Леночка. кино-рассказ

Йосич
Всем, кто приходит
в этот мир не зря

Музыка П.И.Чайковского


Часть первая «Интернат»

Апрель (Подснежник)

Весна.
Окраина небольшого районного городка. Старинный двухэтажный особняк с мезонином из тех, что в царские времена принадлежал одной семье. Невысокий прозрачный забор ограждает большую территорию с аллеями, спортивной площадкой и футбольным полем. Вдоль забора по брусчатке едет небольшой автобус с красным крестом. За давностью лет не разобрать уже что это, скорая помощь или санстанция, но медицинская принадлежность транспорта не вызывает сомнений.
На площадке играют в футбол мальчишки разного возраста. За спортплощадкой на веревках сушится застиранное постельное белье. Его ряды кажутся бесконечными. Группа младших детей под руководством воспитателя подметает территорию.
В автобусе двое мужчин. Оба в белых халатах, но на врачей не похожи. Несвежая санитарная униформа надета поверх одежды. Они чем-то неуловимо между собой похожи. Холодные лица людей, делающих одну и ту же работу день за днем. Так могут выглядеть почтальоны, развозящие приглашения на свадьбу и телеграммы с печальными новостями в одной сумке. Так же могут выглядеть гонцы небес, приносящие вести свыше и охранники в лагере общего режима.
Мальчишки с криками бегут к воротам, открывают их, впуская автобус на территорию «специальной общеобразовательной школы-интерната для сирот». Именно так написано на табличке у ворот. Из автобуса выходят «ангелы-охранники» (Саша и Паша) с пачкой накладных и путевых листов в руках. Они идут по аллейке в сторону главного корпуса навстречу солнцу, и в контражуре их силуэты обрамлены сиянием. Мальчишка лет десяти, стриженный очень коротко, скачет перед ними и выспрашивает что-то. Получив ответ, резко разворачивается и бежит, опережая гостей, к зданию с криком «Леночка, Леночка, Леночка!!!»

титры «Леночка»

Завуч (Мария Николаевна) и директор (Юрий Дмитриевич) – милейший дряблый старик – принимают бумаги от гонцов.

- В «Солнышке» мы уже были. Продукты им завезли. Теперь к вам. Заодно и ее отвезем на вокзал.
- Вы уж, пожалуйста, присмотрите за ней, а то она у нас хорошая, но неприспособленная какая-то.
- Там все приспосабливаются. Не переживайте, взрослая жизнь быстро научит плохому.

Санитары перемигиваются и смеются.
В окно видно как завхоз с двумя дебильного вида подростками разгружают овощи из автобуса на кухню.
* * *

В спальной комнате на восемь кроватей собрались все старшие дети интерната.
Мальчишка бежит по длинному темному коридору.
Девочка (Леночка), стоя ко всем спиной, собирает вещи со своей тумбочки в спортивную сумку. Это фото мамы, книга, тетрадка с записями.
Стриженый гонец продолжает бежать по темному коридору, спотыкаясь и поскальзываясь.
Ребята молча смотрят в спину Леночке.
Мальчишка залетает в комнату. Он только хотел крикнуть «Леночка!» как кто-то зажимает ему рот ладошкой.
В наступившей тишине, девочка разворачивается лицом ко всем. Мы видим тонкое бледное лицо подростка, который видит весь мир прекрасным. Она улыбается своей большой семье, которую покидает.

* * *

На крыльце собралась вся школа. Суматоха. Юрий Дмитриевич выстраивает школьников и персонал на ступеньках у входа. Ритуал прощания давно известен. Леночка стоит лицом к дому, который покидает. Сумка лежит у ее ног. Школьники и преподаватели поют ей в последний раз песню о школе. Аккомпанирует им завхоз на старом баяне. Два дебильного вида подростка стоят возле завхоза и кивают головами в такт музыке.
Леночка во время песни смотрит на них и разговаривает, но очень тихо. Так, что нам кажется, что она говорит сама с собой.
- Милые мои. Добрые вы мои. Я так не хочу уходить. Мне жаль покидать вас. Но пришло мое время, как приходит время каждого. Я ухожу, ведь у меня так много дел впереди. Знайте же, со мной все будет хорошо. Я проживу большую и счастливую жизнь. У меня будут друзья, любовь, работа, дом. У меня будет ребенок, обязательно девочка. Я очень хочу сделать в жизни что-нибудь хорошее. Я вас люблю. И не надо плакать. Милые вы мои.
Заканчивается церемония прощания. Юрий Дмитриевич не доволен завхозом – тот «залажал» финал песни. Все обнимаются с Леночкой по очереди. Можно различить в толпе и лучшую подругу, и мальчика, который любит нашу героиню. Мария Николаевна причитает «Прости нас, Леночка». «Все хорошо, Мария Николаевна, все хорошо» отвечает Леночка. Стриженый мальчишка утирает слезы и прячет лицо.
«Проверь паспорт и деньги» «Леночка, приезжай!» «Леночка, я тебе позвоню» «Доброго пути»
И вот Леночка уходит по аллейке, а за ней как телохранители или конвоиры идут два парня из автобуса в бело-серых халатах. Она садится в автобус, а один из санитаров захлопывает дверцу за ней. Водитель садится за руль автобуса, напевая, «Ехали цыгане, не догонишь. Пели они песню, не поймешь».

Часть вторая «Вокзал»

- «Была у них гитара, не настроишь. И, в общем, ничего не разберешь! Буты-ы-ы-лка вина, не болит голова…»
Это уже продолжает петь маленький чернявый мальчишка под аккомпанемент гармошки на перроне шумного южного железнодорожного вокзала.
Леночка, проходя мимо мальчишки, останавливается.
- Привет!
- Привет!
- Тебя как зовут?
- У що такое.
- У тебя все нормально?
- Не понял!
- Может тебе помощь нужна?
- Що ты хочешь из под меня?
- Вот посмотри на себя. Ты такой маленький, тебе в школу надо ходить, учиться. А ты тут попрошайничаешь на вокзале.
- У-у-у! Началось.
- Даже если у тебя нет родных, которые должны о тебе заботиться, всегда есть выход. Вот я сама интернатская…
- Слушай, ты, интернатская…! Все у меня есть, и родные тоже есть. И тут я не попрошайничаю, а ра-бо-та-ю! Поняла?
- Послушай, мальчик…
- Ты куда шла, девочка?
- В кассу!
- Вот и иди в… в кассу.
- Я только помочь тебе хотела.
- Помощница! Гляди, как бы тебе помощь не понадобилась!

* * *
Очередь в кассу. Жарко и душно в кассовом зале. Леночкина очередь покупать билет. Она чуть ли ни с головой ныряет в кассовое окошко, чтобы разглядеть кассиршу. Ей так хочется видеть, с кем она общается. Кроме того, кассирша говорит тихо. Ей лень нажимать на кнопку громкой связи и нам не всегда слышно, что она бубнит. Сумку Леночка ставит на пол прямо у своих ног.
- Мне один до Богополья.
- Бу-бу-бу
- До Богополья, у меня там бабушка.
- На какое число?
- На сегодня, один. Мне.
- Бу-бу-бу
- Я одна, один билет.

Наглый мужчина босяцкого вида с пиджаком, перекинутым через руку, лезет к кассе.
- Мне только спросить. Пропустите меня, мне только спросить. Дайте пройти. Билеты на Кишинев есть?
- Бу-бу-бу
- Спасибо. Всем спасибо. Ухожу, ухожу. Иду в очередь.

Пока он лез к очереди, ругался со всеми и оттеснял Леночку от кассы, его подельник утянул Леночкину сумку, стоявшую спокойно на полу.


- Бу-бу-бу.
Это кассирша уже говорит Леночке.
- Что?
- Давайте деньги и паспорт!
- Сейчас.
Леночка наклоняется за сумкой. Сумки нет.
- Простите, вы не видели мою сумку? Вы не видели?
Очередь начинает нетерпеливо шуметь и к окошку уже протискивается следующий по очереди.

* * *

Скучающий сержант милиции – патрульный, равнодушно смотрит на девочку, которая рассказывают ему о краже.
- Там все вещи, деньги.
- Документы!
- И паспорт, и аттестат, и направление на работу, все.
- Хочешь, пиши заявление. Хотя бестолку. Документы выбросили уже, где-нибудь в урну. Может, кто и принесет когда. Но вряд ли.
- А что же делать?
- Ничего, домой ехать. К мамке под юбку, раззява!
Сержант разворачивается и уходит.
Маленькая доверчивая девочка стоит на вокзальной площади и плачет. Проходящие мимо люди обращают на нее внимание, но никто не остановится даже спросить.
- И що случилося?
Это мальчишка-певец дергает Леночку за рукав.
- Сумка… деньги…
Всхлипывает Леночка.
- Все ясно, помощница она, собиралась помогать, теперь я должен ей помогать… и где только такие помощники находятся…на мою голову…
Бормоча под нос, мальчишка уходит. Леночка удивленно смотрит ему в след.

* * *
 
Леночка сидит на ступеньках у входа в вокзал. Запыхавшийся мальчишка садится рядом с ней.
- На!
Она радостно поворачивается к нему. Он протягивает ей … хот-дог.
- Ешь! Помощница… Знач так. Про деньги и вещи забудь. Документы дело такое… в общем … ну оно тебе не надо… короче, паспорт твой я у Седого выкупил, на остальное денег не хватило, так что, вот он.
Протягивает Леночке паспорт. Она, с набитым ртом, пытается выразить всю свою благодарность, но получается очень смешно. В дальнейшем диалоге Леночка только мычит и кивает головой.
- Значит, денег нет. Угу. Жить негде. Работы нет, профессии тоже. Скажу тебе как специалист, тебе одна дорога!
Леночка в страхе машет головой «Нет! Это никогда!» и что-то нечленораздельное мычит. Мальчишка спокойно продолжает.
- Одна дорога тебе… на юг! На море, на курорт, там летом работы завались. И крыша над головой будет, и денежек заработаешь для начала. Эх, я бы сам на юга рванул, да работа не отпускает!
Резко разворачивает меха гармошки со звуком громко скрипнувшей двери.


Часть третья «Базар»

Июнь (Баркарола)

Лето.
Скрипнула закрытая дверь вагончика, как будто кто-то развернул меха гармошки. По радио звучит классический вариант Чайковского «Времена года» июнь, баркарола. В вагончике тесно и жарко. За окном шум морского курорта.
- И кто тебя ко мне прислал? – это говорит тридцатилетняя брюнетка с хамоватым выражением лица (Марина).
- Я сама пришла – отвечает Леночка.
- Че значит сама? Чья ты?
- Из интерната вышла, работу ищу. Подумала, может быть вам тут работники нужны?
- Может и нужны. Может и работники. Звать как?
- Леночка.
- Придешь вечером. После закрытия рынка. Будешь убирать.
- Может, на ушки ее поставим? Как раз некому – это молодой модный небритый кавказец (Давид).
- Эй, гость страны, помолчи, а? Я тут хозяйка или что? И выключи эту хрень! - показывает на радио.
Давид нехотя убирает звук до минимума, продолжая прислушиваться к Чайковскому.

* * *

Поздний вечер на маленьком курортном рынке. Леночка вместе с несколькими бомжами подметает пол. Вдоль рядов идет старый кавказец (Эдуард). Седые волосы зализаны наверх. Цветная гавайская рубаха и шорты, из которых торчат жилистые стариковские ноги. Видно, что именно он хозяин рынка. Рядом с ним Давид и Марина.

- Тебя как зовут?
- Леночка.
- А меня Эдуард.
- Красивое имя.
- Конечно же. Мои родители хотели, чтобы я жил красиво и поэтому дали мне красивое имя. И братьям и сестричке. А у тебя большая семья?
- Очень большая. Я же из интерната. Вы себе не представляете, как я по всем им скучаю. Вот смотрите, что они мне написали на прощание в дневнике.
Вынимает из кармана тетрадку и показывает ее всем.
- А девочка добрая. Ты девочку не обижай. Может, ее на ушки поставим? Как думаешь? – говорит Эдуард Марине. Уходит, по-отцовски обнимая за плечи Давида.
- На ушки, бл…! – только и может процедить неслышно сквозь зубы обиженная Марина.

* * *

- Ушки, кому вкусные копченые свиные ушки! – торгует наша Леночка. Делает она все прилежно, красиво. Улыбается и болтает с покупателями. Видно, что ей эта работа очень нравится. Молодой кавказец все время где-то рядом. Очевидно, что он собрался всерьез покровительствовать девочке. Леночка невинно ему улыбается. Она благодарна каждому, кто относится к ней по-человечески. Марина видит поведение Давида и улыбки Леночки. Злость и ревность написаны на ее лице.



Жаркий и душный вагончик.
- Где еще тысяча? – Марина ведет допрос не на шутку.
- Все было вот тут – Леночка показывает на пачку денег, которая лежит на столе.
- Тут не хватает тысячи.
- Я все держала в фартуке. Они не могли пропасть. Я пересчитывала сто раз.
- Ты работаешь всего неделю. Зарплату ты еще не получала. Откуда у тебя мобильный телефон?
- Мне Дато денег дал.
- Давид? Ты давал ей денег? За что это, мне интересно?
Дато что-то бормочет себе под нос, машет руками и выходит из вагончика. Ему совсем не интересны «бабские» разборки.
- Ты врешь насчет Дато?
- Я не вру. Я не брала вашей тысячи
- Ты ее не брала, конечно же, ты ее украла! Сука! – Марина бьет Леночку по лицу. В удар этот вложена вся женская ненависть к девочке.
- Эй, Марина, почем это делаешь? – в окно заглянул Давид.
- А ты вообще закрой рот, тряпка!! Я Эдику еще не все рассказала!
 Давид отворачивается от окна.
- На востоке за воровство отрубают руки. Ты девочка красивая. И мне тебя жа-а-а-а-лко. Поэтому я отрублю тебе только один палец. Чтобы в другой раз неповадно было! – Марина держит в руке топорик для мяса. Второй она хватает руку Леночки и прижимает ее к столу. Она делает большой взмах. На лице Леночки не дрогнул ни один мускул. Она даже не отдернула руку со стола. Марина глядит ей в глаза. Она, конечно, не готовы была рубить палец, она просто хотела напугать девчонку, но та ни капли не напугана. Проиграв эту немую «дуэль», Марина со злостью вонзает топорик рядом с Леночкиной рукой.
Давид стоит у дверей и курит. Мимо идут люди с пляжа и на пляж. Он нервничает и бьет кулаком правой руки в ладонь левой. Губы беззвучно говорят какие то плохие слова. Различимо только одно слово - «Гадина!»

Часть четвертая «Мент»

- Надо же, какая гадина! – это мент в растянутой майке и форменных брюках, сидя за облупленным столом, журналом гоняет назойливую летнюю муху. Китель его висит на спинке стула. На одном погоне три звездочки, на втором четыре. Тут же. в маленьком «обезьяннике» за решеткой, спят его жена и ребенок послеобеденным курортным сном. Возле них раскиданы пляжные принадлежности. На решетке сушатся купальник и детские плавки.
Перед милиционером сидит Леночка. Мент разглядывает ее паспорт, сверяя фото с оригиналом. Разговор идет шепотом.

- Как же так, девочка, получается? Свидетели говорят, что Марина тебя била, угрожала, чуть пальцы тебе не оттяпала, а ты не хочешь заявление писать? А?
- Жалко мне ее.
- Чо значит жалко?
- У нее детишек двое, с мамкой в деревне сидят, муж давно бросил. Вот она и обозлилась на всех.
- Тебе-то, что до ее жизни? Ты чуть своей не лишилась!
- Она на самом деле добрая, только обидели ее сильно. Не буду я ничего писать. Отпустите меня, дяденька, пожалуйста.
- Значит так, Елена Сергеевна!
- Леночка – тихо сама себе говорит Леночка
- Что? – не расслышал капитан-лейтенант
- Леночка – чуть громче сказала Леночка
- Знач-так, Леночка – с сильным ударением на ее имя говорит мент. Мне тут на курорте лишние проблемы не нужны. Без тебя есть чем заниматься. Так что вали-ка ты отсюда на хер. Мой тебе добрый совет! – ласково говорит он и поднимает вместо пальца перед ее лицом полосатый жезл.

* * *

Скрип тормозов, на жезл останавливается КамАЗ с прицепом. Леночка стоит рядом с милиционером на трассе. Из КамАЗа в сторону мента выползает водитель с документами и на ходу бормочет
- Да ну что ж такое? Что уже нарушил? Ехал нормально, что опять такое?
- Водила, слышь, девочку отвези.
- Куда?
- Да куда хошь.
- Мне на поле к корейцам в бригаду за товаром.
- Отлично! Вот туда и отвези. Только гляди мне. Чтобы все нормально было. Я номер твой записал! – разворачивается и уходит в сторону своего пункта. И мы видим что на ногах у него смешные женские домашние тапочки. Палочка уныло болтается в правой руке. Внезапно он останавливается, поворачивается в сторону отъезжающей машины, достает ручку и записывает на руке ее номер. Потом как мальчишка ударяет ногой по пустой консервной банке. Бом!

Часть пятая «Любовь»
Август (Жатва)

Бом! Рельса зовет на полевой обед. Длинный стол под камышовым навесом. Чуть поодаль от стола собралась в кружок большая и дружная корейская семья Пак. Они решают какие-то свои производственные вопросы. Разбираются с водителями, ведут расчеты. За столом бомжеватого вида наемники и добросовестные гастарбайтеры – молдаване. Леночка подает на стол еду. Старожилы бригады, переглянувшись, запускают «бородатую» застольную шутку для новичков – молдаван. А знаете, мол, за чьим столом сидите? А корейцы, они ведь собак едят. Новички внимательно смотрят на мясо, которое им приносят. Все ржут. Молдаване, в страхе озираются и принюхиваются к еде. Но кушать при этом продолжают.

* * *

Деревенская дискотека в фойе старого клуба. Несколько жалких фонарей и самопальные колонки с плохим звуком и старенькой музыкой. Леночка и красивый молодой, хорошо одетый кореец Игорь Пак, который чувствует себя тут королем. Они с компанией таких же полевых «мажоров». Все общаются сквозь шум.
- Хочешь виски с колой?
- Что?
- Виски с колой. Хочешь?
- Ого. Дорого…
- Я для семьи ничего не жалею. Семья это святое.
- А я-то тут при чем? Я же не твоя семья?
- Ты тоже моя семья.
- Да? Интересно. Как это?
- А ты будешь моей женой.
- Да что ты!
- Скоро конец сезона. И я женюсь на тебе.
- А что родители скажут?
- Что родители? У меня своя доля в этом бизнесе. Мне уже двадцать. И я имею право решать сам.
- Только не надо ничего обещать. Пройдет немного времени и ты забудешь обо мне.
- Клянусь, я тебя никогда не забуду.
- Тсс (она кладет ему палец на губы) никогда не клянись …никогда. Не надо.

* * *

В этот вечер они уехали с дискотеки намного раньше других. Первая ночь настоящей любви наступила в жизни Леночки. Поцелуи в машине Игоря на полном ходу. Машина, управляемая страстью, съезжает в кювет. Игорь пытается расстегнуть на Леночке одежду. Она вырывается и выскакивает из остановившейся машины. Он в недоумении выходит из машины и смотрит на нее. Он не может понять всех чувств, которые овладели Леночкой. Ему кажется, что она обиделась и сейчас что-то резкое скажет ему и уйдет. Но она, молча и очень красиво, начинает сама расстегивать и снимать с себя одежду. Отвернувшись от него, голая она идет к черной реке и ныряет в воду. Долго проплыв под водой она резко выныривает. Мы видим мокрое лицо Леночки.

* * *

И снова мокрое лицо Леночки. Это уже не ночная река. Это день в полумраке шалаша, который стоит на краю лукового поля. Леночка и Игорь. Страсть не отпускает их и днем. Солнце пробивается сквозь щели. После он читает ей стихи корейского поэта.
- В ту ночь, когда я буду у любимой, тебя, петух, я попрошу не петь!
 Когда твой крик не будет раздаваться, мы не заметим, как придет рассвет.
 А пение твое средь темной ночи Напрасно будет душу мне терзать.
Слышен шум работающей полевой бригады. Кто-то зовет Игоря.

* * *

Мама и папа Паки сидят за столом в шалаше. Напротив них сын Игорь.
- Игорь!
- Я не хочу говорить об этом, мама. - Игорь общается только с мамой. Папа все это время молча сидит.
- Я не об этой девочке, сынок. Я, позволь мне, о бизнесе. Дела на твоем участке плохи. От тебя постоянно приезжают машины с недостачей. Вес меньше чем заявлено. Мешки порванные. Может быть, мы с папой и ошибаемся, но нам кажется, что ты абсолютно не контролируешь работу бригады. Чем ты занят все время? Чем занята твоя голова. Через месяц мы свернем здесь работу, и ты вернешься в Англию в академию. Тебе надо учиться. Ты должен получить диплом. Ты должен найти хорошую работу и только потом будешь думать о… всем остальном. Ты же помнишь, как дедушка хотел, чтобы ты вырос умным и счастливым. Ты же так хотел порадовать дедушку своими успехами.
За стенкой шалаша летняя кухня, на которой работает Леночка. Она невольно подслушала разговор и замерла, чтобы ее не услышали. По щекам текут слезы. Руки комкают фартук.

И тут вступил в разговор отец:
- Пока твои родители живут, служи им так, как надлежит по правде.
 Когда они покинут этот свет, тогда уже раскаиваться поздно.
 Неповторимо в жизни лишь одно: родителям высокое служенье.

* * *

Тот же стол под шалашом на поле. Та же семья Пак недалеко от стола. Так же за столом сидят работники. Повариха сама подает еду. Игорь удивленно спрашивает ее:
- А Леночка где?
- Откуда я знаю. Нет ее с утра. Вы хоть посмотрите, вещи никакие не пропали?

Бомжи все также тупо шутят про еду из собак. Только гастарбайтеры новые – это наемные работники из Закарпатья - «Западэнцы». Они хладнокровно, совсем не так как горячие молдаване, слушают сказки о том, что еда за этим столом приготовлена из собачатины. Слушают спокойно до тех пор, пока один из них не срывается из-за стола, закрыв рот рукой. Он не далеко убежал со своим рвотным позывом. Никто уже не смеется. Мы слышим, как он блюет за летней кухней.

Старенький пригородный автобус. Кого-то тошнит прямо в автобусе.
- Остановите, водитель, девочке плохо.
- Высадите, наконец, вы эту алкоголичку.
- Отвернись, Пашенька, тетю укачало. Хорошо, что ты выпил таблеточку мой маленький.
Автобус тормозит в поле. Из автобуса выбегает Леночка. Ей плохо. Леночкин сосед по автобусу смотрит на книгу, которую оставила Леночка на сиденье. Его рука задергивает занавеску. Темно.

Часть шестая «Больница»

Октябрь (Осенняя песнь)

Осень.
Темно. Коридор поликлиники. По темному коридору практически наощупь идет мужчина.
- Доктор!
- Вы мне?
- Да, вам. Мне нужен доктор.
- Девушка, нет света, и я думаю приема, наверное, сегодня уже не будет. Идите домой.
- Пожалуйста, помогите мне.
- Чем я могу помочь? Кроме того, света нет! Я ничего не вижу!
Он стоит и нам виден только его силуэт. В тишине мы слышим как Леночка плачет.
- Что-то произошло?
- Да. Мне кажется, что я беременна.
- Но я то тут при чем?
- Девчонки в общежитии говорят, что это все признаки беременности. Они притащили журналы, и мы все-все сравнили. У меня будет ребенок! Я так рада.
Он присаживается рядом с ней на низенькую скамеечку в коридоре.
- Значит, ты живешь в общежитии.
- Да. Текстильщиков. Там работу мне дали… на этаже. Денег мало, но люди помогают.
- А что отец ребенка?
- Он и не знает ничего. Я не хочу ломать жизнь ему. У него свои большие планы.
- Послушай, а как же ты будешь рожать одна, без денег, без жилья. Это же очень тяжело, дорого, в конце концов. Не каждый может себе финансово позволить рожать детей сегодня.
- Что вы! Я даже о этом не думаю.
- А надо думать об этом. Надо. Ты, знаешь что, рожай. А если тяжело будет, то поможем, пристроим ребенка в хорошие руки. И денег тебе заплатим. Ты только роди здоровенького, полноценного.
- Что вы говорите? Как это пристроите ребенка?
- Ну, как это бывает, у одних нет денег, у других нет детей. Вот и люди друг другу помогают.
- Да что это вы?
- Ты не торопись отказываться, вот тебе моя визитка, если что позвони мне. Все будет просто замечательно.
- Как вы такое только можете говорить, доктор! Это же ужасно!
Леночка убегает. Включается свет в коридоре. Мы видим, что мужчина совсем не доктор.
- А вот и свет! – говорит он сам себе.
Открывается дверь кабинета гинеколога, на пороге доктор и жена мужчины.
- Милый, прости, что так долго. Не было света, и доктор не мог заполнить историю болезни.
- К сожалению, наши совместные усилия пока ни к чему не привели. Но надо продолжать работать в этом же направлении. Не отчаивайтесь ни в коем случае, и вот увидите, у вас обязательно все получится.
Доктор поворачивается и берется за ручку двери в кабинет. Дверь открывается.

Часть седьмая «Храм»

Дверь открывается. Это большая дверь в церковный храм. Леночка заходит в церковь.
В полумраке мы видим несколько человек. Леночка, не зная куда идти, стоит посредине храма.
- Что за молодежь! Ни стыда, ни совести. В Божьем храме с непокрытой головой – шипит на нее старушка.
- Что? – искренне не понимает Леночка. Она первый раз в церкви.
- Платочек надо накинуть, девушка. Так положено – Богато одетый большой человек (Александр Анатольевич), появившийся рядом, шепнул ей на ухо.
- У меня нет. Я не знала.
- Танечка, дай платочек девочке – это он говорит своей красивой молодой жене, которая держит за руку маленькую девочку.
Таня вынимает из сумочки и протягивает платок Леночке. Та неумело накидывает его себе на голову и продолжает стоять, не зная, что же надо делать.
Таня оценивающе оглядывает девочку и что-то шепчет на ухо мужу. Он удивленно смотрит на жену и протягивает ей руку. Таня жмет ему руку. Александр второй рукой разбивает пари.

Леночка подходит к месту, где продаются свечи.
- Скажите, я хотела бы поставить свечку.
- За здравие? За упокой? За кого?
- За здравие всех живых и за упокой всех мертвых. И еще за то чтобы у всех все было хорошо, и чтобы все любили друг друга. Можно так?
Женщина, сидящая за прилавком, медленно поднимает на Леночку глаза.
- Можно. Тому, кто хочет этого, тому все можно!

* * *

На улице возле церкви Таня с малышкой и мужем ждут выхода Леночки. Из окошка дорогой машины, припаркованной рядом, торчит голова их сына, который подает нетерпеливые знаки родителям.
Леночка выходит из церкви.
- Вы меня ждете? Ах, да. Извините, я забыла. Спасибо за платок – снимает его с головы и протягивает Татьяне.
- Что вы? Пусть это останется у вас. Мы вас ждали совсем по другой причине. Извините, что мы вас вмешиваем в наши семейные отношения, но только вы сможете разрешить наш спор. Дело в том, что моя милая супруга похвасталась своей проницательностью. И если она права, то я выполню любое ее желание. Если же она ошиблась, то ей придется выполнить мое желание. Еще раз прошу прощения за такую блажь. Но ответьте нам, пожалуйста – вы беременны, у вас проблемы и вам негде жить. Так или нет?
Леночка покраснела, вспыхнула, смяла платок и, кинув его в Александра Анатольевича, быстрым шагом пошла прочь.

- Милая, ты в этот раз права. Я проиграл и выполню твое желание.
- Значит, ты ей поможешь.
- Значит, я ей помогу.

Часть восьмая «Дом»
Февраль (Масленица)

Зима.
- Я ей помогу.
- Моя благодарность будет безграничной, Евгений Владимирович.

Александр Анатольевич в большом и красивом кабинете беседует с мэром города. За спиной у мэра огромная карта города.

- Вы же знаете мою Танечку. Если она берет над кем-нибудь шефство, то это очень серьезно. Мы устроили девочку на легкую работу. Все-таки у нее уже седьмой месяц пошел. Нашли уголок в общежитии. Но ребенка она должна принести в собственную квартиру. Вы меня понимаете. Танечка так себе придумала. Так что вы уж нас не подведите, Евгений Владимирович.
- Александр Анатольевич, считайте, что ключи от малосемейки уже в руках у вашей… подопечной. А вы уж со своей стороны мои вопросы не оставьте без внимания.
- Ваши вопросы, Евгений Владимирович, у меня всегда на первом месте.

* * *

Комната в общежитии, где живет Леночка.
- И еще вопросы, Евгений Владимирович, от телезрителей.
Девчонки смотрят прямой эфир с мэром города. Среди них и Леночка, которая, закутавшись в плед, сидит на кровати, поджав под себя ноги.

 - Вас спрашивают жители города – какова судьба недостроенного малосемейного дома?
- Докладываю вам и всем жителям города. Буквально через месяц дом будет сдан. Нам удалось закончить этот долгострой.
- И все квартиры будут проданы по коммерческим ценам?
- Ни в коем случае. Все, кто стоял в очереди на эти квартиры, все получат их, как и было обещано. Вот, к примеру, одну из квартир, однокомнатную, конечно же, маленькую, получит Елена Сергеевна Измалкова. Выпускница интерната для сирот, сейчас живет временно в общежитии, работает, готовится стать матерью, к сожалению, одиночкой. Такие случаи у нас нередки. Город просто обязан заботиться о своих социально незащищенных горожанах. Это долг каждого из нас.

Леночка отводит глаза от телевизора и замечает четыре пары внимательно разглядывающих ее глаз. Девчонки пристально смотрят на нее. В глазах у них огромный знак вопроса и зависть.
Леночка искренне удивленно пожимает плечами и говорит в ответ на все их немые вопросы и упреки:
- Друзья…

* * *

Дзинь. Квартира в новом доме. Из мебели только обои. На полу стоит телефон. Леночка хватает трубку. Еще один звонок. Это дверной звонок.
 
- Это друзья!
Леночка открывает дверь. На пороге с мешками покупок Танечка и водитель Александра Анатольевича.
- Привет Леночка, мы на секунду. Обживайся, милая. Поставь, Костя, все это на кухню. Как там у вас? (кивает на живот) Ну и отлично. А вот и Сашенька звонит. Да, милый, я у Леночки. И тебе большой привет от нее. Да, нормально. Вот только цвет обоев мне не нравится. Маленькому нужны поярче расцветки. Я выберу сама и ты пришлешь мастеров, чтобы переклеили. У нас должно быть все самое красивое.

Разговаривая, Татьяна быстро ходит по квартире, хозяйскою рукою расставляя что-то, поправляя что-то, беззвучно возмущаясь недоделками. Леночка, не зная, что делать, просто стоит в центре этого «урагана» и кивает головой.

- Ну, все, милая. Чмоки-чмоки! До встречи, Леночка.

Таня убегает. Леночка остается одна. Она замерла. Ее взгляд уткнулся в стены нового дома. Она не верит своим глазам и даже не знает с чего начать жизнь в новом доме. Достает из сумки портрет мамы и ставит на подоконник.

Звонок. Леночка бросается к двери. Не спрашивая, она открывает двери. На пороге стоит немолодая худая женщина в теплом платке. За руку ее держит мальчик лет пяти. Оба одеты очень скромно.

- Можно?
- Конечно.
- Мда. – женщина проходит в комнату. Оглядывает голые стены. - Мда. Маловата, конечно.
- Да, нет, совсем не маленькая. Мы тут прекрасно разместимся.
- Вы конечно разместитесь. Даже не сомневалась.
- А вы мои соседи?
- Нет, не соседи. Это наша квартира. Должна была быть. До тех пор, пока ты не появилась. Уж не знаю, чем ты эту квартиру себе заработала, но ордер нам не дали.
- Простите, я не знала. Это не я. Это мне…
- Не знала? А что ты знаешь вообще? Как жить в нищете, знаешь? Как растить ребенка с церебральным параличом в общаге? Знаешь? Как жить на одно пособие по инвалидности, может, знаешь? Как выходить второго с астмой знаешь? Как стирать и мыться в корыте знаешь? Как стоять 15 лет в очереди на малосемейку, чтобы в последний момент у тебя отобрали ордер ради какой то шлюхи, это ты знаешь? Как жить с тюфяком вместо мужа, которому ничего не надо, тоже знаешь? Пришла, хвостом повиляла, забеременела от кого надо, и все ей тут. Нате квартиру! - Оглядывает дорогие подарки и продукты, которые лежат в доме.
- Я, честное слово,не знала. Я бы никогда не согласилась, я откажусь от нее.
- Ой, не смеши народ. Откажется она. Ордер на тебя уже выписан. По телевизору показали, как мэр тебе лично ключи вручил. Откажется она. Я так, зашла просто посмотреть. В глаза тебе, да на квартирку нашу. Будешь тут жить, да вспоминать у кого ее отобрала. Хотя у сегодняшней молодежи совести нет. Перешагнешь и не вспомнишь.
- Я верну эту квартиру. Она будет вашей. Я не знала об этом. Я бы ….
- Ладно, девочка. Не кипятись. Пройдет. Поболтали, да и будет. Живи себе спокойно. Пошли, Юрочка.
Женщина уходит, уводя за руку ребенка.
- Я верну эту квартиру. Так не правильно. Так не должно быть. Надо что-то делать. Надо, наверное, в исполком.
Звонок. Леночка кидается к двери. Там никого нет. Еще один звонок. Это телефон. Леночка поднимает трубку.

- Леночка!
- Игорь? Ты как… откуда?
- Из Англии. Мне позвонили друзья и сказали, что они видели сюжет по новостям. Я попросил их найти твой телефон. Ты уехала тогда так неожиданно. Я даже не знал где тебя искать. Я всех попросил, чтобы они сказали мне, если узнают о тебе что-нибудь. И вот - фантастика – в новостях показывают, как тебе вручают ключи. Леночка, у меня через месяц каникулы, я лечу на родину. Милая моя, я не знаю, что у тебя сейчас происходит. С кем ты, о чем ты думаешь. Но я тебя прошу. Дождись меня. Я тебя люблю. У нас с тобой будет семья. У нас с тобой будет дом, ребенок.
- Да… конечно… дом… ребенок… но сейчас мне надо бежать… в исполком. Игорь, я так рада что ты позвонил, но мне надо срочно бежать…
- Алло, Леночка. Что? Куда бежать?

Леночка кладет трубку. Она теперь говорит сама с собой.
- Прости, милый, но мне надо бежать. Это надо решить. Так не хорошо. Я так не могу.
Она лихорадочно одевается и выбегает из квартиры.

* * *

В расстегнутом пальто она сбегает вниз по лестнице мимо грузчиков, которые поднимают мебель новоселов.
Она выбегает из дома и бежит к проспекту. Продолжая все время говорить сама с собой, она пытается поймать такси и шагает, не глядя, на проезжую часть. Визг тормозов. Леночка падает. Сбегаются прохожие.

- Какой ужас!
- Вызовите скорую.
- Она ведь беременна.
- Дайте воздуха.
- Какая молодая.
- Я не сбивал ее, она сама упала!

Часть девятая «Дочь»

Март (Песня жаворонка)

- Она сама упала.
Таня в больничном коридоре говорит по телефону с кем-то.
- Выскочила на дорогу. Водитель по тормозам. Она в обморок. Водитель кстати тоже, как увидел, что беременную чуть не сбил, рядом в обморок грохнулся. Представляешь, милиция приехала и не может понять, кто из них потерпевший. Да. Беременная. Семь с половиной месяцев. Прости, доктор вышел. Потом перезвоню.
- Вы ей кто?
- Знакомая. У нее никого нет. Она интернатская.
- Тогда слушайте. Я понимаю, что за все время беременности она у гинеколога ни разу не была. Если бы она была у любого врача, то он бы рекомендовал немедленно делать аборт. Дело в том, что ей категорически нельзя рожать. Ни в коем случае. Даже если оставить без внимания серьезную анемию и запущенные болезни детского возраста, у больной явно видна серьезная врожденная женская патология. И сейчас вам, точнее, всем нам, надо принять решение. Еще раз повторю - рожать ей категорически нельзя.
- А что же делать сейчас, доктор?
- Вы должны к ней зайти и уговорить ее согласиться на непростой, но жизненно необходимый шаг. Иначе…

* * *

Таня заходит в палату реанимационного отделения.
- Леночка!
- Танечка. Спасибо что пришла. Я только прошу тебя, ничего сейчас не говори. Я понимаю, что дела мои не сильно хороши. Мне говорили, что моя мама умерла во время родов. Поэтому то я и попала в интернат для сирот. В свой маленький мир. Я нашла там свою семью, своих друзей. Я была там абсолютно счастлива. И когда я вышла в большой мир, я поняла, что и в нем тоже живут хорошие люди. Я недолго в этом большом мире. Но я успела найти любовь, друзей, у меня даже появился свой дом. Я так благодарна всем, кого я встретила на своем пути. И вот сейчас я должна сделать еще одно очень важное дело. Я должна дать жизнь одному человечку. И пусть даже это будет нелегкой ценой.
- Леночка, доктор сказал, что это очень рискованно рожать в твоем состоянии. Может быть, мы обсудим варианты…
- Нет, никаких вариантов не будет. Я никогда не отберу жизнь у своего ребенка. Он придет в этот прекрасный мир. Мой ребенок найдет тут свой дом, любовь и друзей. Скажи, пожалуйста, всем, что я их очень люблю.

Апрель (Подснежник)

Эпилог

Весна.
Маленький районный городок. Знакомый старенький автобус со следами медицинской символики. В нем все те же санитары в застиранных белых халатах, надетых поверх одежды.
Автобус подъезжает к двухэтажному современному зданию. Из дверей выходит немолодая крупная женщина в белом халате, вероятно заведующая. За ней семенят две нянечки неопределенного возраста. Один из санитаров открывает автобус, второй протягивает документы заведующей.

- В интернате мы уже были, теперь вот к вам. Заодно и ее привезли.

Нянечки разгружают овощи.
Заведующая подходит к открытой двери и, наклоняясь, вынимает из автобуса конверт с грудничком.
- Девочка. Четыре недели. Мать умерла во время родов. Отец неизвестен. Больше родных нет.
- Назовем то как? А?
- Может Леночка?- одновременно говорят ангелы-санитары.
Заведующая поднимает глаза на них. Пауза.
- Оформляем?
- Временно, вон за ней целая делегация уже.
За санитарами стоит Игорь.
- Вы оформляйте, временно как положено… а мы все вопросы начали уже решать.
Рядом с Игорем мы видим Татьяну.
- Если что-то надо, вы скажите, у нас много возможностей.
А рядом с Татьяной стоит … Леночка.
- Я чудом не выбросила визитку этого мужчины. А они так хотят с женой ребеночка. Я уже их обрадовала. Они сейчас приедут сюда. За своей Леночкой!
Мы видим, как вдали возле своей машины прогуливается в окружении своих детей Александр Анатольевич, толкая коляску с младенцем. Он сердится и показывает на часы, намекая, что ему пора уже и ехать.
Леночка, Игорь и Татьяна смеются и бегут к машине.
Конец.