Сантехник всегда прав или кран за 2000 у. е

Алена Олейникова
 Федотовы хотели «как лучше». В трехкомнатной квартире на пятом этаже стандартной панельной девятиэтажки в Выхине, на которую копили много лет, решили все-таки сделать минимальный ремонт. Квартира была новой условно - только для семьи Федотовых. Дом сдали в 1973 году и с тех пор никто ни о каком ремонте не слышал. Смесители тихонько подтекали, трубы улыбались ржавчиной, раковины уже не поддавались чистящим средствам.
Поменять сантехнику. Андрей обзвонил десяток фирм. Цены колебались от вызывающих легкое сердцебиение до приводящих к остановке дыхания. И небольшой нюанс – чтобы отключить воду на время проведения работ все равно необходимо обратиться в местный ДЭЗ. Поход в ДЭЗ. Разговор с Очень Важными Персонами. Сантехник советских времен, который за бутылку готов был «сделать все», вспоминался как недостижимое счастье. Современный мастер, в отличие от специалистов предыдущих поколений, человек обычно непьющий, нередко с высшим образованием, мобильным телефоном и непоколебимым чувством собственной значимости. Если и не очень разбирается в технологии ремонта, то в решении финансовых вопросов может вполне составить конкуренцию любому менеджеру среднего звена. За месяц поменяли раковины, смесители, полотенцесушитель. Что-то покупали хозяева, что-то приносили сами сантехники, расхваливая достоинства товара.

Несколько месяцев прожили почти без забот и особых хлопот. И вот наступило 4 июня. Лена Федотова возвращалась с работы. Звонок мобильника. Голос мужа узнала с трудом.
- Нет, все живы. Но мы залили кипятком четыре этажа.
Потом это назовут в документах «срыв шарового крана полотенцесушителя».
Вот как вспоминает об этом пятнадцатилетняя Аля Федотова. Она была дома одна, когда в ванной забил фонтан горячей воды
- Было около трех часов. До выхода из дома оставалось еще время и я решила отдохнуть. Вдруг внимание привлек странный звук, который не сочетался с картинкой на экране телевизора. Сначала мне показалось просто странным то, что из-под двери туалета идет пар и течет вода. В первые секунды я стояла в оцепенении перед открытой дверью, на одежду летели брызги, ноги были уже по щиколотку в воде. Из той части стены, где находились трубы, хлестала мощная струя кипятка. Наблюдая за повышающимся уровнем воды, я начала приходить в себя. Надо было что-то предпринять, но я растерялась и даже не знала, куда обратиться. Первым решением было обратиться к кому-нибудь из взрослых. Так как дома никого не было, побежала звонить к соседям. На мое счастье соседка оказалась дома. Она точно знала, что делать, и начала звонить в диспетчерскую. Успокаивая меня, тетя Оля описала сложившуюся ситуацию оператору. Девушка на другом конце провода обещала что-нибудь предпринять. Все это время вода продолжала литься непрерывным потоком.
Я пробовала связаться с родителями, но объяснить им толком, что здесь происходит, я не смогла, трубку опять взяла соседка. Папа сказал, что приедет как можно скорее. Когда все организационные моменты были закончены, пришлось вернуться домой. При виде озера в нашей квартире мне стало жалко вещи. Под грохот льющейся воды я пошла, бродить по комнатам. Вокруг плавали тапочки, книжки, расческа, совок. Клетка с кроликом из комнаты доплыла до коридора, туалетный «утенок» позже был обнаружен под кроватью, дрожащую кошку снимали со шкафа. Нашла компьютер, положила его на кровать, вода тонкой струйкой полилась на покрывало (он даже потом работал!).
Постепенно начали приходить соседи, интересоваться, сочувствовать, переживать, ругать. Я спускалась на нижние этажи. На четвертом этаже вся квартира была заставлена книгами, вода выливалась из выключателей и розеток, текла с потолка. Ниже картина не очень отличалась: и третий, и второй этажи были залиты.
Появились и сантехники, добрели до подвала, перекрыли воду. После сорока минут беспрерывного потока напор начал ослабевать, вскоре прекратился совсем. Теперь, уже в тишине, начали вычерпывать воду. Помогала все та же соседка тетя Оля, ее дети, соседи сверху. Черпали воду чем придется в раковину, в ванну. Родители вернулись, когда мы уже вытирали лужи.

Утром следующего дня пришел сосед с первого этажа. Звали его не Антоном Семеновичем. И фамилия у него была не Шпак. Но рассказ о промокших коврах и вздувшемся линолеуме звучал с той же интонацией, что и жалобы из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" про «три магнитофона, три куртки замшевые импортные, фотоаппарат - тоже три!». Хуже всего, конечно, пришлось соседям на четвертом этаже. Кроме жалоб на материальные убытки они говорили о стрессе для годовалого ребенка и песика породы той-терьер. А еще оказалось, что вода не успевала стекать вниз, растекалась по дому бурным потоком и прорвалась в квартиры, которые расположены сбоку. Получилось четыре трехкомнатных и четыре однокомнатных квартиры.
Федотовы исправно платили Российскому страховому народному обществу «Росно» по столичной системе добровольного страхования. «Свидетельство о страховании жилого помещения в городе Москве» и квитанции ЕИРЦ с оплаченными взносами не намокли. Пункт о том, что в случае «аварии систем отопления, водопровода, канализации, а также внутренних водостоков, в том числе происшедших вне застрахованного жилого помещения» страхователь имеет право на «получение страхового возмещения и возмещения убытков в части гарантий Правительства Москвы» успокаивал. Звонок в «Росно» (как предписано в красивой бумажке - в течение трех рабочих дней с «момента установления факта повреждения жилого помещения») перевернул представление Федотовых о многих вещах. Вежливый голос задавал многочисленные вопросы, после чего изрек вердикт: «Вы несанкционированно поменяли сантехнику, в частности полотенцесушитель, ставший причиной аварии. Это не страховой случай. Все убытки придется оплачивать вам самим. Спасибо за звонок. До свидания».
Получалось, что ежемесячные взносы (В 2006 году для квартиры Федотовых(60 кв.м.)– это 52рубля 47 копеек в месяц) фактически страхуют риски ДЭЗа. Если бы сорвало старый проржавевший кран официально установленный двадцать лет назад уполномоченным сантехником, это был бы страховой случай. А если этот же сантехник поменял вам кран на новый импортный, это уже к «гарантиям Правительства Москвы» никакого отношения не имеет.
Лена не поверила, впервые в жизни обратилась за юридической помощью. Виктор Борисович Запрудский из коллегии адвокатов “Росар” был любезен, профессионален и неумолим. Платить придется. И ему, и соседям, и сантехникам. В результате полуторачасового общения с дипломированным юристом Лена Федотова уверилась в следующем:
• Если суммы претензий пострадавших соседей исчисляются в тысячах долларов, то имеет смысл решать вопрос о размере выплат в суде. Нужно искать оценщиков, адвокатов и готовиться к повышению собственной юридической квалификации.
• Если в речь идет о тысячах рублей, то лучше дело до суда не доводить. Судебные издержки могут оказаться выше.
• Но и в последнем случае повышения юридической квалификации избежать не удастся. Просто так денег никаким возмущенным людям давать нельзя. Все должно быть юридически грамотно оформлено.
Виктор Борисович снабдил Лену проектом «Мирового соглашения», «Расписки» и обещанием помочь «если что».
Следующий шаг. Из ДЭЗа пришла импозантная дама, начальник участка. Лена мобилизовала свои дипломатические способности, постаралась убедительно выразить тривиальную мысль о том, что размер ее благодарности будет безграничен в пределах разумного. От того, как составлен «Акт комиссионного обследования поврежденного жилого помещения» во многом зависит и объем компенсаций. Начальник участка оказалась человеком достаточно понятливым и гибким. Она объяснила, что оценивать результаты протечек надо не раньше чем через две-три недели, когда все высохнет. С пострадавшими она беседовала примерно в таком духе:
- А ремонта-то у вас давно не было. Да вот тут на кухне небольшой подтек, можно закрасить. Обои у вас старые, вон там два полотна немного отклеились.
- А вы почему линолеум прям на паркет постелили? У вас и без всякой протечки все отваливается.
Через неделю Лена получила заполненные акты, поблагодарила их составительницу, и Федотовы пошли по квартирам.
На третьем этаже попросили четыре тысячи рублей, согласились на три с половиной и долго благодарили за порядочность. Еще с четырьмя соседями тоже удалось относительно легко договориться. Самые пострадавшие – жильцы четвертого этажа пытались добиться полного ремонта всей квартиры, но когда Андрей усталым голосом предложил взять пятнадцать тысяч или обращаться в суд, дебаты прекратились. Неожиданно непросто оказалось с однокомнатной квартирой на втором этаже. Хозяин сдавал ее внаем и ему нужны были не деньги, а приличного вида комната. И подтеки, вроде, были не очень сильные, но помещению необходимо было вернуть товарный вид. Узнав, сколько берут московские маляры, Федотовы сами за выходные переклеили соседские обои. У квартиры на первом этаже оказалась юридическая проблема. Хозяин, пожилой человек, как выяснилось, несколько месяцев назад ушел из дома и не вернулся. А женщина, представившаяся его дочерью, утверждала, что у нее все документы у нее и она - единственная наследница. Однако в этом случае Федотовы решили сэкономить. Между прочим, законный владелец так до сих пор и не объявился.
Вместо поездки на море, получив зарплату, Федотовы шли раздавать деньги соседям. Брали расписки, составляли и подписывали мировые соглашения. После многократного повторения каждая фраза в юридическом тексте обретала понятной житейский смысл.
«Руководствуясь ст. 15, 151, 1064, 1100, 1101 и обоюдным желанием сторон досудебного урегулирования ситуации по возмещению вреда причиненного заливом квартиры Стороны решили оценить причиненный ущерб кв. № 157 в результате залива денежной суммой в размере – 4 500 (четыре тысячи пятьсот ) руб.
После получения денежных средств указанных в п. №1 настоящего соглашения Иванов Иван Иванович принимает обязательство в будущем не предъявлять к Федотовой Елене Петровне каких-либо претензий как материального, так и морального характера, по возмещению ущерба, связанного с ремонтом и восстановлением квартиры, получившей повреждения в результате данного залива
В случае предъявления третьими лицами обоснованных претензий к одной из сторон по возмещению ущерба, связанного с ремонтом и восстановлением квартиры, получившей повреждения в результате данного залива, то Иванов Иван Иванович принимает на себя полную ответственность по этим обязательствам»
Наконец дошла очередь и до своей квартиры. Федотовы потихоньку отдирали вставший на дыбы паркет и по очереди ходили в ДЭЗ. На этот раз они решили сделать все официально. Борьба за юридически безупречное восстановление полотенцесушителя приобрела спортивный интерес. Регулярно не было на месте главного инженера, который должен подписать наряд, в районе начались профилактические работы, и все сантехники были круглосуточно заняты. При этом поставить любое оборудование без бумажек и за наличные желающих было более чем достаточно.
Вот что рассказал специалист по кранам и унитазам, который с использованием многочисленной ненормативной лексики все-таки по предписанию ДЭЗа привинтил на место изогнутую трубу.
-Мы, конечно, меняем сантехнику официально, но только на нашу российскую. ДЭЗ ее получает. А что там на рынке за импортный брак продается – не наше дело. Хотите – берите. Вон тот кран у вас тоже скоро лопнет. В соседнем доме уже три таких сорвало. Я за месяц шестьдесят тысяч зарабатываю. А все эти расценки, которые вам там печатают – для одиноких пенсионеров.
Прошло еще несколько месяцев и к Федотовым пришло ощущение счастья, они осознали, как им повезло. Во-первых, ни у кого в доме не было подвесных потолков, полов с подогревом и вообще намеков на евроремонт. В результате семья лишилась только суммы примерно эквивалентной стоимости летнего отдыха за границей. Во-вторых, познакомились с соседями и узнали, что среди них нет ни одного настоящего склочника или просто непорядочного человека, который воспользовался бы чужой неприятностью для собственной выгоды. В-третьих, поменяли полы, а то так и ходили бы по старому рассохшемуся скрипящему паркету.
Теперь Федотовы думают, зачем же им оплачивать такие гарантии московского правительства и такой ДЭЗ.
И еще в продолжение этой истории. Российское страховое народное общество «Росно», которое страхует по программе московского правительства, занимается и обычным коммерческим страхованием жилья. На этом рынке работают и другие многочисленные компании. Как объясняют консультанты, можно застраховать отделку квартиры от всех возможных повреждений (включая поджоги, заливы, взрывы газа не зависимо от причины и даже теракты). Для этого представитель компании должен приехать и оценить стоимость потенциального ремонта. Если она не превышает $300 за кв.м., то страхователи берут 0.6% . Так для квартиры Федотовых площадью 60 кв.м. страховая стоимость составит $ 18 000. Им нужно будет заплатить $ 108 за год.
Можно застраховать «гражданскую ответственность перед третьими лицами». Страховка в $ 10 000 обойдется осторожному москвичу в $ 84 в год. Если капризная сантехника устроит неприятности для соседей, то разбираться с ними будете уже не Вы, а ваша страховая компания.
По такому пути пошла, например, семья Кашиных из Люблино. Радость от приобретения жилья в шестнадцатиэтажном новом доме омрачилась неприятным соседством. Оказалось, что владельцы квартиры сверху страдают патологической рассеянностью. На второй день после новоселья они ночью забыли выключить воду в ванной. Маша Кашина с возмущением демонстрировала соседке вздувшийся паркет и подтеки на свежеоклеенных стенах, месяц добивалась хоть какого-то возмещения ущерба. Еще два месяца ушло на новый ремонт. А через неделю история повторилась. Но на этот раз соседка упорно избегала общения. Кашины обратились в суд. Отпрашивались с работы на заседания. Выиграли дело. Однако оказалось, что получение денег по постановлению суда – совершенно отдельная история, вновь требующая сил и времени. Кашины поняли, что ценят свое время и психологическое здоровье дороже нового пола. Решение застраховать квартиру они приняли на семейном совете в результате многочасовых дебатов. После очередного цикла «потоп - подсчет убытков – ремонт» получили причитающуюся им сумму. И тут у соседей почему-то восстановились внимание и память. Больше сверху ничего не лилось. Причастна ли к такой метаморфозе страховая компания - неизвестно.

(Вариант опубликован в газете "Мой район", октябрь 2006)