Не взирает Бог на твоё внешнее. Часть 1

Ольга Степина Ерухова
(Очерк о месте женщины в суфийской традиции)

На пути восхождения к Истине важно тружение сердца, а не телесная форма из плоти и крови. Все великие суфийские мастера придерживались твердого убеждения относительно того, что любая женщина, вступающая на Путь Божественной Любви, не считается «женщиной» в смысле пассивности своего бытия, и о ней не судят лишь в соответствии с её физической природой. В океане Божественного Единства не существует ни «я», ни «ты», какой же смысл может иметь мужское или женское?

 Отвечая на вопрос о сути Суфизма,
 Мухаммед ибн Али аль-Кассаб сказал:
 «Суфизм заключается в благородном поведении (akhlaq karima)
 благородного человека,
 проявляющемся в благородное время
 в присутствии благородных людей».

(1) В Суфизме жизнь видится как Путь поиска приближения к Богу. И сокращая дистанцию между собой и Богом, Человек также приближается к Истине и Истинному Знанию. Душа является той субстанцией, которая простирается далеко за рамки земного тела и может проникать в Божественные сферы существования. Техники воссоединения с Высшим варьируются, но все они имеют три объединяющих начала: ритм, повторение и терпение, или стойкость. Внешне это может проявляться в разных формах – в проговаривании отдельных слов или фраз, в пении и танце.
Как духовная практика Суфизм в высшей степени необычное и уникальное явление, особенно на фоне существующих религиозных доктрин, опирающихся на тщетность и низменность человеческого существования и предлагающих путь отречения и сурового аскетизма. Большинство из них предлагает адепту пройти путем страдания и самоуничижения, что формирует чувство вины и ощущение суровости и безжалостности Высшего начала.
Язык же Суфизма – речение радости, любви и приятия всего существующего. Бог есть все, и как создания Его мы несем в себе ту частицу Божественного, которая позволяет нам в каждую секунду нашей жизни искать приближения и жить в единении с Высшим порядком.
Суфии стремятся к проживанию жизни в любви, реализуя ее в себе и видя ее целостное отражение вовне. Любовь есть все – Путь, Небо и Земля, жизнь и смерть, матери и учителя, мужчины, женщины, дети… Особенность суфийской стилистики – язык Возлюбленного, обращение к Любимой, тема глубоких любовных переживаний и инсайтов. Это было однозначным признанием потенции глубины и красоты, сокрытой в Женском начале Вселенной и в женщине, как реализованной женской субстанции здесь, на Земле. Руми красиво писал о женщине, представляя ее как совершенный пример творческой силы Бога на земле: «Женщина - луч Бога. Она - не только земной возлюбленный; она является творческой силой...» ( Матнави). Сила ее творческого могущества – в зачатии и порождении нового, будь то новая жизнь или предметы и события материального мира.

(2) Книга «Первые женщины-суфии» - самая ранняя работа в Исламе, полностью посвященная вопросам женской духовности. Написанная персидским суфием Аб Абд ар-Рахман аз-Сулами (умер в 1021г.), эта рукопись считалась долгое время утерянной (она была обнаружена в 1991г. в университетской библиотеке в Riyadh, Саудовская Аравия). Повествование дает нам портреты восьмидесяти женщин-суфиев, живших в центральных исламских землях с VIII по XI века н.э. Как духовные мастера и наглядные примеры исламского благочестия, они являлись уважаемыми мастерами и духовными проводниками наравне с мужчинами, демонстрируя в высшей степени глубокое и сокровенное понимание учения Суфизма, Корана и исламской духовности.
Мудрость, которой обладали эти женщины, позволяла им реализовывать себя в самых разных областях нашей жизни, и они становились учеными, поэтами, основателями суфийских школ, независимыми мистиками или аскетами.

 Однажды, когда его спросили о Суфизме,
 Самнун сказал:
 «Суфизм в том, чтобы ничем не владеть
 и в том, чтобы тобой ничто не владело».

(3) Уже в первые годы становления исламской традиции женщины, окружавшие Пророка Мухаммада, сыграли немалую роль в этом процессе. Жена Пророка Хадиджа укрепляла веру супруга и поддерживала его в трудные минуты. Фатиме - дочери Пророка Мухаммада и Хадиджы - одной из первых было передано глубокое мистическое понимание Ислама, и зачастую она признается первым мистиком в Исламе.
С развитием мистической стороны Ислама и в процессе духовного роста этого движения женщина-суфий Раби’я ал-Адавийя (Rabi'a al-Adawiyya) (717-801 гг. н.э.) была первой, кто сумел выразить отношения с Божественным на языке, который мы сейчас признаем как «язык суфиев», где Бог именуется Возлюбленным. Понятия, которыми Раби’я говорила о сущности Суфизма, были доступны и понятны любому человеческому существу. И хотя сама она прошла через многие трудности и горести на своем пути познания, ее двигающей силой всегда было не желание обрести рай и не боязнь ада, но любовь к Богу. «…я люблю Бога ... не из-за каких-либо Его даров и милостей, но из-за того, что это Бог». Её целью было достичь растворения в Боге. Согласно Раби’е, человек может обрести Бога, лишь обратив свой взор внутрь, ибо Пророк Мухаммад сказал: «Тот, кто знает себя, знает Бога».
Другой не менее уважаемой женщиной в суфизме была Фатима Нишапури (Fatimah Nishapuri) (дата смерти 838 г.), про которую Бестами сказал: «Не было никакой стоянки (макам) на духовном Пути, о которой я сказал бы ей, без того чтобы она ее уже не прошла». Однажды великого египетского Суфийского Учителя Зун-Нун Месри спросили: «Кто, по вашему мнению, занимает самое высокое положение среди суфиев?» Он ответил: «Женщина в Мекке по имени Фатима Нишапери, беседа с которой показала ее выдающееся глубинное познание внутренних значений Корана». Фатиме принадлежат слова: «Кто не держит Бога в своем сознании, тот допускает ошибку и находится в заблуждении, вне зависимости от того, на каком языке он говорит и в каком окружении находится. А тот, кто всегда с Богом, никогда не говорит кроме как с полной искренностью и усердно придерживается скромности и серьезного следования в своем поведении».

Цитата: Жена Суфия 9-го века Аль-Хакима Ат-Тирмизи (at-Tirmidhi) была мистиком в полном смысле этого слова. Она умела сновидеть, используя информацию снов для своего мужа и себя. В снах ее посещал Святой таинственный Хидр (Khidr). Однажды в одном из таких снов Хидр велел ей передать мужу, чтобы тот оберегал чистоту своего дома. Решив, что он имеет в виду беспорядок, оставляемый их маленькими детьми, Ат-Тирмизи во сне переспросила, что именно Хидр имел в виду. Жестом тот указал на свой язык: она должна была напомнить мужу блюсти чистоту его речи.

Среди женщин, которые следовали Путем Любви и Правды, были те, кто шел Тропой Радости, были и те, кто шел Тропой Слез. Ша’уана (Sha'wana), персидская женщина-суфий, была одной из тех, кто «плакал». Мужчины и женщины собирались вокруг нее, чтобы послушать её песни и учение. Она имела обыкновение говорить: «Глаза, которым не дано созерцать Возлюбленного, но которые горят желанием увидеть Его, не могут узреть его облик без слёз.» В своей жизни Ша’уана испытала особое, глубоко интимное воссоединение с Возлюбленным, с Богом, и пережила глубокие состояния (халь), пройдя различные духовные «стоянки» на Пути. Она стала одним из самых известных религиозных учителей своего времени.
А одной из тех, кто следовал Тропой Сердечной Радости, была Федха (Fedha), которая также была замужней женщиной. Она учила, что «радость сердца должна быть основана на нашем внутреннем мироощущении; поэтому мы всегда должны стремиться к пестованию радости в наших сердцах, пока все вокруг нас тоже не возрадуются».
В течение всех последующих столетий женщины всегда принимали заметное участие в духовной деятельности Суфизма. В рамках некоторых Суфийских орденов (тарикатов), женщины участвовали в проводимых церемониях наравне с мужчинами; в других же тарикатах женщины собрались в своих собственных кругах для чтения зикра, проводя собрания отдельно от мужчин. Некоторые женщины полностью посвящали себя аскетизму, уходя из общества и находясь вдали от людей, как это сделала, к примеру, Святая Рабия; другие же выбирали роль благотворителей, Исламских миссионеров, способствовали распространению Учения и научных исследований. Многие из Великих Суфийских Учителей разных эпох и народов, всемирно известных во всем мире, имели учителей-женщин, учеников-женщин и духовных друзей-женщин, которые оказали большое благотворное влияние на их мысли, сознание и бытие. А многие жены и матери, в свою очередь, оказывали поддержку своим родным и близким, продолжая в то же время свое собственное духовное восхождение к союзу с Возлюбленным.

Продолжение следует.