.
- Ну… В Хакасии… Можно мне штраф здесь оплатить? Признаю - знак не увидела. Сама виновата.

Через 10 минут, получив квитанцию, я отправилась дальше. Кстати, на обратном пути специально остановилась в том месте. Знак действительно висит. Правда, в пестрой компании других знаков, информационных, а также разнообразных биллбордов и указателей просто ускользает от глаз… К тому же инспектор остановил мою машину уже за перекрестком, где, как известно, действие ограничительных знаков заканчивается. Впрочем, 50 рублей я честно перечислила на счет местной дорожной инспекции: в конце концов, знака-то я не заметила и скорость не снизила.

«Наш город приветствует вас!»

Остаток пути проехали без приключений. Если не считать за таковое передвижение со скоростью 1,5 км/ч по участку в 300 метров за селом Таштып: пастухи зачем-то выгнали с пастбища огромное стадо коров прямо на трассу и погнали бедных животных по асфальту. Сигналить буренкам у меня рука не поднялась, так и тащились за ними некоторое время.
Сразу после Таштыпа бескрайние хакасские степи резко обрываются грядой довольно высоких гор, заросших тайгой. Осталось одолеть Таштыпский перевал – и через 28 километров наш путь закончится у родительского дома. Перевал непростой, но и не коварный, главное – не лихачить, поскольку есть там несколько крутых поворотов вроде «тещиного языка» на дивногорской дороге. Да и гравий, которым зимой посыпают заснеженный асфальт, к лету, естественно, не испаряется и, отскочив из-под колес, может изрядно попортить стекла и краску кузова.

На въезде в Абазу стоит стела с надписью: «Наш город приветствует вас!» Она стоит там ровно столько, сколько я себя помню, - простенькая, без всяких неоновых выкрутасов, цветные буквы на решетчатой основе. Их регулярно подкрашивают, но не убирают и не придумывают ничего нового. А зачем? Каждый раз, возвращаясь в родной город, я вижу эту надпись и понимаю, что в изменчивом и ненадежном мире есть хотя бы один островок постоянства – моя маленькая родина.

2007 год