Шандор Радо

Валентина Томашевская
Шандор Радо – человек удивительнойсудьбы, венгерский картограф и географ, доктор географических и экономических наук (1958).
Хорошо понимая опасность, которую нес человечеству фашизм, Шандор Радо в 1935 году выразил тогдашнему руководителю разведывательного управления РККА Семену Урицкому свое желание сотрудничать с советской военной разведкой и получил задание создать в Швейцарии разведывательную организацию, что и было сделано.
Вскоре поступили указания из Москвы.
«Дорогая «Дора», — говорилось в письме Центра, — в связи с общей обстановкой, которая вам вполне ясна, я ставлю перед вами задачу самого энергичного развертывания вашей работы... для получения ценной военной информации и привлечения интересных для нас лиц. Сконцентрируйте внимание... прежде всего на Германии, Австрии, Италии. Директор».

Разведовательная группа Шандора Радо в годы второй мировой войны работала в Швейцарии под вывеской агентства «Геопресс». Ее основные информаторы находились в Германии. Особенно эффективной была группа Рудольфа Росслера (псевдоним «Люци»). По своим убеждениям Росслер не был коммунистом, но был активным антинацистом, эмигрировал из Германии после прихода Гитлера к власти. Его друзья, оставшиеся в рейхе, занмали видные посты в штабе Вермахта, в штабе ВВС и в Министерстве иностранных дел в Германии. Они поставляли ему важную информацию, которую он передавал швецарским секретным службам, а те пересылали ее в Лондон. Но когда Росслер узнал, что англичане не передают русским важнейшую информацию с Восточного фронта, где решалась судьба войны в Европе (1941—1943 годы), то Росслер стал работать с советским резидентом в Швейцарии Шандором Радо. В немецкой котрразведке группа Радо проходила под кодовым названием «Красная тройка» (по числу радиостанций группы Радо, две в Женеве, одна в Лозанне). Группа Радо сообщила советскому командованию важнейшие сведения о планах вермахта и дислокации войск германской армии на Восточном фронте, которые особенно полезными оказались в битве под Москвой (1941 год), под Сталинградом и в битве на Курской дуге (1942—1943 годы).

 В организацию «Дора» добровольно вошли более 20 человек различных политических взглядов — мужчин и женщин, которых объединяли ненависть к фашизму и понимание, что единственной силой, способной остановить коричневую чуму, является Красная Армия. И группа работала с каждым днем все интенсивней. Она, например, знала, какой корабль или подводная лодка и когда покидали итальянские порты и брали курс к берегам сражающейся Испании. Летом 1939 г. источник из Германии сообщил о подготовке гитлеровцами захвата Данцига 31 августа, а 1 сентября 1939 г. фашистские орды вторглись в Польшу. Началась Вторая мировая война... От разведчиков в Центр летели все более и более тревожные сигналы. 6 июня 1940 г. «Альберт» радирует, что, по высказыванию японского атташе, Гитлер заявил, что после быстрой победы на Западе начнется немецко-итальянское наступление на Россию. В феврале 1941 г. один из источников Радо «Луиза» — офицер швейцарской разведки, сообщил, что Германия имеет на Востоке 150 дивизий и что наступление начнется в конце мая. 17 июня Радо передает срочное сообщение: «На советско-германской границе стоит около 100 пехотных дивизий, из них треть — моторизованные. Кроме того, 10 бронетанковых».
Разведчики группы Радо сумели проникнуть в стан противника и, изучив замыслы врага, предупредить СССР о надвигающейся войне. Использовалась ли эта информация? Безусловно. Поистине титанические усилия приложили советские люди, чтобы вырвать свою страну из вековой отсталости, создать мощную индустрию, коллективное сельское хозяйство, укрепить Красную Армию. Численность ее с 1939 по июнь 1941 г. увеличилась в 3,5 раза! Было заново сформировано 125 дивизий. В 1942 г. открылось 42 новых военных училища, войска были оснащены новой боевой техникой. Уже сходили с конвейера лучшие в мире танки Т-34 и KB, наши прославленные «Катюши».
Миф о "внезапности" гитлеровского нападения был политическим маневром Сталина, с помощью которого он хотел снять с себя вину за неподготовленность страны и армии к войне. Не в манере вождя было говорить о своих просчетах и провалах.
http://www.ostfront.ru/Text/Stalin.html
Центр ставит перед группой «Дора» новые задачи. Уже 1 июля Радо получает шифровку: «Все внимание — получение информации о немецкой армии. Внимательно следите и регулярно сообщайте о перебросках немецких войск на Восток из Франции и других западных районов. Директор».
Уже в дни гигантского сражения под Москвой Дора регулярно радировал в Москву данные о немецких потерях, имеющихся резервах, планах вермахта. И вот первая крупная победа — разгром 38 немецких дивизий под Москвой: уничтожено 1300 танков, 2500 орудий, около 300 тысяч солдат и офицеров. Враг отброшен от нашей столицы на 100—250 километров. Гитлеровская военная машина была потрясена, но далеко не сломлена. Она готовилась к решающим боям лета 1942 г. По заданию Центра источники «Дора» собирают информацию о производительности авиационных и танковых заводов, добычи нефти и запасах горючего, строительстве аэродромов, о базах снабжения, новых армейских формированиях.
Шифровки летели в далекую Москву. Они помогали Генеральному штабу полнее знать противника, осуществлять стратегическое и оперативное планирование, точнее нацеливать удары Советской Армии. Насколько важны были эти сведения, можно судить хотя бы по такой информации: в дни наступления гитлеровцев на Сталинград источник Радо «Люци» сообщил, что германское командование не считает возможной концентрацию советских войск в районе так называемых черных земель юго-восточнее Сталинграда. Поэтому фланг немецкой армии там не был защищен. Как известно, об этом пишет маршал Г.К. Жуков, по рекомендации A.M. Василевского, в то время начальника Генерального штаба, этот район и был избран как исходный для ноябрьского контрнаступления левого крыла Сталинградского фронта.
Сейчас, через 60 лет, когда многое тайное стало явным, когда бурные события тех грозных лет можно оценить всесторонне, проследить их развитие и понять причинную связь, кажется удивительным, просто фантастическим сделанное советскими разведчиками из нейтральной Швейцарии. В те дни «Дора» получил, например, такие запросы:
«9.11.42 г. — Где строятся оборонительные позиции на участках Сталинград—Клецкая и Сталинград—Калач? Их характеристика.
10.11.42 г. — Выясните: где теперь 11-я и 18-я танковые дивизии, раньше находившиеся на Брянском фронте.
2.12.42 г. — Уточните немецкие резервы в тылу Восточного фронта.
7.12.42 г. — Какие войсковые части перебрасываются сейчас с запада и из Норвегии на Восточный фронт и какие с Восточного фронта на Запад и на Балканы? На каком участке предусматривать контрудары, где, когда и какими силами?
Разведчики стремились выполнять эти задания и получали высокую оценку Центра.
Кульминационной точкой работы швейцарской группы советской разведки был 1943 г. К этому времени гитлеровцы получили сокрушительные удары под Москвой, Сталинградом, была прорвана блокада Ленинграда, по всему огромному фронту инициатива перешла к Советской Армии.
Первый сигнал об операции «Цитадель» поступил от известного советского разведчика Николая Кузнецова, действовавшего в оккупированном немцами Ровно. Однако наибольший объем информации поступил от наших разведчиков из Швейцарии. Именно они сообщили, что еще 15 апреля 1943 г. Гитлер подписал оперативный приказ, согласно которому операция «Цитадель» планировалась после 3 мая, а затем была перенесена на 12 июня. В Москву летели шифрованные радиограммы о корпусах, дивизиях, полках всех родов войск, задействованных в операции «Цитадель», их номерах и командирах. От разведчиков поступила и другая важная информация. В частности, о новом самолете «Мессершмите», о новом тяжелом немецком танке «Тигр» и его сильных, и слабых сторонах.
Настоящей сподвижницей Ш. Радо была Рут Вернер («Соня»). Еще до нападения Гитлера на СССР, находясь в Данциге, оккупированном фашистскими войсками, она сообщила командованию Красной Армии ценнейшие разведданные, за что была награждена орденом Красного Знамени. Прибыв в Швейцарию, «Соня» много месяцев вместе со своими донесениями передавала и донесения Радо. Одновременно она обучала для него радистов.
Группе «Дора» помогал француз, для конспирации названный «Лонгом». До войны «Лонг», будучи разведчиком 2-го бюро французского штаба, работал в Берлине в качестве корреспондента ряда влиятельных французских газет. В 1940 г., после поражения Франции, он выехал в Швейцарию. «Умный, талантливый разведчик, — вспоминал о нем Ш. Радо, — «Лонг» располагал в самых различных общественных кругах обширными и чрезвычайно ценными для нашего дела связями, над которыми он много потрудился еще в довоенную пору. Он установил тесный контакт со швейцарской разведкой, у него были связи в немецких буржуазно-эмигрантских кругах, а также в Берлине».
Ценную информацию поставлял «Доре» немецкий антифашист Рудольф Ресслер (Люци).
Рудольф Ресслер познал «прелести» окопной жизни в ходе Первой мировой войны и на всю жизнь стал ее противником. До прихода нацистов он редактировал в Аусбурге местную газету, издавал литературный журнал в Мюнхене.
В 1934 г. был вынужден эмигрировать в Швейцарию, за что был лишен германского гражданства. В швейцарской печати он выступал под псевдонимом «Р.А. Гермес», печатал статьи, в которых содержались ценнейшие данные о фашистской Германии. Он предложил свои услуги швейцарской разведывательной службе. Как утверждают авторы книг о Ресслере, он предупредил швейцарскую разведслужбу о нападении Германии на Польшу, вторжении в Бельгию и Голландию, о немецких планах войны против СССР. Конечно, им очень дорожили. Руководство швейцарской разведки поручило ему анализ всей разведывательной информации по Германии. Он получил возможность сопоставлять сообщения разных источников со своими собственными. Ресслер стал настолько ценным человеком, что был взят под круглосуточную охрану швейцарской контрразведкой. После начала Второй мировой войны прямой начальник Ресслера, руководитель швейцарской разведки полковник Масон, который понимал, что единственная возможность для Швейцарии избежать оккупации немцами — это победа Объединенных Наций, не препятствовал своим подчиненным входить в контакты с агентурой союзников. И Ресслер поддерживал таковые с англичанами и американцами. Но, увидев, что эта информация практически не используется, он стал искать пути для передачи ее единственно реальной силе в борьбе с фашизмом — Советскому Союзу.
Так что он стал звеном, и очень важным, в разведывательной группе Шандора Радо.
связь группы «Дора» с Москвой не могла остаться незамеченной. Гитлеровской разведке стало известно, что в Швейцарии действует советская разведывательная организация, использующая три передатчика. Передачи в Москву перехватывались, однако проникнуть в тайны работы разведчиков при всем старании фашистам не удавалось. Под давлением Германии нейтральная Швейцария начала охоту за группой Ш. Радо. Был сформирован специальный радиоотряд и его пеленгаторы обнаружили в эфире обе рации, работавшие в Женеве.
Полиция захватила радистов во время радиосеанса. 17 октября 1943 г. Радо выехал в Лозанну, где через свою рацию сообщил «Директору» об аресте радистов. Для связи с центром осталась только лозаннская рация. Москва через нее дала указание Радо: «Работу группы временно прекратить». Так закончила свое существование швейцарская группа советских разведчиков.
Дальнейшая судьба многих их них сложилась трагично. Все разведчики, попавшие в руки гестапо непосредственно в Германии, погибли смертью героев. Остались живы лишь те, кого арестовали в Швейцарии.
 В октябре 1945 г. швейцарские власти все же организовали суд военного трибунала над членами группы Радо. Обвинения в незаконной разведывательной деятельности против фашистской Германии были предъявлены ему самому (3 года тюрьмы!), его жене Лене, Рудольфу, Христиану Шнейдеру (антифашист), Маргарет Боли (радист), Эдмонду и Ольге Хамелям (радисты).
Рудольф Ресслер доказал, что занимался разведкой, прежде всего, в пользу Швейцарии, и был оправдан судом...

По приказу Центра Ш. Радо с ноября 1943 г. перешел на нелегальное положение, а затем при помощи французских партизан и швейцарских друзей ему вместе с женой удалось перейти границу и приехать в Париж,
где вступил в контакт с представителем советской разведки. В начале 1945 года он был отправлен в СССР на самолете. Опасаясь ареста по необоснованному обвинению, он при остановке в Египте попросил под вымышленным именнем политическое убежище в посольстве Великобритании, однако убежище ему предоставлено не было. Тогда он попытался покончить с собой и был госпитализирован. Советское посольство в Каире предъявило египетским властям сфабрикованное НКВД обвинение Радо в совершении уголовного преступления и добилось его выдачи. 2 августа 1945 года он был доставлен в Москву и арестован органами СМЕРШ. В декабре 1946 Особым совещанием при МГБ СССР Ш. Радо был осужден на 10 лет лишения свободы за шпионаж.
После смерти Сталина в ноябре 1954 он был освобожден из заключения и выехал в Будапешт. В 1956 Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла определение об отмене постановления Особого совещания и закрыла уголовное дело на Шандора Радо.
В 1958—1966 был профессором, заведующим кафедрой картографии университета Карла Маркса в Будапеште. С 1955 руководил картографической службой ВНР, а с 1965 — периодическим информационным изданием «Картактуаль», посвящённым вопросам картографии и геодезии. Под руководством Радо был издан полнейший атлас Венгрии (1967). В 1972 избран председателем Комиссии по тематическому картографированию Международной картографической ассоциации, возглавил редакционную коллегию по изданию первой карты мира масштабом 1 : 2 500 000 (в 1 см 25 км.) .
Автор множества трудов по экономической географии Венгрии и мира, географическому разделению труда.

Источники:
Википедия, статьи, интернет.