Жаль только жить в эту пору прекрасную

Анна Хомякова
Невнятное бормотанье на тему «что такое литература» себе может позволить каждый третий. Попытаться серьезно в этом разобраться – один из десяти. Написать настоящее произведение, а не графоманский бред – один на двенадцать тысяч. Или одна, что реже.
Однако, рунет напичкан маленькими и большими литературными сайтами и порталами. Большинство из них похожи на свалки. Часть – на деревенские, часть – на элитные. Сетевой писатель в своем выборе руководствуется только собственным вкусом и интуицией. А главное – целью публикаций. На сайте «Литклуб» например при публикации стихотворения предлагается сразу указать приоритет: «творчество» или «теплота» (т.е. общение на литературные и окололитературные темы). Оно, может и неплохо, когда стихи или рассказы независимо от их качества, помогают объединить единомышленников в единый круг, найти друзей и т. п. Я ни в коем случае не хочу обидеть тех, кто приходит в рулинет с целью «потусоваться» в литературных кругах. Тема общения в сети – это материал для отдельного большого исследования.
«Само слово "любительский" по отношению к чему бы то ни было звучит слегка пренебрежительно. На самом деле никакой "любительской" литературы и нет. Совсем. Есть игра (где, кстати, игроки могут быть виртуозами). Есть не-игра. Что определяет границу между этими вещами? Отношение человека к предмету. Литература начинается, когда мы переходим на полосу "не-игры", здесь она уже может быть "хорошей и плохой", "нравится - не нравится", "к сердцу прижмет - к черту пошлет". Но это уже... произведение. Это именно то, что заставит вас прервать скольжение и просто почитать.»(Александр Шерман. «На живую нитку. Сеть как среда обитания творчества» http://www.netslova.ru/sherman/)
Но! Есть псевдолитература, и есть Литература с большой буквы. И та, и другая присутствует и в бумажном, и в сетевом вариантах. Напечататься на бумаге сложно. Для публикации в журнале нужны связи. Для публикации собственной книги нужны деньги. И то и другое относится скорее к литполитике, чем к писательству. Поэт всегда голоден и зол. Для того, чтобы публиковаться в сети, нужны копейки на оплату трафика. Можно даже не иметь собственного компьютера. Пункты коллективного доступа есть в каждом почтовом отделении. Даже в деревнях.

«У нас же сейчас книгоиздание - это бизнес. Вложил деньги - получил деньги. Вкладывать, конечно, надо в стоящее. Любой современный русский издатель скажет вам, что издание поэзии сейчас - неприбыльно. А поэзии молодых и неизвестных - убыточно. Но чтобы стать известным, надо хоть раз опубликоваться - замкнутый круг. Можно, конечно, стать известным хулиганом/диссидентом /самоубийцей/etc (выберите сами, что вам нравится). Но с литературой весь этот скандализм не связан - а хочется чистоты эксперимента»
 (Алексей Андреев, «Cetera. Манифест Сетевой Литературы, или Личный Опыт Поэтической Независимости», http://www.netslova.ru/andreev)


Найти действительно качественный интернет - литературный журнал большая редкость. Поздравляю тех, кто имеет возможность читать «Вавилон», «Сетевую словесность», «Вечернего Гондольера», «Хромого Пегаса» или «Новую Литературу». Это как минимум показатель упорства в поиске. 70% читателей не доходит до этого круга ада, и останавливается в лучшем случае на «Стихи.ру».
Чаще Интернет встречает новичка обилием низкопробной писанины, которую даже графоманией называть не хочется. Это тем более прискорбно, что в сеть «за литературой» чаще всего приходят те, кто отчаялся найти на полках книжных магазинов действительно достойные творения, а значит, имеет некий художественный вкус и неравнодушен к культуре.
Несколько лет назад Интернет был прерогативой околопрограмистской среды, стало быть, «физиков». Ныне положение несколько изменилось, но бо’льшая часть «лириков» до сих пор презрительно смотрит на «адские машины», и бормочет о невозможности совмещения «высокой поэзии и какой бы то ни было техники».
Мне думается, что подобное могут позволить себе снобы, пресыщенные литературной жизнью, со своим кругом, и убежденностью, что всё это – преходящая мода. (Впрочем, имеется достаточно примеров того, как состоявшийся, титулованный и увенчанный лаврами писатель появляется на страницах литературных сайтов. Если его тут же не раздирает свора бешеных мосек, он удваивает свою известность и получает очередную порцию внимания и читателей). Молодому же автору Интернет необходим как воздух. Если тебе 18 лет, «юноша бледный со взором горящим», ты не сын Билла Гейтса и не друг – брат - товарищ Главы Нобелевского Комитета, скорее всего ты не завален предложениями издателей и редакторов «толстых журналов». Единственный выход к читателю – через сеть. Нет, можно конечно устраивать творческие вечера в цехах металлургических заводов…

«Очень часто небесталанный автор-новичок пинком открывает дверь на один из литсайтов и объявляет о прибытии гения в данный отстойник... Однако проходит немного времени, и он видит (если не дурак), что не такая уж он и Джомолунгма на Урале, если внимательно оглядеться... И начинается нормальная литературная жизнь, со взлетами и пролетами. Это - если говорить о творческих результатах. А социально... Чем дальше, тем сильнее социальная значимость для автора в том, что он востребован в Сети и известен в ее пределах. И оффлайн просыпается. "Вагриус", "Амфора" в последнее время зашустрили в Сети, стали авторов искать и издавать. Но пионером, передовиком в поиске и " бумажном печатании" был и остается "Геликон +" и его руководитель А.Н.Житинский, имеющий в Сети "ник" МАССА.»
(Из интервью О’Санчес, автора романов «Кромешник» и «Нечисти» Марии Митрениной. Опубликовано в «Русском журнале» 24.02.2003
http://www.russ.ru/netcult/20030224_mitrenina.html


Но тут снова та проблема, о которой я говорила выше – как найти СТОЯЩИЙ и настоящий интернет – журнал, который можно «осчастливить» своими творениями? Говорят, мол, подобное притягивается к подобному, и что кто ищет, тот находит. Спору нет, мало - мальски элитное и настоящее никогда не было и не будет широко известным. Но на поиск тоже нужно отважиться.


Для начала можно попробовать свои силы здесь:
"Вечерний Гондольер" - gondola.zamok.net
"Новая литература" - www.newlit.ru
"Пролог" - www.ijp.ru
"Хромой пегас" - www.lame.ru
"Точка Зрения - Lito.Ru"
петербургское ЛИТО "Пиитер"
сообщество поэтов "Полутона"

Десятки же тысяч «претендентов» на пушкинскую славу отсеиваются на начальных этапах - находят сайт, который атакуют своими виршами, получая законную порцию удовольствия. И они счастливы, «что остальные им просто завидуют». Оставим же эту армию в блаженном состоянии покоя. Они нашли отдушину, нашли новых знакомых.
А сами продолжим битву за внимание вечности, за Настоящую Литературу.
«Поэт в России больше чем поэт». Он сам должен двигать свои творения, должен кому – то что – то доказывать, обивать пороги редакций… Это вовсе не от самолюбия, не от тщеславия. Стремление отдать часть себя, поделиться самым дорогим…
Интернет помогает, соединяет читателя и писателя, и даст Бог, поможет дожить до светлого будущего, когда будут издаваться достойные достойными тиражами. Молодые, талантливые, дерзкие, гениальные. Даст бог.