Не взирает Бог на твое внешнее. Часть 2

Ольга Степина Ерухова
(4) К сожалению, практически не сохранилось письменных источников, оставленных женщинами-суфиями, которые позволили бы нам глубже понять историю и характер женского участия в суфийской традиции. Наиболее распространенной практикой сохранения знаний в Суфизме всегда была их устная передача. Женщины же чаще всего предпочитали просто жить этим, используя духовные уроки и наставления как практическое руководство в своей жизни.
Однако необходимо отметить, что существует целый пласт культурных произведений, принадлежащих перу выдающихся женщин-суфиев. Это поэзия, песни, аллегорические описания опыта познания Бога и Истины и т.д.
Фатиме, или Джахан-Ара (Fatimah or Jahan-Ara), дочери Шаха Джахана, императора Индии (1592-1666 гг.), принадлежит произведение Рисаля-Сахибиия (Risala-i Sahibiyya), которое стало описанием необыкновенно красивого и утонченного процесса расцвета Суфизма в её сердце. Аиша из Дамаска (Aisha of Damascus), жившая в 15-м веке, является автором известных комментариев к «Маназэль ас-са’ерин» (Стоянки Духовного Пути – Хваджа Абдуллах Ансари). Хаяти Кермани (Hayati Kermani) принадлежала к семейству, посвятившему себя традиции Суфизма. Она составила диван (divan) (собрание поэм), в которых нашло отражение глубокое единство внешнего и внутреннего учения Суфизма.
Женщины-суфии и сегодня продолжают преподавать и распространять свой опыт как непосредственной передачей (из уст в уста), так и в письменной форме. Во многих исламских странах существуют женщины-учителя, которые особенно искусны в мастерстве целительства.

Суфизм всегда глубоко уважал женщин за их способность непрерывно находить убежище в Божественном и открываться, чтобы получать божественное вдохновение в лоне своего существа. Женщины имеют огромную способность терпеть, лелеять и любить - без требований, оберегая, опекая и воспитывая, обучая ритуалу существования. Они с полной решимостью готовы жертвовать своим благополучием ради спасения своих ближних и любимых.
Существует суфийская притча («Полтора ученика»), отражающая глубинную способность женщины к полному принятию учения и следованию ему до конца.

Притча. Во времена Оттоманской империи, в Турции один из гостей султана поведал ему об известном Шейхе, живущем в Анатолии. Султан решил послать за Шейхом, чтобы узнать, кто же он такой на самом деле. Когда Шейх прибыл во дворец и они встретились, султан обратился к нему со следующими словами: «Говорят, что у вас сотни тысяч истинных приверженцев. Так ли это?» «Нет, это неправда», - ответил Шейх. «Странно. Ну а сколько же тогда их у вас?» - продолжал расспрашивать султан. «Полтора», - загадочно ответил Шейх.
«Что ж, в таком случае мы устоим проверку. Мне самому надо убедиться в истинности ваших слов, - сказал султан. - На окраине города находится большое поле, туда мы и пригласим всех ваших последователей».
После этого разговора султан отправил гонцов во все уголки государства с сообщением, что через день Шейх будет находиться в таком-то месте и что их присутствие будет очень важно. А в поле, куда предстояло собраться всем последователям Шейха, султан велел установить большой шатер, куда тайно поместил несколько овец.
В назначенный день на поле прибыли сотни тысяч людей. Увидев такую огромную толпу, султан вышел из шатра и тихо обратился к Шейху: «Вы же говорили, что у вас только полтора ученика. А что же получается – кто же все эти люди?» «Не знаю, - был ответ. - Как я вам уже говорил, у меня только полтора истинных ученика...»
Тогда султан произнес, обращаясь к собравшимся: «Шейх совершил преступление и будет немедленно казнен, если не найдется десять добровольцев, готовых отдать свою жизнь ради спасения Шейха». В толпе началось волнение, люди стали испуганно переглядываться. И тут один из присутствующих вышел вперед со словами: «Он мой Шейх и он мой Учитель. Я готов пожертвовать собой ради его спасения». По знаку султана стражники взяли этого человека и отвели в тент. Там они зарезали овцу и кровь струей потекла за пределы тента. Все увидели это и поверили, что человек был обезглавлен.
Увидев кровь, люди сильно испугались, многим стало дурно. Тут вновь вышел султан и повторно сделал объявление, вызывая теперь уже девять добровольцев, готовых расстаться с жизнью ради любимого Учителя. Ответом ему было молчание. На какие-то доли минуты в толпе воцарилось полнейшая тишина. Затем встала женщина и сказала, что готова пожертвовать собой. Как и с предыдущим добровольцем, стражники отвели ее в тент и там зарезали вторую овцу.
Увидев, как свежая струя крови вытекает из тента и вливается в предыдущую лужицу крови, толпа в ужасе стала разбегаться. В считанные минуты поле полностью опустело. Тогда Шейх обратился к султану: «Вот теперь вы и сами убедились, что у меня всего лишь полтора настоящих ученика».
Султану ничего больше не оставалось, как согласно кивнуть головой. Затем он добавил, рассуждая вслух: «Теперь все ясно. Значит, этот мужчина – один ученик, а женщина – половина». «Нет-нет, - сказал Шейх. - Как раз женщина – это мой настоящий ученик, а мужчина – лишь половина ученика». И увидев, как при этих словах лицо султана приобрело недоуменное выражение, Шейх пояснил: «Мужчина не был уверен, что ему действительно предстоит умереть, тем более он не знал, что его убьют сразу же, в тенте, причем таким жестоким образом. А женщина знала, на что идет, она воочию видела пролившуюся кровь и все равно согласилась пойти на казнь. Вот она-то и есть настоящий ученик. Ученик с Большой Буквы».

Необыкновенная преданность, чувство глубокой любви и творческий потенциал, заложенный в женщине, способствуют ее продвижению по Суфийскому Пути, приближению к Божественному. С самого начала появления человеческого сознания и женщина и мужчина шли по Пути Воссоединения, приближения к Истине и Источнику мироздания. И хотя в этом мире дуальности мы можем оказаться в различных формах, в конечном счете нет ни мужчины, ни женщины, а есть лишь Реальность Бытия Бога. Предстоит ли нам безбрачие или преданное супружество, являемся ли мы женщиной или мужчиной, вне зависимости от этих сугубо внешних факторов человеку необходимо посвятить свою жизнь самому серьезному делу земной жизни – делу полировки зеркала сердца, чтобы быть в зикре (памятовании Аллаха) каждый миг своей жизни - мгновение за мгновением, дыхание за дыханием. Каждый момент мы вновь подтверждаем внутренний Союз, до тех пор пока не наступит растворение в Боге, когда не будет больше любящего или Возлюбленного, но только Единство, Реальность Бытия Бога, когда мы растворимся в Любви и сами станем любовью...
Твои молитвы – это твой Свет,
В твоей верности – твоя Сила,
Сон – враг обоих.
Жизнь твоя – единственный шанс,
что Жизнь дает тебе.
Если ты не помнишь об этом,
Она ускользает меж пальцев…
Все, что остается, - лишь пыль…
«Страж сердца. Стихи Раби’и» Чарльз Аптон


Использованы статьи: Women & Sufism by Camille Adams Helminski
Islamic Mysticism and Gender Identity by Leonard E. Hudson
и другие