2. Бабушкин браслет

Наталия Сидо
1. http://www.proza.ru/2009/12/05/507

  Свое раннее детство  помню  в основном благодаря фотографиям, которых у меня намного больше, чем у сверстников. В начале 50-х годов фотоаппарат являлся почти предметом роскоши. Но у нас дома был и первый советский телевизор, и первый советский магнитофон, и соответственно пылесос, стиральная машина…  Папа не обращал внимания на отсутствие в доме хорошей мебели, красивой посуды, хрусталя.  Довольно большая офицерская зарплата расходовалась на образование детей, технические новинки, книги и приобретение модной одежды для мамы.
 
    Папа очень любил фотографировать. Поэтому у меня много черно-белых фотографий, в которых запечатлены моменты   жизни уже из прошлого века.   На первой фотографии мне восемь месяцев. Папу перевели служить в Подмосковье, и в небольшом военном городке под Звенигородом он  сделал этот первый  снимок.

Много лет самой загадочной  для меня  была фотография  бабушки – папиной мамы. Папа всегда говорил, что он из крестьянской семьи. И действительно дедушка жил в селе под Ельцом. В довольно большой комнате  с маленькой прихожей, которая одновременно была и кухней. Эти помещения были расположены в небольшом  одноэтажном доме, где в таких же отсеках жили еще три семьи.

    Дедушка работал бухгалтером в совхозе «Маяк». Жил он с Мариной Алексеевной: доброй, веселой, энергичной женщиной. Мне объяснили, что эта милая женщина  в белом платке на голове жена моего деда, но не моя бабушка. А бабушка –  загадочная женщина на красивой  и явно дорогой фотографии: на фоне  искусственного дерева стоит дама в шубе с воротником из чернобурки. На голове -  шляпа с полями и  каким-то замысловатым  пером-хвостом. На меня эта  шляпа  производила  шокирующе-восторженное впечатление. И конечно   вызывала недоумение: какая-то странная крестьянка получалась -  в шляпе, да еще  с пером.
 
    На  многочисленные вопросы,  которые вызывал  совсем не крестьянский облик  бабушки,   папа неизменно отвечал: «Мы из крестьян». При этом тон ответа не предполагал дальнейшего обсуждения. Еще больше непонимания  добавляла история с браслетом.

    В 1946 году папа приехал в совхоз  (так  все называли деревню, в которой жил дедушка) с молодой женой, чтобы познакомить  ее со своим отцом. Это был второй брак у  папы. Первый раз  женился в девятнадцать лет, и перед войной у него были уже две дочери. В сорок третьем году папу отпустили в отпуск, и он развелся с их матерью.

    Мама часто, но каждый раз по-разному рассказывала историю взаимоотношений с отцом: все зависело от ее настроения и степени обиды в момент рассказа на папу. Мамина версия была противоречива: с одной стороны, она не хотела выходить замуж за папу,  и  только  под дулом пистолета, который он держал в руке,  сказала   «да».  С другой стороны, мама всю жизнь любила только отца. Это был ее первый и единственный мужчина. Именно с ним она  впервые в жизни поцеловалась, и даже первый танец  станцевала именно с ним.  На фронте, в 44 году. Наверное, по этой причине мама очень болезненно воспринимала кинематографические истории про  доступных  и неразборчивых девушек на войне.  А я теперь понимаю, что все было очень по-разному.

    Так вот, в 1946 году мой дедушка, познакомившись с новой женой своего старшего сына, достал из комода небольшой беленький узелок, развязал его и предложил маме выбрать подарок из приданого Пани. Так звали мою бабушку, ту самую крестьянку с пером на шляпе. Мама рассказывала, что в платочке было  несколько пар серег, кольца и брошь в виде якоря. Но все эти вещи были с белыми камушками, которые очень сильно блестели и переливались, но не произвели на маму впечатления.  Только в небольшом  браслете она увидела красненькие камушки, которые ей очень понравились и показались по-настоящему ценными. И мама выбрала именно этот браслет. Прошло достаточно много лет, прежде чем она поняла, что остальные украшения были с бриллиантами.
   
     История Паниного браслета показала, что семейные драгоценности в дворянских семьях неслучайно передавались по наследству по женской линии. В нашей семье сохранился только  браслет, который выбрала мама.  Остальные вещи исчезли  сразу после  случая с подарком. И ни одна из жен младших братьев папы уже не получала украшений из приданого бабушки. Все эти украшения носили уже дочери Марины Алексеевны от первого брака. Поэтому  из Паниного приданого в нашем роду  сохранился только браслет, который дорог всем нам как память и оберег.
 
    В день свадьбы родители подарили этот браслет мне.  А 2006 году, через 60 лет после его появления в нашей семье, я подарила его дочери своей племянницы.   Девочку  назвали Марией – так звали мамину маму и мою бабушку.  И  я поняла, что именно эта девочка, родившаяся  в 2006 году и  унаследовавшая имя одной прапрабабушки, должна стать наследницей и хранительницей браслета другой своей прапрабабушки.

    Не один раз  задавала своему папе вопрос о происхождении браслета и украшений с бриллиантами в крестьянской семье. Ответ  получила только в 1992 году, незадолго до папиной смерти, но уже после похорон советской власти. Моя бабушка с пером на  шляпе была из богатой купеческой семьи, которая имела несколько магазинов в Ельце. Папа всю жизнь боялся, что такое непролетарское происхождение   может помешать ему  и даже нам, его детям.
 
    Секрет фотографии дамы с пером  просуществовал 76 лет. Почти столько же лет просуществовала советская власть. Фотография была сделана в 1916 году. В этом же году бабушка вопреки желанию родителей вышла замуж за полкового писаря  Ивана Абрамова. Скандал в семье был нешуточный. Но бабушка оказалась девушкой с характером. Она отказалась от обеспеченной и благополучной жизни ради того, чтобы стать женой любимого мужчины.

Красавица и большая умница Паня родила четырех сыновей. Умерла бабушка в возрасте 40 лет. Она не дожила до получения похоронки о смерти  среднего сына Вадима.

    Фотография другой бабушки, маминой мамы, поражала другим:  почти иконописное лицо очень печальной женщины, которую окружали шестеро детей. Пять дочерей и сын. Бабушку выдали замуж за поляка Жебровского, которого она не любила, но ослушаться отца не решилась. В 1918 году ее супруга  казнили за помощь большевикам. Белогвардейцы заставили смотреть на мучительную смерть  мужа мою беременную бабушку и ее дочерей. Через месяц бабушка родила сына.

    В 1924 году в поселке Красная Поляна родилась девочка, которой дали имя Зоя. Моя бабушка через пять лет после казни своего мужа  встретила свою первую любовь Андрея Сысоева, который был женат и имел детей. Но эта тихая и скромная женщина совершила по тем временам абсолютно безрассудный поступок: вдова героя гражданской войны родила ребенка от женатого мужчины. Незаконнорожденного ребенка. Это обидное и унизительное определение моя мама не могла забыть всю свою жизнь. Мою бабушку  оскорбляли и осуждали все.  Даже ее взрослые дочери.  Медицинскую причину смерти своей мамы восьмилетняя Зоя понять не могла. А  сводные сестры всю жизнь именно ее обвиняли  в смерти их матери. Бабушка умерла в 1932 году. Маме было всего 8 лет.

    А я так и не узнала, что такое быть внучкой у бабушек. Мне всегда не хватало общения с ними. Ведь только бабушки могут дать опыт безусловной любви, то есть любви без выполнения каких-либо условий. Мать и отец несут ответственность за воспитание ребенка, поэтому их любовь всегда обусловлена выполнением заданий, требований...  «Скушай кашу. Помой руки. Получи пятерки по арифметике.  Дома появись не позже  десяти вечера»... А вот дедушка и бабушка, на которых не давит ответственность, могут позволить себе любить ребенка таким, какой он есть.  Не скушал кашку – значит, не хочет ребенок кушать. Не помыл ручки – ничего страшного. Не получил пятерку –  в следующий раз получишь. Не пришел в десять – с кем не бывает... Примерно так дедушки и бабушки передают человеку опыт безусловной любви, дефицит которой является одной из главных помех в познании истинной любви и одной из причин формирования комплекса хорошей девочки: это когда всем надо угодить, всем понравиться, все ладненько и хорошо сделать. Для всех постараться. А главное о себе в последнюю очередь подумать. А потом удивляться: а почему обо мне другие так мало заботятся? А часто вообще  не  думают. 

     Дедушку Ивана я  помню, но он не стал для меня родным и близким человеком. Папа привозил нас к деду в совхоз во время своих отпусков несколько раз. Я тогда была маленькой девочкой. Хотя помню, как мы садились за стол,и взрослые сыновья моего деда начинали есть только после того, как дедушка  возьмет себе с общего блюда еду. И нам делали замечания, если мы торопились и не дожидались своей очереди. В той очереди мы  были последними. После всех взрослых. Может быть, это простое правило приучало к уважению к взрослым не только за обедом. Не знаю.   А еще  помню, как мой папа и его братья обращались к своему отцу на «Вы».  Меня так это удивляло. Так это было непривычно. И я обращалась к дедушке на «Вы». Сейчас это кажется таким странным.  Но так было.  Еще 50 лет назад.

Уже после смерти папы старшая сестра рассказала мне историю женитьбы дедушки на Марине Алексеевне. Их роман начался еще при жизни моей бабушки. После ее смерти Марина Алексеевна ушла от мужа и троих  дочерей к моему деду. И произошла страшная трагедия в небольшом селе под Ельцом. Супруг Марины Алексеевны повесился. Но, как говорили односельчане, проклял род моего деда.

 Страшно верить в это. Не хочется верить в это.  Но…  Все старшие дети уже несколько поколений нашей семьи несчастливы в браке и переживают настоящие семейные трагедии. У  старшей сестры по отцу муж погиб, попав под поезд. У старшего брата супруга умерла от рака в 37 лет. Почти все разводились после первого брака… Уже четыре поколения потомков моего дедушки трудно и сложно живут в браках, переживая разводы и утраты.

Я не хочу и не имею права осуждать своего дедушку. Я не знаю, что и как было. Знаю, что они с Мариной Алексеевной прожили долгую и счастливую жизнь. Дедушке было 86, когда он ушел от нас. Он был добрым,  очень спокойным  и понимающим других людей человеком. Поэтому думаю, что он был счастлив. Потому что именно счастливые люди удивительно терпимы к другим, спокойны и великодушны.

 Дедушку по линии мамы -  Андрея Сысоева - я не видела даже на фотографии. 

   3. http://www.proza.ru/2007/11/07/275