Дежа вю 1

Сандр Петров
Из докладной Главному Распорядителю.
«…В последнее время участились случаи халатного отношения некоторых Смотрителей к своим обязанностям. При проведении корректирующих и контрольно-регулирующих операций сознаний реципиентов ими допускается невнимательность при обмене информации корректируемого сознания с Аналитическим Компьютером и записи информационного образа сознания реципиентов. В результате чего, происходит утечка нежелательной информации из базы данных Аналитического Компьютера реципиентам. Причем, зачастую игнорируется предписание об обязательной процедуре шифрования передаваемых данных, из-за чего данные в открытом виде могут попадать в память реципиента и приводить к нежелательному влиянию на сознание и искажению запланированного расчетного изменения сознания. В связи с этим, прошу принять соответствующие меры по не допущению впредь подобных случаев.
 Главный Корректор»
 
;;;;;;

Дверь резко распахнулась. Игорь Михайлов, как обычно, практически вбежал в комнату.
 После того, как Игорь, видимо, вследствие своей кипучей энергии в далеком детстве попал на велосипеде под автомобиль, его нога, переломанная на мелкие куски, несмотря на усилия врачей, срослась не правильно, была на пять сантиметров короче здоровой и не сгибалась в коленном суставе. Однако это не очень мешало ему вести активный образ жизни. Мало кто с обеими здоровыми ногами мог состязаться с Игорем в беге и силе. Это я понял, когда мы с ним работали летом после второго курса в одном стройотряде на Сахалине. А познакомился я с Михайловым в студенческом общежитии. Наша девятиэтажка одним крылом служила пристанищем физикам, второе крыло здания заселяли «феники». Такое название закрепилось из-за того, что это были студенты факультета естественных наук, сокращенно ФЕН. Игорь был одним из немногих представителей мужского пола на этом факультете, так как к изучению биологии и химии, представляющие эти естественные науки, как известно, имеет большую тягу прекрасная половина человечества. Поэтому Игорь, уставая от женской логики, частенько забегал на половину физиков к нам в комнату, чтобы отвести душу за мужскими разговорами.
- Михалыч, я начал книгу писать! – как всегда, забыв поздороваться, чуть ли не прокричал он мне.
Я лежал на кровати, читая книгу, не то фантастику, не то «Физику сплошных сред» Ландау, потому что имел «хвост» по этому предмету. На другой кровати возлежал мой друг Сашка Файзуллин, который тоже «тянул с нами лямку» в стройотряде. Заинтересованно приподнявшись на локте, он отложил какую-то книгу и повернул голову в сторону гостя.
Вдруг вспомнив, что не поздоровался, Игорь пулей подбежал к нашим кроватям и поочередно за руку поприветствовал нас.
- Слушайте, какое начало книги я придумал- продолжил Игорь, теперь обращаясь уже к нам обоим.
 – В семье РАБИНОВИЧЕЙ все были ЕВРЕИ.- Процитировал он.
Мы с Сашкой рассмеялись, а Игорь довольный смотрел на нас.
- Хорошо - Сквозь смех сказал Сашка - Давай дальше.
- А дальше я пока не придумал. Но согласитесь, что начало классное. Многие авторы долго сидят перед чистым листом, думают с чего начать, а я такое замечательное начало придумал!
- Ладно, когда продолжение придумаешь, тогда придешь.- Сказал я, снова возобновляя чтение книги и давая понять, что сейчас не намерен пустозвонить. Сашка тоже потерял интерес и отвернулся к стене. Однако Игоря, по- видимому, не устраивало такое наше невнимание к нему и он явно хотел продолжить общение с нами.
- Слушайте новый анекдот.- Попытался снова привлечь к себе внимание Игорь.
Мы опять оторвались от чтения и уставились на него.
- Мужик подходит к маленькому мальчику на улице, гладит его по голове и говорит: « Какой хороший мальчик! Как тебя зовут?». «Мойша»- отвечает мальчик. Мужик брезгливо отдергивает руку от головы мальчика и бурчит себе под нос: «Фу, такой маленький, а уже ЕВРЕЙ!»
Мы с Сашкой опять рассмеялись, глядя, как Игорь изобразил мужика.
- Чей-то ты сегодня на евреев взъелся? Хорошо хоть Коша сегодня не здесь, а в Универе - Сказал Сашка, вставая с кровати.
Коша на самом деле был Володей Левинским, третьим обитателем в нашей комнате. А кличку ему такую дали, любя, уже и не припомню, кто первый ее придумал. Володя на нее не обижался, так как клички были практически у всех. Игоря, например, больше конечно меж собой, называли «Сухоножкой». У Сашки Файзуллина отчество было Камилович, но я называл его Кормилыч, так как ужин готовили мы с ним по очереди, а на Кошу после совместного поглощения еды, была возложена задача мыть посуду, состоящей из сковородки с пригоревшими остатками при жарке без масла картошки и кучи ложек.
- Сам не знаю – Ответил Игорь – Мне во сне приснилось, что я книгу пишу, а анекдот я вчера услышал, вот и получилось все про евреев…
Михайлов сделал свое черное дело, мы с Сашкой уже расслабились и настроились на болтливый лад.
Я тоже вспомнил сегодняшний свой сон и решил его рассказать мужикам, тем более что он был совершенно необычным.

- А мне сегодня полная белиберда приснилась. Будто стоим мы с Кошей и еще с кем-то, кого я раньше не знал, но чувствую, что он нам не чужой, у Красной столовой (2). Причем, стоим не перед входом, как всегда, а у какого-то необычного автомобиля, которого я никогда не видел. Автомобиль не один, есть еще несколько, как будто это стоянка автомобилей какая-то, а место это слева от столовой, где сейчас мусорные баки стоят, и мусоровоз там обычно разворачивается. Мы же это место обычно чуть ли не бегом проскакиваем, чтобы вонь от баков не догнала. А тут стоим, и будто никаких мусорных баков там давно нет. И ждем мы все Кормилыча, потому что он забыл купить соль. Причем, стоим мы все с занятыми пакетами руками, а эти пакеты наполнены покупками, каких я никогда не видел. Да и столовая почему-то уже не столовая, а то ли гастроном, то ли универсам какой-то. Товаров в нем полно и все они разложены, где бы вы думали? В гардеробе! А где кулинария, там камера хранения сумок и какие-то гардеробщицы распихивают товары по пакетам. А на втором этаже, где обеденный зал, почему-то уже все закрыто и там тоже магазин какой-то, но не продуктовый, а то ли обуви, то ли одежды. И мы с Кошей какие-то не такие и как бы давно не виделись. А ты, Кормилыч, важный такой и почти без верхней одежды, хотя зима.… Я стою, и меня гложет какое-то чувство, но я не пойму какое, одно понятно, что меня как будто чем-то ошарашили! А потом когда мы дождались твоего прихода, я что-то вам рассказываю. И все сильно удивлены, но ничего мне сказать не можете.…
 Приснится же такое! Может, я изголодался во сне и в столовую захотел? Либо вы меня уже достали, что даже во сне мне снитесь! Или переучился, и глюки начинаются да кошмары снятся? Надо же такому присниться, кто же догадается в столовой обувью торговать?! И кто же все-таки там с нами был?
Мужики похмыкали, соглашаясь со мной, что действительно иногда не поймешь, почему такое снится, и дальше разговор перешел в привычное русло про баб и спорт.

;;;;;

Из Приказа Главного Распорядителя.
«…Прошу обратить внимание всех Смотрителей на неукоснительное соблюдение требований соответствующих Инструкций и недопущению любой утечки нежелательной и незашифрованной информации из Информатория Аналитического Компьютера. В случае обнаружения утечки информации немедленно извещать Службу Главного корректора…»

Из ответа Главного Аналитика.
«…В соответствии с запросом Службы Главного Корректора сообщаю, что имеющие место информационные утечки носят единичный характер, и не вносят существенного искажения в запрограммированную глобальную модель развития.
…Общий объем утечки нежелательной информации не превышает допустимый уровень и не представляет угрозы выхода за пределы регулирования и контроля развития рассматриваемой цивилизации …»


;;;;;

Сотовый заиграл «Татар-дозор», я понял, что звонит Файзуллин, так как эта мелодия была привязана в телефоне к его номеру. У меня почти к каждому записанному в справочнике номеру телефона установлена своя мелодия, чтобы сразу знать, кто мне звонит. А почему для Файзуллина я выбрал эту мелодию, думаю долго думать не надо. Вытащив из кармана сотик, я первый приветствовал Сашку:
- Здорово, Кормилыч!
- Привет, Михалыч! Ну, ты надумал подъехать в Новосиб?
Это был уже третий звонок Сашки за последнюю неделю, и в третий раз он пытался уговорить меня приехать к нему на несколько дней. И каждый раз я вяло отказывался, так как не хотелось тратить приличные деньги на поездку в тот момент, когда они были в обрез, и куча финансовых проблем толпилась в очереди, требуя своего разрешения.
- Кормилыч, я уже тебе объяснял, рад бы увидеться, но, видимо, в другой раз.
- Я тебе самого главного не говорил. – Интригующе сообщил Сашка и в его голосе почувствовались победные нотки – Коша с семьей из Израиля погостить приезжают!
- Это точно, ты серьезно?!
- Короче, как договаривались, дорогу обратно я тебе оплачу! Чтобы 3 декабря был в Новосибе! Обязательно сообщи, когда и на каком поезде приезжаешь, я организую встречу на вокзале.
Вообще-то мы так не договаривались. Файзуллин, наверное, единственный из моих однокурсников, стал, как сейчас принято говорить, «новым русским» (точнее уж было назвать его «новым татарином»), да, и плохо вяжется известный из анекдотов образ «нового русского» к Сашке, как физику по образованию. Я не хотел злоупотреблять его финансовым благополучием, поэтому, наотрез отказывался от оплаты им моих расходов, но теперь придется соглашаться на его помощь. Встретиться с Кошей, да и другими сокурсниками, которых не видел более 25 лет, очень хотелось.
- Ладно, уговорил, черт языкастый, приеду!
- Я знал, что ты согласишься! До встречи в Сибири, будь здоров!
- До встречи, привет всем, пока!

За 36 часов на верхней полке в купе поезда, я, переворачиваясь с одного замученного бока на другой, рисовал в воображении картины будущей нашей встречи со своими студенческими друзьями. Интересно, как сейчас выглядит Коша? Такой же худой и длинный, такой же «резкий по частям» или степенный глава семейства?
Встретить меня на вокзале Кормилыч, из-за своей вечной занятости не смог, а попросил это сделать моего давнего друга Сашку Суртаева, нашего студенческого Блэкмора (3) . В те далекие годы Суртаев виртуозно играл на гитаре, воспроизводя весь репертуар наших любимых хардроковых групп. С ним и Сашкой Файзуллиным мы встречались относительно недавно. За год до моей этой поездки, они заезжали ко мне на несколько дней из Москвы, поэтому узнать его на вокзале мне не составило труда. За разговорами и подтруниваниями друг над другом, мы незаметно доехали до Академгородка. Суртаев в машине сообщил мне, что Коша уже приехал, и сейчас все собрались в квартире его (Суртаева) бывшей жены. Суртаеву Светку, и их первенца Димку я прекрасно знал, так как поженились они, когда мы были на втором курсе и жили в соседней комнате нашей общаги. Поэтому я попросил перед доставкой на место сбора заехать куда-нибудь по пути купить букет цветов для Светки. Сашка согласился поучаствовать в покупке хорошего букета роз и разделить затраты поровну. Мы уже ехали по Академу и в моей памяти всплывали знакомые места. Миновали район «Щ», выехали на проспект Лаврентьева, который в нашу студенческую бытность назывался проспектом Науки. За окном автомобиля замелькали здания научно-исследовательских институтов, словно выстроившихся в шеренгу. Было темно, и я по светящимся на зданиях институтов эмблемам, пытался вспомнить, где из них какой. Пока я безуспешно вспоминал, где институт Теплотехники, где Органики, а где Неорганики, мы подъехали к перекрестку с Университетским проспектом. А здание этого института я буду помнить до конца жизни! ИЯФ (4) приветствовал нас неизменным светящимся панно над главным зданием в виде бегущих навстречу полос, символизирующих электрон-позитронные пучки. Полосы красного и зеленого цвета сталкивались ровно посередине панно, и в месте столкновения вспыхивал большой, как мы в шутку называли, «костер». Большой красный светящийся щит, символизирующий результат столкновения очень походил издали на костер с языками пламени. Миновав институт Гидродинамики, с которого, собственно и начинался строиться Академгородок, мы выехали на Морской проспект. Суртаев попросил водителя остановиться. Мы вышли из машины, и я узнал место рядом с Красной столовой. Точно, это оно! Справа была аптека, а слева небольшой продуктовый магазин. Судя по вывеске, аптека и сейчас осталась аптекой. А на здании бывшей Красной столовой переливалась огнями вывеска: «СУПЕРМАРКЕТ». Я открыл рот от увиденного, но Сашка уверенно направился к входу этого Супермаркета, и мне пришлось его догонять. Внутри здания бывшей столовой многое изменилось.
 На первом этаже располагался гастроном, а под лестницей, ведущей на второй этаж, был цветочный ларек. Мы выбрали букет, и, проходя мимо лестницы, я спросил:
- А на втором этаже по-прежнему столовая?
- Бог с тобой! – Ответил Суртаев. – Ты, что не знаешь, что весь второй этаж занят под бутик, принадлежит Файзуллину, а директор бутика его вторая жена?
Я этого не знал. Мы поторопились к выходу. От бывшей столовой до Светкиной квартиры было две минуты езды. А через пять минут я уже вручал букет хозяйке, выслушивал радостные вопли Коши, знакомился с его женой и сыном, таким же худым и длинным, как Коша в молодости. Пришли и другие мои бывшие однокурсники. Файзуллина с новой женой пока не было, сказали, что они будут с минуты на минуту. Пообнимавшись и расцеловавшись со всеми, я успел только вымыть руки с дороги. Потом меня быстро усадили за стол, и я принялся догонять своих друзей в состоянии «не стояния». Еды и выпивки Светка, как обычно, наготовила с избытком. Я тоже привез фирменный презент - литровку водки «Калашников», для которой долго и мучительно освобождали место на огромном столе. Вскоре приехала чета Файзуллиных, причем, как и полагается «новым русским» не вместе, а на разных автомобилях. Кормилыч на огромном джипе, а супруга на среднем по размеру, но тоже джипе. На удивление, все пили очень мало, то ли из-за присутствия жен, то ли уже годы начинали брать свое. Файзуллин не пил вовсе, так как «был за рулем». Но и без алкоголя мы были пьяны от переполнявшего каждого чувства радости долгожданной встречи. Наперебой вспоминали незабываемые эпизоды вольготной студенческой поры, подшучивали друг над другом, глядя на изменившихся внешне и частично внутренне нас сегодняшних. Посмотрели старые видеозаписи, спели под гитару традиционный свой студенческий репертуар, не забыв и про «Гимн физиков». Время незаметно подползло к полуночи. Поскольку в Светкиной квартире такая орава никак не могла разместиться на ночлег, Кормилыч распорядился готовиться к отъезду в его просторный коттедж. Попрощавшись с хозяевами и проводив остальных гостей, живущих в Академе, мы подошли к автомобилям. Кошину жену отправили на машине жены Файзуллина, а Коша со своим сыном и я поехали с Кормилычем. Сашка сказал, что нам надо заехать в магазин затовариться продуктами, а женщины в коттедже за это время сделают все необходимое для «продолжения банкета». В такое позднее время поблизости работал только один магазин- Супермаркет в здании бывшей Красной столовой.
Набрав огромное количество продуктов, с кучей полных пакетов в обеих руках у каждого, мы вышли из супермаркета. Сашкин джип стоял на парковке, расположенной слева от здания, где во время нашей студенческой поры были мусорные баки. На полдороги к автомобилю меня вдруг словно пронзило током! Я ясно вспомнил свой сон, который когда-то рассказал мужикам, вспомнил все до мельчайших деталей! Значит, это был не сон! Двадцать пять лет тому назад кто-то показал мне во сне картинку моего будущего. Впервые в жизни я знал, что произойдет в ближайшие минуты! Я остановился и повернулся к Кормилычу:
- Ты забыл купить соль – сказал я уверенно.
Сашка остановился и уставился на меня.
- Точно, – произнес он – а ты откуда знаешь, что мне моя жена наказала купить соль? В коттедже у меня кончилась.
В будни Файзуллины жили в квартире в Академе, а в коттедж выезжали на выходные.
- Мне она по сотику напоминала об этом, так что ты не мог этого знать.- Удивленно продолжил он.
- Давай твои пакеты и иди обратно быстрее, потом все объясню - почти приказал я ему.
Покачав головой, Кормилыч поспешил снова в магазин. Несмотря на чувствительный морозец, он был без куртки, так как от автомобиля до магазина было совсем рукой подать, и верхнюю одежду он оставил в джипе.
 Я подошел к стоящим у автомобиля Коше и его сыну. Внимательно посмотрев на Кошиного преемника, про себя сказал: « Так вот ты кто неизвестный мне, но не чужой человек, которого я не узнал двадцать пять лет тому назад! За восемь лет до твоего рождения я видел тебя семнадцатилетнего!»




1 Феномен "дежа вю" (ощущение "уже виденного") знаком большинству людей: у человека, переживающего то или иное событие и полностью осознающего его ...

2 В Академгородке так называли столовую на Морском проспекте из-за доминирующего красного цвета здания

3 Лидер-гитарист Deep Purple
4 Институт ядерной физики СО РАН

26.06.2007